ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-88/2022
УИД 75OS0000-01-2022-000162-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2022 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Петровой В.А.,
с участием:
представителя административного истца Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1,
представителя административных ответчиков Правительства Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края ФИО2,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим подпункта 4 пункта 17 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2018 года № 457,
установил:
постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2018 года № 457 утвержден Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее также – Порядок предоставления субсидий).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 октября 2018 года.
Постановлениями Правительства Забайкальского края от 30 января 2019 года № 16, 11 марта 2019 года № 59, 17 июля 2019 года № 297, 22 августа 2019 года № 336, 8 октября 2019 года № 398, 20 декабря 2019 года № 503, 21 декабря 2020 года № 568 в указанный Порядок внесены изменения. Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 января 2019 года, 12 марта 2019 года, 19 июля 2019 года, 22 августа 2019 года, 9 октября 2019 года, 24 декабря 2019 года, 25 декабря 2020 года соответственно.
Порядок предоставления субсидий определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - ресурсоснабжающие организации), имеющих право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также в связи с применением для группы потребителей «население» нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления (далее - субсидии), цели, условия и порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, не использованных в отчетном финансовом году; устанавливает обязательность проверки Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края и органом государственного финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, ответственность за их нарушение (пункт 1 Порядка в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2020 года № 568).
Подпункт 4 пункта 17 указанного Порядка предоставления субсидий предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении ресурсоснабжающим организациям субсидий недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
В этой части изменения в Порядок предоставления субсидий не вносились.
28 апреля 2022 года Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» посредством представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию, и из-за установления Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения (повышения) тарифов на коммунальные услуги для потребителей категории «население» Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) ежегодно устанавливаются для административного истца два вида тарифов: экономически обоснованный и подлежащий применению («заниженный»). В результате административный истец ежегодно недополучает часть доходов в виде разницы между экономически обоснованным и установленным тарифами. Согласно бюджетному законодательству в целях возмещения недополученных доходов выделяются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления указанных субсидий установлен оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с названным Порядком предоставления субсидий административным истцом в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края направлялись заявки № 1 от 20 апреля 2020 года (недополученные доходы за 1 квартал 2020 года), № 2 от 20 июля 2020 года (недополученные доходы за 2 квартал 2020 года), № 3 от 19 октября 2020 года (недополученные доходы за 3 квартал 2020 года), № 4 от 19 октября 2020 года (недополученные доходы за 4 квартал 2020 года), № 5 от 19 ноября 2020 года (повторная заявка за 2-3 кварталы 2020 года), № 6 от 19 ноября 2020 года (повторная заявка за 4 квартал 2020 года), № 2 от 29 октября 2021 года (повторная заявка за 2 квартал 2020 года). По итогам рассмотрения заявок № 2, 3, 4, 5 в предоставлении субсидий было отказано, в ответ на заявку № 6 частично предоставлена субсидия на финансовое обеспечение затрат, возникших в 4 квартале 2020 года, произведенная из дополнительно выделенных лимитов.
Отказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края были приняты на основании подпункта 4 пункта 17 оспариваемого Порядка предоставления субсидий, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год и подпункта 2 пункта 17 указанного Порядка, в связи с непредставлением в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка, из которого следует, что возможность обращения предусмотрена только по недополученным доходам текущего года. Данные отказы обжалованы административным истцом в Арбитражном суде Забайкальского края и признаны решениями суда незаконными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, на Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края возложено обязательство предоставить субсидии.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «е» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
С учетом уточнения требований, просит суд признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 17 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2018 года № 457; взыскать с Правительства Забайкальского края в лице Администрации Губернатора Забайкальского края государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Представитель административных ответчиков Правительства Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края ФИО2 в представленных в суд письменных возражения просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что прогнозная потребность для предоставления субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий на финансовый год определяется РСТ Забайкальского края в целях включения лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя бюджетных средств. Решение о пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, и лимиты бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, принимает главный распорядитель бюджетных средств Забайкальского края - Министерство финансов Забайкальского края. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий. В настоящее время функции по предоставлению субсидий выполняет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края. Данное Министерство предоставляет субсидию ресурсоснабжающим организациям на основании их заявок. В случае, если по расчетам РСТ Забайкальского края потребность составляет больше, чем доведены Министерством финансов Забайкальского края до Министерства бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, Министерство в соответствии с подпунктом 4 пункта 17 Порядка №457 отказывает в предоставлении субсидии в связи с отсутствием в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка. В настоящее время ведется работа по приведению оспариваемых норм в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ и услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492.
