ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/2018 от 25.06.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-88/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 25 июня 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Михейкиной М.О.

с участием прокурора Кичаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» (АО «ЛОТЭК») недействующими приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2017 №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» в части, п.2 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.12.2017 №667-п «О внесении изменений в некоторые приказы комитета по тарифам и ценовой политике» в части, об обязании принять новый нормативный правовой акт,

установил:

26 ноября 2015 года ЛенРТК принят приказ №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018т годов», пунктами 1 и 2 которого были установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду указанным потребителям на названный период согласно приложениям 1 и 2(далее приказ ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п).

Пунктом 3 приказа ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности открытого акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов для формирования тарифов, установленных в пунктах 1 и 2 настоящего приказа с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 3 к настоящему приказу.

Приказом ЛенРТК от 16.12.2016 №332-п внесены изменения в приказ ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п, а именно приложения №№1,2 к приказу ЛенТК от 26.11.2015 №279-п изложены в иной редакции(согласно приложениям 1, 2).

Приказом ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов»(далее-приказ ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п) приложения 1, 2 к приказу ЛенРТК от 26.11.2015 №275-п изложены в иной редакции согласно приложениям 1 и 2.

В частности, пунктом 1 приложения 1 к приказу ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «ЛОТЭК» (для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение «Кировского муниципального района Ленинградской области в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) на период 2016-2018 годов с разбивкой по полугодиям.

В пункте 1.1. Приложения 2 к приказу ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, поставляемую АО «ЛОТЭК» (для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение «Кировского муниципального района Ленинградской области) на период 2016-2018 годов с разбивкой по полугодиям. В составе названного двухкомпонентного тарифа на горячую воду названным приложением №2 утвержден компонент на тепловую энергию, одноставочный, на период 2016-2018 годов с разбивкой по полугодиям.

Пунктом 2 приказа ЛенРТК от 28.12.2018 №667-п «О внесении изменений в некоторые приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области» внесены изменения в приказ ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п с изложением приложения 2 к приказу в иной редакции.

Так, в пункте 1.1 указанного приложения №2 установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, поставляемую АО «ЛОТЭК» (для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение «Кировского муниципального района Ленинградской области) на период 2016-2018 годов с разбивкой по полугодиям. В составе названного двухкомпонентного тарифа на горячую воду названным приложением №2 утвержден компонент на тепловую энергию, одноставочный, на период 2016-2018 годов с разбивкой по полугодиям.

Поименованные приказы ЛенРТК размещены на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области.

Являясь единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области, включенной в реестр субъектов естественных монополий, АО «ЛОТЭК» обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просила (с учетом уточнения требований):

- признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2017 года №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» в части:

- установления приложением 1 тарифа на тепловую энергию для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочного с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./Гкал.;

-установления приложением 2 (в редакции приказа ЛенРТК от 28.12.2017 №667-п) для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) двухкомпонентного тарифа на горячую воду в части компонента на тепловую энергию одноставочного с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./Гкал.;

-признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 приказа ЛенРТК от 28.12.2017 №667-п ««О внесении изменений в некоторые приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области» в части внесения изменений в приказ ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» в части установления в приложении №2 к приказу ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) двухкомпонентного тарифа на горячую воду в части компонента на тепловую энергию одноставочного с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./Гкал.;

-обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение 1 и приложение 2 к приказу ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п ««О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов», которым включить в состав необходимой валовой выручки АО «ЛОТЭК» на 2018 год экономически обоснованные расходы в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе: расходы по выплате процентов по договорам денежных займов в размере <данные изъяты>.руб. и дополнительные расходы по статье «Топливно-энергетические ресурсы» (топливо) в размере <данные изъяты>.руб. в связи с необходимостью увеличения нормативного объеме технологических потерь на 1136,3 Гкал и нормативного объеме собственных (хозяйственных) нужд на 2119,7 Гкал.; взыскать государственную пошлину.

В обоснование требований указано, что названные региональные акты в оспариваемой части приняты с нарушением ст.7, ч.3 ст.9 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.п.38, 51, 52, 61, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, п.п.33,39 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 №760-э.

По позиции административного истца органом тарифного регулирования в необходимую валовую выручку в расчет вышеназванных тарифов необоснованно не включены экономически обоснованные расходы в общей сумме <данные изъяты> тыс.руб., в том числе:

- не включены расходы по выплате процентов по договорам денежных займов в размере <данные изъяты> тыс. руб.(при том, что подтверждающие документы в полном объеме были представлены административным истцом в ЛенРТК письмами от 29.11.2017 №1520, от 14.12.2017 №1631). По указанным в письмах договорам денежных займов АО «ЛОТЭК» получало целевые денежные займы для пополнения оборотных средств и для расчета с поставщиками. Денежные средства от кредитных договоров и денежных займов в соответствии с принятой в АО «ЛОТЭК» учетной политикой распределяются пропорционально доле соответствующего дохода вида деятельности в суммарном объеме всех доходов;

- исключены из нормативного объема технологических потерь 1136,3 Гкал и собственных (хозяйственных) нужд 2119,7 Гкал.(что привело к снижению объема необходимой валовой выручки в размере <данные изъяты> тыс.руб.).

