Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
дело №3а-88/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2021 года Липецкий областной суд
в составе:
председательствующего Михалевой О.В.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Беляковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по административному исковому заявлению Юшковой Анны Игоревны к Управлению финансов Липецкой области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о взыскании денежной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил :
Юшкова А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании денежной компенсации в размере 59 859 рублей 18 коп. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что до настоящего времени не исполнено заочное решение Советского районного суда г.Липецка от 1 декабря 2020 г., которым наУправление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области возложена обязанность предоставить Юшковой А.И. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание административный истец Юшкова А.И. не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления финансов Липецкой области по доверенности Цветкова Е.В. и представитель административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенности Исакова М.В. против административного искового заявления возражали, ссылаясь на отсутствие нарушения разумного срока исполнения решения Советского районного суда г.Липецка от 1 декабря 2020 г., поскольку на длительность исполнения повлияла необходимость проведения аукционов на приобретение жилого помещения, которые дважды не состоялись. Лишь по результатам закупки 22.11.2021 г. был заключен контракт на приобретение квартиры для Юшковой А.И. Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области своевременно предпринимались все необходимые меры по исполнению решения суда. На срок исполнения решения суда повлияло отсутствие достаточного финансирования, необходимость одновременного исполнения решений судов в отношении значительного количества граждан, а также внесенные изменения в законодательство.
Представители заинтересованных лиц МРОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области, ФССП России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, причины неявки суду не известны.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела №2-4763/2020, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11), право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о компенсации правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обладают граждане Российской Федерации, являющиеся взыскателями, при нарушении их права на исполнение судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, в разумный срок.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 4-П указано, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Согласно части 1 статьи 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Согласно части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2006 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума N 11), при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Из материалов дела следует, что 21.10.2020 г. прокуратура г.Ельца в интересах Юшковой А.И. обратилась в Советский районный суд г.Липецка с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о возложении обязанности по предоставлению Юшковой А.И. жилого помещения.
Заочным решением Советского районного суда г.Липецка от 1.12.2020 г., вступившим в законную силу 19.01.2021 г., наУправление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области возложена обязанность предоставить Юшковой А.И. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
29.03.2021 года УЖКХ Липецкой области было получено предупреждение и требование о предоставлении взыскателю на состав семьи 1 человек благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
18.08.2021 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора.
Из материалов дела также усматривается, что должник – Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, на которое судом возложена обязанность по предоставлению жилья, не относится к субъектам предпринимательской деятельности, а является структурным подразделением администрации Липецкой области - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приобретение жилых помещений Управлением осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым предусмотрены определенные процедуры и сроки, которые необходимо соблюдать заказчику.
Из представленных административным ответчиком документов усматривается, что 25.05.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте электронной площадки «РТС-тендер» заказчиком ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в г. Елец Липецкой области.
Проведенный и запланированный электронный аукцион от 25.05.2021 г. № на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) в г. Елец Липецкой области для взыскателя Юшковой А.И. признан не состоявшимся в виду отсутствия заявок участников.
Проведенный и запланированный электронный аукцион от 24.06.2021 г. № на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) в г. Елец Липецкой области для взыскателя Юшковой А.И. также признан не состоявшимся в виду отсутствия заявок участников.
22.10.2021 г. по результатам электронного аукциона № принято решение о заключении контракта с ООО «Рецитал» на приобретение квартиры для взыскателя Юшковой А.И.
Согласно контракту от 22.11.2021г., заключенному между ОБУ «Эксплуатация жилищного фонда» и ООО «Рецитал», жилое помещение должно быть передано заказчику до 10.12.2021 г.
С учетом вышеизложенной хронологии, продолжительность исполнения судебного акта с момента вручения исполнительных листов Управлению ФССП России (22.01.2021 г..) до дня вынесения решения по настоящему административному делу составила 10 мес.14 дн.
Исполнение судебных актов по предоставлению жилых помещений имеет свои особенности, связанные с наличием процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья. В связи с этим исполнение решения Советского районного суда от 1 декабря 2020 г. представляет определенную фактическую сложность, вызванную в частности отсутствием в распоряжении должника квартир, отвечающих необходимым условиям, достаточного бюджетного финансирования, временными затратами на проведение конкурсов на приобретение жилых помещений, которые признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, несоответствием жилых помещений требованиям аукционной документации, очередностью предоставления жилых помещений.
В соответствии с п. 14.2 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 3 ст. 9.1 Закона Липецкой области от 06.06.2007 N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области", исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок, установленный нормативным правовым актом администрации области для разработки прогноза параметров бюджетной системы области, представляет обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях в исполнительный орган государственной власти области в сфере финансов.