В судебном заседании представитель административного истца Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 уточненные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что оспариваемые нормы противоречат статьям 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушают права административного истца как хозяйствующего субъекта, имеющего право на получение средств субсидий.
Представитель административных ответчиков Правительства Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края ФИО2 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в ранее представленных возражениях на административный иск, дополнительно указав, что Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2020 года №1492 не указывает на невозможность отказа в предоставлении субсидии в случае недостаточного лимита бюджетных обязательств, при этом участники хозяйственного оборота не вправе требовать от публичного образования принятия решения о предоставлении субсидий равно как и не вправе требовать выплат субсидий при фактическом отсутствии бюджетных денежных средств на их бюджетные ассигнования.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Камратовой А.Г., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.
Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее также – Забайкальская дирекция) является организацией, оказывающей на территории Забайкальского края услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения организациям железнодорожного транспорта, а также сторонним потребителям, в том числе населению.
Тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов осуществляется: в сфере водоснабжения и водоотведения - в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э; в сфере теплоснабжения - в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года.
Полномочиями на установление тарифов в указанных сферах наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Размер платы за оказываемые административным истцом услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в Забайкальском крае, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании решений и заключений РСТ Забайкальского края.
В связи с установлением ФСТ России на федеральном уровне предельных индексов изменения (повышения) тарифов на коммунальные услуги для потребителей категории «население» РСТ Забайкальского края ежегодно определяет для административного истца два вида тарифов - экономически обоснованный и подлежащий применению («заниженный»), что приводит к недополучению Забайкальской дирекцией части доходов от услуг тепловодоснабжения и водоотведения - в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П (Дело о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита»), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подпунктов 55 и 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» реализация полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъектом Российской Федерации должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Действуя в пределах своих полномочий, 25 октября 2018 года Правительство Забайкальского края в установленном порядке приняло Постановление № 457, которым утвердило Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Указанный нормативный правовой акт опубликован 30 октября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), вступил в силу, действует в редакциях Постановлений Правительства Забайкальского края от 30 января 2019 года № 16, 11 марта 2019 года № 59, 17 июля 2019 года № 297, 22 августа 2019 года № 336, 8 октября 2019 года № 398, 20 декабря 2019 года № 503, 21 декабря 2020 года № 568, опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 января 2019 года, 12 марта 2019 года, 19 июля 2019 года, 22 августа 2019 года, 9 октября 2019 года, 24 декабря 2019 года, 25 декабря 2020 года соответственно.
Проверив форму и вид, в которых Правительство Забайкальского края вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
Оценивая содержание оспариваемой нормы на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Оспариваемый Порядок предоставления субсидий принят в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения(возмещения) затрат ресурсоснабжающим организациям, определяет ресурсоснабжающие организации, имеющие право на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также в связи с применением для группы потребителей «население» нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления (субсидии), цели, условия и порядок предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, не использованных в отчетном финансовом году; устанавливает обязательность проверки Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края и органом государственного финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, ответственность за их нарушение.
Согласно пункту 2 Порядка субсидии из бюджета Забайкальского края ресурсоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в целях:
1) возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (далее - недополученные доходы 1) и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с производством (реализацией) и передачей тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и водоотведением (далее - затраты 1);
2) возмещения недополученных доходов за текущий финансовый год, вызванных применением для группы потребителей «население» нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления (далее - недополученные доходы 2), и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат ресурсоснабжающих организаций в связи с применением для группы потребителей «население» нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующих фактическим нормативам потребления (далее - затраты 2).
Для получения субсидий ресурсоснабжающие организации подают в уполномоченный орган заявки на получение субсидии (пункт 8).