В указанной части отмечено, что в 2015 году расчет норматива технологических потерь(величина технологических потерь) был направлен в орган тарифного регулирования, одобрен и принят как долгосрочный параметр регулирования деятельности АО «ЛОТЭК»(приказ ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п).Однако, при корректировке тарифа в сфере теплоснабжения на 2018 год, в нарушение приведенных норм органом тарифного регулирования долгосрочный параметр–величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям, установленный приказом ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п необоснованно изменен(снижен).

Кроме этого, административный истец не соглашается с расчетами величины технологических потерь и объемов тепловой энергии на собственные (хозяйственные) нужды и считает, что примененный органом тарифного регулирования способ исчисления величины потерь на 2018 год (пропорционально относительно отпуска в сеть) не соответствует Приказу Минэнерго России от 30.12.2008 №325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя», равно как принятие величины тепловой энергии на собственные (хозяйственные) нужды котельных на уровне «фактических затрат» за 2016 год не отвечает требованиям Приказа Минэнерго России от 30.12.2008 №323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии».

Кроме этого, несмотря на поданные административным истцом разногласия, в нарушение п.п. «л» п.32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 в протоколе заседания правления ЛенРТК (равно как и в экспертном заключении) не указаны причины, на основании которых было отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных административным истцом. В письменных объяснениях генеральный директор АО «ЛОТЭК» не согласился с письменными возражениями административного ответчика, сославшись на их необоснованность и несоответствие требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца АО «ЛОТЭК» ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске и в письменных объяснениях доводам. дополнительно отметив, что договоры займа с учетом дополнительных соглашений являются целевыми, также не может быть признана правильной ссылка административного ответчика на субсидии, которые получает административный истец из бюджета Ленинградской области, так как данные суммы не могут быть направлены на восполнение кассового разрыва. Приказ ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п в части установления долгосрочных параметров является действующим и подлежит применению. Величина технологических потерь и объем тепловой энергии на собственные (хозяйственные нужды) рассчитан с нарушением требований законодательства.

В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика ЛенРТК-Рожен Ю.А. в удовлетворении административного иска просит отказать, указав, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий. Приказ ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п принят по результатам корректировки тарифов по предложению АО «ЛОТЭК», приказ ЛенРТК от 28.12.2017 №667-п принят на основании п.п. «а» п.7 Правил регулирования тарифов, так как приказом ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п были установлены новые тарифы в сфере водоснабжения.

Довод относительно невключения в необходимую валовую выручку АО «ЛОТЭК» при корректировке тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2018 год расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере <данные изъяты> тыс.руб. является необоснованным, так как изначально в предложении АО «ЛОТЭК» не претендовала на включение в необходимую валовую выручку расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам (исходя из имеющегося расчета) по статье «Прочие прямые расходы» (то есть в таблице «Расчет затрат по статье «Прочие прямые расходы» отдельно не указана величина выплачиваемых процентов по договорам займа и кредитным договорам, которая оспаривается). Согласно отчету о финансовых результатах АО «ЛОТЭК» за 2016 год чистая прибыль организации составила <данные изъяты> тыс.руб., обоснований необходимости привлечения кредитных средств АО «ЛОТЭК» в орган тарифного регулирования не представлялось; в составе обосновывающих документов, приложенных к заявлению АО «ЛОТЭК» от 27.04.2017 №483 о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, копии кредитных договоров, графиков платежей, платежных и иных документов, свидетельствующих о фактически понесенных расходах, не представлено.

Поэтому, на основании п.28 Основ ценообразования в тарифе на 2018 год в составе неподконтрольных расходов ЛенРТК учтены расходы АО «ЛОТЭК» на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним исходя из величины расходов по названной статье, учтенной при установлении тарифов на 2017 год и соответствующего индекса-дефлятора, предусмотренного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 и плановый период 2019-2020 годов.

Срок предоставления договоров займа с письмом от 14.12.2017 №1631 (за день до заседания правления ЛенРТК) не позволил органу тарифного регулирования провести их анализ, экспертизу и проверку.

В связи с направлением дополнительных материалов предложение о корректировке тарифов АО «ЛОТЭК» не изменялось; актуальные сведения по установленным формам, взамен ранее опубликованным, не опубликовывались. Представленные документы не могли быть приняты ЛенРТК в целом, так как не являются документами, надлежащим образом подтверждающими затраты регулируемой организации (в договорах денежного займа не определен их целевой характер, из данных договоров не следует, что административным истцом соблюдены требования к бухгалтерскому и финансовому учету, предусмотренные п.11 Приказа ФСТ России от 12.04.2013 №91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций», Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94-н).