Согласно Порядку планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного Приказом Управления финансов Липецкой области от 07.05.2019 года № 130, рассмотрение и согласование прогнозного объема бюджетных ассигнований на 2020-2022 годы осуществляется управлением финансов Липецкой области на основании представленных не позднее 1 июля 2019 года субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку. Согласно Приложению 2 Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области включено в перечень главных распорядителей средств областного бюджета. В силу изложенного обязанность представления обоснования потребности в бюджетных ассигнованиях возложена на УЖКХ Липецкой области.
Постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2013 года № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» в разделе «Паспорт подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» государственной программы Липецкой области определены параметры финансового обеспечения, в том числе по годам реализации подпрограммы, осуществляемого за счет ассигнований субъекта 396175000,00 руб. (после внесения изменений от 28.08.2020 года - 313995700,00 руб., 24.12.2020 года- 313 699 400,00 руб.).
В соответствии с ч. 2 ст. 179 БК РФ, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Согласно ч.2 ст. 171 БК РФ, непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из части 1 статьи 172 БК РФ, в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы (органы управления государственными внебюджетными фондами) имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами), а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Оценивая эффективность и своевременность действий по исполнению решения Советского районного суда от 1 декабря 2020 года, суд принимает во внимание вышеизложенные положения нормативных актов, учитывает, что административными ответчиками предпринимались заблаговременные меры по обеспечению жилищных прав граждан из числа детей-сирот, к которым относится административный истец.
Так, письмом № 179 от 02.04.2019 года начальником УЖКХ Липецкой области в адрес заместителя главы администрации Липецкой области было направлено обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях по действующим и принимаемых расходным обязательствам на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы, исходя из которого в целях ликвидации к концу 2023 года очередности детей – сирот и увеличения количества детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда необходимо на 2020 год 493009,43 тыс. руб., 2021 год 595065,63 тыс. руб., 2022 год 595065,63 тыс. руб., количество жилых помещений, которые будут приобретены и предоставлены детям –сиротам 400 квартир в 2020 году, 450 квартир в 2021 году, 450 квартир в 2022 году.
Письмом от 28.11.2019 года о внесении изменений просили при уточнении бюджета на 2020 год внести изменения в ведомственную структуру расходов областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по Подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" 394509 500,00руб., Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений без условий софинансирования с федеральным бюджетом 153673511,10 руб.
Письмом от 06.07.2020 года № 25-3068 Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области направило заместителю главы администрации Липецкой области- начальнику управления финансов Липецкой области обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях по действующим и принимаемым расходным обязательствам на 2020 год и плановый 2021-2022 года.
В соответствии с письмом № 25-1795И25-3545 от 05.08.2020 года начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обращался к директору Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении в 2021 году размера субвенций из федерального бюджета бюджету Липецкой области на представление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, исходя из объема средств, предусмотренных в областном бюджете, и предельного уровня софинансирования расходных обязательств Липецкой области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.07.2019 года № 1553-р.
В соответствии с письмом № И25-5248 от 10.11.2020 года начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обращался к Главе администрации Липецкой области Артамонову И.Г. с просьбой об увеличении лимита бюджетных ассигнований на выполнение по обеспечению жилыми помещениями детей сирот на 2021 год.
Предложения были рассмотрены и в соответствии с Законом Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ ("Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (принят Липецким областным Советом депутатов 12.12.2019) предусмотрены бюджетные ассигнования по Подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" 311 388 400,00руб., Основное мероприятие "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" 311 388 400,00 руб. Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений без условий софинансирования с федеральным бюджетом 238 662 938,10 руб. Впоследствии размер выделенных средств увеличен и в 2021 году фактически составил 350000 тыс.руб. (при потребности 783484,4 тыс.руб).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что периодов необоснованного бездействия административных ответчиков не допущено.
Учитывая период неисполнения требований, с момента поступления исполнительного листа на исполнение и до момента предъявления иска о присуждении компенсации, а также меры, предпринятые по исполнению судебного решения, направленные на обеспечение реальной возможности восстановления жилищных прав административного истца, и необходимостью соблюдения ряда процедур, установленных вышеназванными нормами, отсутствие нарушений закона при организации и проведении электронных аукционов, суд приходит к выводу о том, что должник действовал достаточно эффективно и предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в настоящее время решение находится на завершающей стадии исполнения.
С учетом обстоятельств дела, а также критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, несмотря на то, что установленный законом срок исполнения решения нарушен, но составляет менее 1 года, и отвечает требованиям разумности.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Юшковой Анны Игоревны к Управлению финансов Липецкой области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о взыскании денежной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья . О.В.Михалева
Решение в окончательной
форме принято 10.12.2021 г.
.
.
.