В пункте 17 Порядка предоставления субсидий содержатся основания для отказа в предоставлении ресурсоснабжающим организациям субсидий, одним из которых, в соответствии с подпунктом 4, является недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Содержание исследуемого Порядка предоставления субсидий позволяет суду прийти к выводу о том, что источниками финансового обеспечения субсидий на возмещение недополученных доходов являются средства бюджета Забайкальского края.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Публичными обязательства являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (абзац 22).
В силу положений статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как закреплено в абзаце 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Забайкальского края, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг предоставляются за счет средств бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе в следующих случаях: осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Забайкальского края, реализации мероприятий по обеспечению источниками тепло-, энерго-, водоснабжения и водоотведения объектов, строящихся в процессе реализации государственных программ и проектов.
Уставом Забайкальского края закреплено, что в ведении Забайкальского края находится бюджет края (пункт 4 части 4 статьи 3). В крае гарантируется признание и осуществление всех гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права (часть 2 статьи 8).
Пунктом 1 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Анализ вышеприведенных положений в из взаимосвязи с нормами оспариваемого Порядка позволят суду прийти к выводу о том, что принимая решение о применении для ряда групп потребителей тарифов на коммунальные услуги ниже экономически обоснованных, тем самым возлагая на себя расходные обязательства предоставлять меры поддержки из средств краевого бюджета, Правительство Забайкальского края, как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, утверждающий государственные программы Забайкальского края и одобряющий проект бюджета края, обязано предусматривать в необходимом объеме бюджетные ассигнования для реализации действующих на территории края программ оказания помощи, в том числе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги тепловодоснабжения и водоотведения.
С учетом вышеизложенного довод представителя административных ответчиков об отсутствии у участников хозяйственного оборота права требовать от публичного образования принятия решения о предоставлении субсидий и их выплат при фактическом отсутствии бюджетных денежных средств на данные цели, подлежит отклонению как основанный на не верном толковании норм права.
Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, является не основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
Поэтому основание к отказу в предоставлении субсидии, предусмотренное подпунктом 4 пункта 17 Порядка – «недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка» нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку позволяет не предусматривать в необходимом объеме в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов лицам, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что противоречит положениям статей 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следует также отметить, что в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее также – Общие требования).
В соответствии с пунктом 1 Общих требований они определяют общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом подпункт «г» пункта 5 данных Общих требований не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в бюджетной росписи на текущий финансовый год.
Довод представителя административных ответчиков о том, что содержание Общих требований не указывает на невозможность отказа в предоставлении субсидии в случае недостаточного лимита бюджетных обязательств, а также то обстоятельство, что в настоящее время ведется работа по приведению оспариваемых норм в соответствие с Общими требованиями, не могут служить основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований по причине нашедшего в судебном заседании подтверждения несоответствия оспариваемых положений имеющим большую юридическую силу нормам законодательства.
Применение оспариваемой нормы и отказ в предоставлении субсидии по мотиву исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, лишает Забайкальскую дирекцию права на возмещение полной стоимости оказанных услуг, в результате чего Общество вынуждено нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с недополучением части доходов от услуг по теплоснабжению и водоснабжению - в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным (подлежащим применению) тарифом, без какого-либо возмещения понесенных затрат.
Поскольку оспариваемые административным истцом положения подпункта 4 пункта 17 Порядка противоречат федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, признает требование административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению, а учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений реализовывались права организаций, считает возможным признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Понесенные административным истцом расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию в пользу административного истца в размере, установленном подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, - 4 500 рублей.
Принимая во внимание, что Правительство Забайкальского края статуса юридического лица не имеет, и в соответствии с Положением об Администрации Губернатора Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2017 года № 367, данный орган является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим обеспечение деятельности Правительства Забайкальского края, судебные расходы подлежат взысканию Правительства Забайкальского края в лице Администрации Губернатора Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края.
Излишне уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина по платежному поручению № 143413 от 13 апреля 2022 года в размере 1 500 (6 000 – 4 500) рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату административному истцу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 17 Порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25 октября 2018 года № 457.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Взыскать с Правительства Забайкальского края в лице Администрации Губернатора Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края в пользу Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 143413 от 13 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья М.Н. Бурак
Мотивированное решение составлено 10 июня 2022 года