Возражая против довода административного истца относительно величины технологических потерь представитель органа тарифного регулирования указал, что особенности определения объема технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях, предусмотренные п.п.90,118 Методических указаний неприменимы к деятельности АО «ЛОТЭК», так как у общества отсутствует инвестиционная программа, а также для общества на 2018 год не утверждались нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии в порядке, установленном приказом Минэнерго от 30.12.2008 №325. Рассматривать величину нормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях, определенную приказом ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п как долгосрочный параметр регулирования, предусмотренный п.75 Основ ценообразования (не подлежащий пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования), неправильно, так как такой подход не соответствует действующему законодательству. В указанной части в письменном возражении пояснено, что объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети меняется и актуализируется в каждом году регулирования. Поэтому величина технологических потерь (по годам) не может быть одинаковой. Кроме этого, в составе обосновывающих документов, обществом не была представлена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сведения о достижения целевых показателей. Соответственно, плановая величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2018 год определена исходя из определенной ЛенРТК доли, которая приходится на потери (12.97 %) и фактического объема отпуска тепловой энергии тепловой энергии в тепловые сети в 2016 году. Не соглашаясь с доводами административного истца относительно определения объема тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии (котельной) для целей корректировки тарифов на тепловую энергию и горячую воду, представитель отметил, что величина расхода тепловой энергии на собственные нужды котельных не может быть постоянной величиной. Ссылаясь на п.51 Методики расчета нормативов удельных расходов топлива по тепловых электростанциям и котельным, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 №323, представитель указал, что плановая величина объема тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии на 2018 год была определена исходя из планируемого объема отпуска тепловой энергии в тепловые сети на 2018 год и доли тепловой энергии, которая приходится на собственные нужды источника тепловой энергии(0,99%, определена на основании данных 2016 года).

Представитель ЛенРТК ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указав, что договоры денежного займа не содержат сведений о том, для каких целей они были заключены; договоры с учетом дополнительных соглашений не носят целевого характера; в части довода административного истца о наличии кассового разрыва необходимо учитывать, что АО «ЛОТЭК» ежегодно получает субсидии из бюджета Ленинградской области. Надлежит учесть, что у АО «ЛОТЭК» отсутствует инвестиционная программа, также у общества не имеется и программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для деятельности на территории муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области.

В заключении прокурор Кичаева О.А. считала, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части. Прокурор полагала, что орган тарифного регулирования не представил доказательств обоснованности проведения корректировки показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности (по сравнению с показателями, установленными п.3 приказа ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п) при проведении корректировки тарифов на 2018 год. Кроме этого, орган тарифного регулирования в нарушение п.п.29-32 Правил регулирования тарифов не доказал обоснованность отклонения заявленного обществом объема тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии(котельной) на 2018 год. Поэтому региональные акты подлежат признанию недействующими в оспариваемой части. В тоже время доводы административного истца относительно необоснованного невключения органом тарифного регулирования в необходимую валовую выручку расходов на выплаты по договорам займов и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере <данные изъяты> тыс.руб. не могут быть признаны обоснованными. Так, административным истцом в орган регулирования в порядке, предусмотренном п. 16 Правил не была представлена корректировка предложения. Представленные же договоры займа с дополнительными соглашениями, иные документы ЛенРТК обоснованно не признало документами, подтверждающими необходимость учета в составе неподконтрольных расходов затрат на оплату процентов по договорам займа, поскольку данные документы не свидетельствуют об экономической обоснованности затрат общества. Так как АО «ЛОТЭК» в орган регулирования не было предоставлено документов, подтверждающих необходимость привлечения заемных средств, то ЛенРТК в соответствии с п.33 Правил, обоснованно отказал регулируемой организации во включении в необходимую валовую выручку расходов на выплаты по процентам по договорам денежных займов. При этом, органом регулирования обоснованно принято во внимание, что согласно отчету о финансовых результатах за январь-декабрь 2016 года чистая прибыль АО «ЛОТЭК» составила <данные изъяты> тыс. руб.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО8, ФИО10 согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с п.п.4,5.1 ч.1 ст.8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

Пунктом 12 Основ ценообразования определено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа.

При установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми договорами в системах теплоснабжения, входящих в состав зоны деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии со схемой теплоснабжения поселения, городского округа, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 102 - 105 настоящего документа и методическими указаниями (абз. 3 п.12 Основ ценообразования).

При этом, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний (пункт 8 Методических указаний).

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден Приказом Минэнерго от 30.12.2008 №325, Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, (в п.51 которого определен порядок расчета тепловой энергии на собственные нужды котельных) утвержден Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии».

Пунктом 51 Основ ценообразования предусмотрено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Согласно же п.52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В п.52 Основ ценообразования определено, что корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в том числе отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами Основ ценообразования 57 - 66 с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.

Пунктом 73 Основ ценообразования установлено, что величина неподконтрольных расходов (в составе текущих расходов) определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа.

Из положений п.п. «г» п. 75 Основ ценообразования следует, что к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся также показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов.

В соответствии с п.87 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).

В пункте 7 указано, что предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. В названном пункте также приведены случаи (п.п. «а»-«м»), на которые данное правило не распространяется.

Из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) наделен указанными полномочиями в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274.

Установлено, что АО «ЛОТЭК» является теплоснабжающей организацией и осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области (постановление администрации муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 10.08.2015 №377).

Приказом ФСТ России от 08.09.2011 №548-э в отношении АО «ЛОТЭК» осуществляется государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии и общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером №47.1.118.

В ходе судебного разбирательства административным истцом была представлена утвержденная уполномоченными должностными лицами, в том числе и председателем ЛенРТК Программа АО (ОАО) «ЛОТЭК» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ОАО «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» на 2012-2016 годы».

Как следует из приложения 3 к приказу ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п в качестве долгосрочного параметра регулирования деятельности ОАО «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов в составе «показателей энергосбережения и энергетической эффективности» установлена: «величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям» в размере 14691,1 Гкал в каждый год регулирования.

27 апреля 2017 года АО «ЛОТЭК» обратилось с заявлением №483 в ЛенРТК о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, к которому были приложены обосновывающие документы.

17.05.2017 ЛенРТК сообщено в АО «ЛОТЭК» об открытии тарифного дела.

В заявлении от 29.11.2017 №1521 (поступило в ЛенРТК 30.11.2017) АО «ЛОТЭК», в том числе указало о представлении расшифровки процентов займов, приложив также расчет процентов займов.

К письму АО «ЛОТЭК» в ЛенРТК от 14.12.2017 №1631 были приложены обосновывающие документы к статье расходов «Проценты по кредитам» в составе которых представлены: договоры займов с дополнительными соглашениями, платежные поручения, выписки из банка.

Из экспертного заключения по обоснованию корректировки тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые АО «ЛОТЭК» на территории Ленинградской области на период 2018 года, а также из выписки из протокола заседания правления комитета по тарифам и ценовой политике ЛенРТК от 18.12.2017 №46 следует, что предприятием заявлены расходы теплоэнергии на собственные нужды источника теплоснабжения в размере 3233,80 Гкал.(2,79 %), а учтены органом тарифного регулирования в размере 1114,10(0,99% по факту 2016 года); потери теплоэнергии в сетях заявлены обществом в размере 14691,10 Гкал.(12,97 %), а учтены органом тарифного регулирования в размере 13554, 80 Гкал. (12,09 %) по факту 2016 года.

Приказом ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год.

В справке о внесении изменений в приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, составленной ФИО13 и ФИО12 отражено, что в связи с реорганизацией предприятий, осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению Кировского муниципального района и установлением тарифов на указанные услуги для вновь образованного предприятия МУП «Водоканал Кировского муниципального района» необходимо внести изменения в приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, регламентирующие установление тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для теплоснабжающих предприятий Кировского муниципального района. Предоставление потребителям услуги горячего водоснабжения будет осуществляться теплоснабжающими предприятиями с использованием холодной воды, покупаемой у МУП «Водоканал Кировского муниципального района» по тарифам, установленным для каждого муниципального образования. С учетом установленных приказом ЛенРТК от 28.12.2017 №6643-п тарифов на услуги по водоснабжению, пересчитаны тарифы на горячую воду, в том числе поставляемую для потребителей муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области.

В преамбуле приказа ЛенРТК от 28.12.2017 №667-п отражено, что названный приказ принят в соответствии с действующим законодательством в области установления тарифов в сфере теплоснабжения в связи с установлением тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» приказом ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО14 показала, что согласно предложению общества в составе неподконтрольных расходов должны были учтены расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере <данные изъяты> тыс.руб. без указания отдельно величины выплачиваемых процентов по договорам займа и кредитным договорам(которая оспаривается).На включение в необходимую валовую выручку расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, исходя из представленного расчета общество по статье «Прочие прямые расходы» не претендовало. В тарифе на 2018 год в составе неподконтрольных расходов органом тарифного регулирования учтены расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере <данные изъяты> тыс.руб. по следующим причинам.

Согласно отчету о финансовых результатах АО «ЛОТЭК» за 2016 год чистая прибыль организации составила <данные изъяты> тыс.руб., обоснований необходимости привлечения кредитных средств АО «ЛОТЭК» в орган тарифного регулирования не представлялось; в составе обосновывающих документов, приложенных к заявлению АО «ЛОТЭК» от 27.04.2017 №483 о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, копии кредитных договоров, графиков платежей, платежных и иных документов, свидетельствующих о фактически понесенных расходах, не представлено.

Поэтому, на основании п.28 Основ ценообразования в тарифе на 2018 год в составе неподконтрольных расходов ЛенРТК учтены расходы АО «ЛОТЭК» на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним исходя из величины расходов по названной статье, учтенной при установлении тарифов на 2017 год и соответствующего индекса-дефлятора, предусмотренного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 и плановый период 2019-2020 годов.

Срок предоставления договоров займа с письмом от 14.12.2017 №1631 (за день до заседания правления ЛенРТК) не позволил органу тарифного регулирования провести их анализ, экспертизу и проверку.

В связи с направлением дополнительных материалов предложение о корректировке тарифов АО «ЛОТЭК» не изменялось; актуальные сведения по установленным формам, взамен ранее опубликованным, не опубликовывались. Представленные документы также не могли быть приняты ЛенРТК в целом, так как не являются документами, надлежащим образом подтверждающими затраты регулируемой организации (в договорах денежного займа не определен их целевой характер, из данных договоров не следует, что административным истцом соблюдены требования к бухгалтерскому и финансовому учету, предусмотренные п.11 Приказа ФСТ России от 12.04.2013 №91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций», Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94-н).

Относительно величины технологических свидетель отметила, что особенности определения объема технологических потерь тепловойэнергии в тепловых сетях, предусмотренные п.п.90,118 Методических указаний неприменимы к деятельности АО «ЛОТЭК», так как у общества отсутствует инвестиционная программа, а также для общества на 2018 год не утверждались нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии в порядке, установленном приказом Минэнерго от 30.12.2008 №325. Рассматривать величину нормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях, определенную приказом ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п как долгосрочный параметр регулирования, предусмотренный п.75 Основ ценообразования(не подлежащий пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования), неправильно, так как такой подход не соответствует действующему законодательству. В указанной части в письменном пояснении отражено, что объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети меняется и актуализируется в каждом году регулирования. Поэтому величина технологических потерь (по годам) не может быть одинаковой. Кроме этого, в составе обосновывающих документов, обществом не была представлена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сведения о достижения целевых показателей. Соответственно, плановая величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2018 год определена исходя из определенной ЛенРТК доли, которая приходится на потери (12.97 %) и фактического объема отпуска тепловой энергии тепловой энергии в тепловые сети в 2016 году. С учетом представленных в составе обосновывающих документов на 2018 год счетов-фактур по сожженному топливу за 2016 год, бухгалтерским балансом, подтверждающим объем товарной продукции в 2016 году, у ЛенРТК не имелось оснований полагать, что фактический объем потерь за 2016 год является недостоверным. Сведения по ожидаемому объему потерь за 2017 год не представлялось возможным использовать при расчете тарифов на 2018 год, так как в плановой калькуляции общества на 2018 год учитывались фактические данные за январь–май 2017 года, а счета-фактуры по топливу представлены за январь-март 2017 года. Исходя из положений п.51 Методики расчета нормативов удельных расходов топлива по тепловым электростанциям и котельным, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №323, и учитывая, что общество в Балансе тепловой энергии на 2018 год не показывало выработку тепловой энергии в паре (паровыми котлами), а только в горячей воде (водогрейными котлами), то органом тарифного регулирования были сделаны выводы о переменности величины тепловой энергии на собственные нужды. При определении объема тепловой энергии, которая приходится на собственные нужды, орган тарифного регулирования руководствовался достоверными данными за отчетные периоды-а именно данными за 2016 год. Поэтому, величина расхода тепловой энергии на собственные нужды определена исходя из планируемого объема отпуска тепловой энергии в тепловые сети на 2018 год и доли тепловой энергии, которая приходится на собственные нужды источника тепловой энергии(0,99%, определена на основании данных 2016 года). Также, проанализировав договоры, заключенные АО «ЛОТЭК» как с поставщиками, так и с потребителями, свидетель сделала вывод о том, что по названным договорам кассового разрыва быть не должно.

Свидетель ФИО10 показала, что обществом был осуществлен расчет нормативов технологических потерь и письмом от 22.10.2015 ЛенРТК подтвердил правильность расчета норматива технологических потерь и утвердил данный норматив технологических потерь для общества на территории Кировского муниципального района Ленинградской области на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов(расчет норматива технологических потерь осуществлен на основании Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №325). Также, в предложении АО «ЛОТЭК» о корректировке тарифов на 2018 год величина тепловой энергии на собственные нужды котельных была рассчитана обществом на основании п.51 Порядка, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №323. Расчет названной величины, осуществленный ЛенРТК с учетом данных за 2016 год не соответствует названному выше Приказу и не входит к полномочия органа тарифного регулирования. Свидетель также отметила, что в котельной АО «ЛОТЭК» также имеется и паровой котел. Описав технологический цикл работы котельной, свидетель сделала вывод о том, что весь вырабатываемый пар паровым котлом используется в технологическом цикле с учетом объема выработки тепловой энергии на собственные (технологические) нужды и отпуска пара потребителям не осуществляется. Также в отношении общества была утверждена программа энергосбережения и энергетической эффективности. Однако, на момент ее утверждения общество не осуществляло деятельность на территории муниципального образования Отрадненское городское поселение и имело в собственности объекты теплоснабжения, расположенные на территории данного муниципального образования. Кроме этого, приложением №3 к приказу ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов для формирования тарифов, одним из которых является величина технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям в размере 14691, 10 Гкал. Данный приказ ЛенРТК является действующим, однако при корректировке тарифа в качестве величины технологических потерь была взята иная величина- 13554,8 Гкал.

Исследовав представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенные федеральными и региональными нормами, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые региональные акты приняты уполномоченным органом при наличии правовых оснований, предусмотренных п.51 Основ ценообразования и п.п. «а» п.7 Правил регулирования тарифов, с соблюдением установленного порядка в рамках предоставленных полномочий с соблюдением законодательства относительно формы нормативного правового акта, требований по опубликованию и введению его в действие.

В тоже время при корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год по заявлению АО «ЛОТЭК» от 27.04.2017 вместо долгосрочного параметра регулирования-величины технологических потерь, утвержденного приказом ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п и подлежащего применению в силу прямого предписания, содержащегося в п.3 названного приказа- 14691, 10 Гкал. при расчете тарифов применена иная величина- 13554, 80 Гкал.

При этом, в ходе судебного разбирательства органом тарифного регулирования в нарушение ст.62 КАС РФ не доказано наличие правовых оснований, содержащихся в п.п.51, 52, 75 Основ ценообразования для проведения корректировки долгосрочного параметра - величины технологических потерь как одного из показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В указанной части также следует отметить, что при утверждении тарифов на 2016 год, при корректировки тарифов на 2017 год орган тарифного регулирования учитывал названный долгосрочный параметр-величину технологических потерь в размере, утвержденным п.3 приказа ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п (выписки из протоколов заседания правления ЛенРТК от 26.11.2015 №27, от16.12.2016 №39).

Довод представителя административного ответчика о том, что величина технологических потерь, содержащаяся в приложении №3, утвержденным пунктом 3 приказа ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п, не может рассматриваться как долгосрочный параметр регулирования(п.75 Основ ценообразования) так как такое толкование не соответствует действующему законодательству, является несостоятельным, поскольку противоречит тексту пункта 3 приказа ЛенРТК от 26.11.2015 №279-п и приложения №3, содержащих прямое предписание об установлении величины технологических потерь в качестве одного из долгосрочных параметров регулирования деятельности общества на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов для формирования тарифов.

Поэтому, не имеет правового значения для рассмотрения вопроса о правильности корректировки тарифа (применительно к определению величины технологических подлежащей применению) и указание представителя административного ответчика на отсутствие у общества инвестиционной программы.

В силу изложенного, суд не может признать обоснованным, соответствующим требованиям приведенных норм Основ ценообразования применение при корректировке тарифа на 2018 год органом тарифного регулирования величины технологических потерь в размере 13554, 80 Гкал, а не в размере 14691, 10 Гкал.

В части определения объема тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии (котельной) для целей корректировки тарифов на 2018 год, суд приходит к следующему.

Согласно п.51 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии(подраздел: определение расхода тепловой энергии на собственные нужды), утвержденного приказом Минэнерго от 30.12.2008 №323 расход тепловой энергии на собственные нужды котельных определяется опытным (режимно-наладочные и (или) балансовые испытания) или расчетным методами.

В состав общего расхода тепловой энергии на собственные нужды котельных в виде горячей воды или пара входят следующие элементы затрат:

растопка, продувка котлов; обдувка поверхностей нагрева; подогрев мазута; паровой распыл мазута; деаэрация (выпар); технологические нужды ХВО; отопление и хозяйственные нужды котельной, потери с излучением тепловой энергии теплопроводами, насосами, баками и т.п.; утечки, парение при опробовании и другие потери.

Общий расход тепловой энергии на собственные нужды определяется по формуле:

N

Q= SUM Q,

CH i=1 CHi

где Q - тепловые потери на i-е нужды, Гкал;

N - количество статей расхода на собственные нужды котельной.

При расчетном определении расхода тепловой энергии на собственные нужды котельной используются нижеприведенные зависимости.

Расчеты расхода тепловой энергии на собственные нужды выполняются на каждый месяц и в целом на год. При этом, расчеты по отдельным статьям расхода тепловой энергии могут выполняться в целом за год с распределением его по месяцам пропорционально определяющему показателю (выработка тепловой энергии; число часов работы; количество пусков; температура наружного воздуха; длительность отопительного периода и др.) Исходные данные и результаты расчета по элементам затрат заносятся в отдельные таблицы.

Как следует из материалов дела соответствующие расчеты расхода на собственные нужды были представлены обществом(что не оспаривается административным ответчиком), однако при определении величины расхода тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии(котельной) для целей корректировки тарифов на тепловую энергию и горячую воду орган тарифного регулирования исходил из планируемого объема отпуска тепловой энергии в тепловые сети на 2018 год и доли тепловой энергии, которая приходится на собственные нужды по данным 2016 год.

Данный принцип расчета объема тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии (котельной) не соответствует п.51 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии (подраздел: определение расхода тепловой энергии на собственные нужды), утвержденного приказом Минэнерго от 30.12.2008 №323.

Кроме этого, в нарушение ст.62 КАС РФ, п.п.27-33 Правил регулирования тарифов, административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что представленный обществом расчет расходов тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии (котельной) не соответствовал предъявляемым требованиям, а заявленный обществом объем тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии (котельной)(3233,80 Гкал) являлся экономически необоснованным.

Следует также учесть, что при установлении тарифов на 2016 год, при корректировки тарифов на 2017 год органом тарифного регулирования в качестве объема тепловой энергии на собственные нужды источника тепловой энергии (котельной) была учтена именно заявленная обществом величина-3233, 80 Гкал.(протоколы заседания правления ЛенРТК от 26.11.2015 №27, от 16.12.2016 №39).

При этом, как следует из протокола заседания ЛенРТК от 26.11.2015 №27 данная величина была утверждена на 2016, 2017, 2018 годы.

По изложенным в совокупности основаниям приказ ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п(в оспариваемой части) и от 28.12.2017 №667-п (в оспариваемой части) подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Возражения представителей административного ответчика в указанной части требований административного истца в силу вышеназванных доводов являются несостоятельными, так как не основаны на правовом регулировании в области установления тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с ч.4 ст.216 КАС РФ обязанность принять новый нормативный правовой акт может быть возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом, в силу части 1 статьи 16 КАС РФ выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Однако определение размера НВВ, на основании которого рассчитывается тариф, находится в компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Соответственно требование административного истца об обязании ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение 1 и приложение 2 к приказу ЛенРТК от 18.12.2017 №458-п ««О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов», которым включить в состав необходимой валовой выручки АО «ЛОТЭК» на 2018 год экономически обоснованные расходы в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе: расходы по выплате процентов по договорам денежных займов в размере <данные изъяты>.руб. и дополнительные расходы по статье «Топливно-энергетические ресурсы» (топливо) в размере <данные изъяты> тыс.руб. в связи с необходимостью увеличения нормативного объеме технологических потерь на 1 136,3 Гкал и нормативного объеме собственных (хозяйственных) нужд на 2 119,7 Гкал подлежит удовлетворению лишь в части возложения на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими региональные нормы.

Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не являются правовыми основаниями для признания региональных нормативных правовых актов (в оспариваемой части) недействующими.

Так, исследовав доводы административного истца относительно необоснованности невключения в расчет тарифов на тепловую энергию и горячую воду затрат АО «ЛОТЭК» на выплату процентов по договорам займов, суд приходит к следующим выводам.

Согласно предложению от 27.04.2017 АО «ЛОТЭК» претендовало на включение расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, в размере <данные изъяты> тыс.руб.(пункт 15.19 таблицы «Расчет затрат по статье «Прочие прямые расходы») без указания отдельно величины выплачиваемых процентов по договорам займа и кредитным договорам (которая оспаривается). При этом, на включение в необходимую валовую выручку расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, исходя из представленного расчета затрат, АО «ЛОТЭК» по статье «Прочие прямые расходы» не претендовала.

Приложив к заявлению от 29.11.2017 № 1521 расчеты распределения процентов займа, проценты по договорам займа, АО «ЛОТЭК» не приложило договоры займа, которые были представлены только фактически за день до заседания правления ЛенРТК (14.12.2017), что исключало возможность надлежащей проверки указанных документов.

Из заявления от 29.11.2017 №1521, приложенных документов следовало, что АО «ЛОТЭК» просило учесть при формировании тарифов в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области проценты по договорам займов на общую сумму <данные изъяты> рублей.

При этом, согласно документу, поименованному как «расчет распределения «процентов займа» по видам деятельности по предприятию(тыс.руб.)» на производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии для потребителей тепловой энергии муниципального образования Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области планировалось выделить <данные изъяты> тыс.руб. В указанном документе отражено также, что на нерегулируемые виды деятельности планируется выделить <данные изъяты> тыс.руб.

Анализ представленных договоров займа (с учетом представленных дополнительных соглашений) свидетельствует о том, что в них не определен их целевой характер.

Так, в названных договорах займа было отражено, что займы не являются целевыми и могут быть использованы заемщиком (АО «ЛОТЭК») на любые цели. В дополнительных же соглашениях к названным договорам займа указано лишь, что договоры займа являются целевыми и предоставляются в целях пополнения оборотных средств и для расчетов с поставщиками (без конкретизации).

Следовательно, названные дополнительные соглашения не свидетельствуют о том, что денежные средства, полученные по договорам займа (при наличии указания в «расчете распределения «процентов займа» по видам деятельности по предприятию(тыс.руб.)» о распределении процентов и на нерегулируемые виды деятельности) израсходованы на регулируемые виды деятельности, а именно на расчеты с поставщиками, осуществляющими поставки именно на территории муниципального образования «Отрадненское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области.

Между тем, согласно пункту 11 приказа ФСТ России от 12.04.2013 №91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности регулируемым видам деятельности теплоснабжающих организаций» отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.

Пунктом 10 Основ теплоснабжения предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением деятельности в сфере теплоснабжения.

Также в п.11 Основ теплоснабжения определено, что раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Так, для обобщения информации о состоянии краткосрочных кредитов и займов, полученных организацией, предназначен счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты и поставщиками и подрядчиками», причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы»; начисленные суммы процентов учитываются обособленно. На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств; кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно; аналитический учет краткосрочных кредитов и займов ведется по вилам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их.

Счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией; суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.п. Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы»; начисленные суммы процентов учитываются обособленно; на суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств; кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно; аналитический учет долгосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, отдельным кредитам и займам.

С учетом приведенных федеральных норм орган тарифного регулирования сделал правильный вывод о том, что представленные АО «ЛОТЭК» копии договоров не подтверждают соблюдение административным истцом требований к бухгалтерскому и финансовому учету (раздельный учет затрат) расходов на выплаты по договорам займов, кредитным договорам, включая проценты по ним; соответственно ссылка административного истца на распределение денежных средств от кредитных договоров и денежных займов (пропорционально доле соответствующего дохода вида деятельности) в соответствии с принятой в АО «ЛОТЭК» учетной политикой не может быть признана правомерной.

При оценке представленных договоров займа органом тарифного регулирования обоснованно учтено, что согласно отчету о финансовых результатах АО «ЛОТЭК» за январь-декабрь 2016 года чистая прибыль общества составила <данные изъяты> тыс.руб.; при этом, документы, подтверждающие необходимость привлечения заемных средств, в ЛенРТК не были представлены.

Представленные АО «ЛОТЭК» иные документы (договоры поставки газа, платежные поручения и др.) не позволяют идентифицировать указанные в данных документах суммы, как заемные средства.

Таким образом, отказ органа тарифного регулирования во включении в необходимую валовую выручку АО «ЛОТЭК» расходов на выплаты процентов по договорам займа как по тем основаниям, что АО «ЛОТЭК» не было заявлено о включении указанных расходов в состав необходимой валовой выручки, так и в связи с тем, что обществом не подтверждена экономическая обоснованность вышеназванных расходов по выплате процентов по договорам займов в целом является мотивированным и обоснованным и в полной мере соответствует п.п.16,33 Правил регулирования цен (тарифов), п.п.71, 73 Основ ценообразования.

Кроме этого, суд также обращает внимание на то, что заявленная в административном иске (указанные в расчете на л.д. 109 тома 1) сумма расходов по выплате процентов займов на производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии по муниципальному образованию Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области не соответствует сумме расходов по выплате процентов займа на производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии по муниципальному образованию Отрадненское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, указанной в «расчетах распределения «процентов займа» по видам деятельности по предприятию (тыс.руб.), приложенному к письму от 29.11.2017 № 1521 (л.д.39 том 1).

Неуказание в экспертном заключении обоснования невключения вышеназванных расходов в расчет тарифов, а равно несоблюдение требований п.п. «л» п.32 Правил регулирования цен (тарифов) не влияет на правильность принятого органом тарифного регулирования решения и не является правовым основанием для признания недействующим оспариваемого регионального нормативного правового акта.

С учетом того, заявленные АО «ЛОТЭК» требования удовлетворены в части, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина согласно правилам ст.111 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» (АО «ЛОТЭК») о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2017 №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» в части, п.2 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.12.2017 №667-п «О внесении изменений в некоторые приказы комитета по тарифам и ценовой политике» в части, об обязании принять новый нормативный правовой акт, удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда:

- пункт 1 Приложения 1 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2017 №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию с с01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./Гкал.;

-пункт 1.1. Приложения 2 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2017 №458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» (в редакции приказа ЛенРТК от 28.12.2017 №667-п) в части установления компонента на тепловую энергию одноставочного с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./Гкал.;

-пункт 2 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.12.2017 №667-п «О внесении изменений в некоторые приказы комитета по тарифам и ценовой политике» в части внесения изменения в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2017 № 458-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2015 года №279-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» (приложение 2) в части установления компонента на тепловую энергию одноставочного с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./Гкал.

Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязать принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими региональные нормы.

В остальной части заявленных АО «ЛОТЭК» требований отказать.

Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2018 года.