ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/2022 от 11.05.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -88/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Агатаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Базис» (далее – ООО «Базис» Общество), с учетом уточнения предмета и оснований иска, обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ Челябинской области, Министерство) о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 69/1 от 25 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа».

В обоснование заявленных требований указали, что Общество является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии. Постановлением Министерства № 69/1 от 25 ноября 2021 года установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые для ООО «Базис». Административный истец полагает, что постановление подлежит отмене на основании следующего. Расходы, заявленные регулируемой организацией должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Вывод об обоснованности расходов делается на основании экспертного заключения. При утверждении тарифа ООО «БАЗИС» на передачу тепловой энергии оспариваемым постановлением тарифным органом применен метод экономически обоснованных расходов. ООО «БАЗИС» владеет сетями теплоснабжения на основании заключенных с ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» договоров аренды, условиями которых предусмотрено, что Арендатор несет расходы по содержанию, текущему и капитальному ремонту (п. 4.3, 4.4 договоров аренды). При расчете тарифа административным ответчиком необоснованно снижена статья расходов на сырье и материалы, из указанной статьи были полностью исключены расходы: на материалы при проведении капитального ремонта тепловых сетей Общества хозяйственным способом в сумме 4813,84 тыс. рублей, при том, что в материалы тарифного дела ООО «Базис» были предоставлены акты осмотра технического состояния тепловых сетей, локальные сметные расчеты, планы ремонтов тепловых сетей, более того в материалы тарифного дела администрацией города Троицка по запросу Министерства были предоставлены планы ремонтов на 2021 – 2025 годы. Вместо расходов на ремонт хозспособом экспертами определены расходы на материалы на текущее содержание тепловых сетей, которые рассчитаны исходя из Рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (Центр муниципальной экономики, 2006). При расчете расходов по указанной статье МТРиЭ применена Часть I данных рекомендаций - по определению материалов на текущее обслуживание. Части II и III данных Рекомендаций по текущему и капитальному ремонту не применялись, при этом п. 3.5. части II указанных рекомендаций установлен расход материалов на 100 м эксплуатируемой трассы для труб разного диаметра, в связи с чем, учет указанных расходов должен был быть произведен исходя из требований части II Рекомендаций.

Приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 года № 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (далее - Типовая инструкция № 285) № МДК 4-02.2021, которой установлена обязанность организации, эксплуатирующей тепловые сети, по организации технического обслуживания и ремонта тепловых сетей. На основании представленных материалов МТРиЭ Челябинской области в соответствии с п. 28 Основ ценообразования обязано было вместо полного отклонения предложения организации произвести свой расчет указанных расходов.

Министерством необоснованно исключены расходы на аренду автотранспорта в отсутствие инвентарных карточек и расчетов арендной платы, что противоречит требованиям пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования, поскольку эксплуатация сетевого комплекса протяженностью 7205,89 м. невозможна без использования транспортных средств, тем более, что согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб (пункт 1); обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).

Приказом Госстроя России № 200 от 05 сентября 2000 года утверждены нормативы и методические указания по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрически и тепловых сетей (МДС 13-16.2000), в соответствии с которыми у предприятия должны быть: машина оперативно-техническая, машина аварийно-ремонтная, экскаватор, автокран, трактор, агрегат электросварочный передвижной, компрессорная установка передвижная, автопогрузчик, прицеп тракторный. ООО «Базис» были заявлены транспортные средства: автомобиль УАЗ-390945, экскаватор ЭО 3323А-70-48, трактор Беларусь МТЗ 82-6-1 с тракторным прицепом 2ПТС-4, сварочный агрегат САГ АДД 400 - агрегат сварочный передвижной. Необходимость использования в деятельности ООО «БАЗИС» по передаче тепловой энергии указанных машин и механизмов обоснована. В связи с отклонением расходов на аренду автотранспорта отклонены обоснованные соответствующими расчетами расходы на ГСМ, ремонт и техобслуживание транспортных средств, расход на предрейсовый осмотр, не смотря на то, что в материалы тарифного дела были представлены все обосновывающие материалы, в том числе для обоснования расходов на ГСМ графики обхода тепловых сетей с расчетом. Отсутствие инвентарных карточек на арендованные транспортные средства не может являться основанием для отказа во включении в расчет численности водителей и расходов на ГСМ, ремонт и обслуживание транспортных средств. Наличие договоров подтверждает нахождение транспортных средств в пользовании у Общества и утверждение административного ответчика о не представлении инвентарных карточек не исключает обоснованность заявленной нуждаемости в численности персонала (водителей), в ГСМ. Полагают, что МТРиЭ Челябинской области обязано было в соответствии с требованиями п. 28 Основ ценообразования произвести расчет указанных расходов, а не отклонять предложение организации полностью.

Расходы на обучение не учтены экспертами в связи с отсутствием обосновывающих материалов, что противоречит фактическим обстоятельствам дела.

При отклонении затрат организации на приобретение спецодежды, МТРиЭ обязано было исходя из нормативной численности и требований п. 28 Основ ценообразования произвести расчет расходов самостоятельно.

Расходы на услуги банков было предложено учесть в соответствии с тарифами банка, указанными на сайте <данные изъяты>. При отклонении предложения организации, МТРиЭ обязано было произвести расчет указанных расходов на основании п. 28-31 Основ ценообразования, в том числе исходя из утвержденных расходов на оплату труда.

В соответствии с разделом 3 экспертного заключения административным истцом в адрес административного ответчика направлен полный пакет обосновывающих материалов для установления тарифа, не смотря на это административный ответчик исключил указанные выше затраты из состава тарифа без какого-либо анализа предоставленных документов, расчетов и оценок.

При определении размеров плановых затрат МТРиЭ обязано было использовать либо экспертные оценки размеров и стоимости с учетом статистических данных, либо отчетные данные регулируемых организаций на данном сетевом комплексе, что также отражено на стр. 6 экспертного заключения, где указано на то, что МТРиЭ в том числе проведен анализ фактических расходов на содержание имущества, которое находилось на балансе ЗАО «<данные изъяты>».

Расходы по статье «Оплата труда» необоснованно снижены. Экспертами произведен расчет нормативов численности рабочих и АУП с учетом объема обслуживания и ремонта тепловых сетей в условных единицах равным 17.76 у.е., однако в материалы тарифного дела представлен расчет объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования, в соответствии с которым указанный объем равен 20.047 у.е., произведенный исходя из материальных характеристик тепловых сетей находящихся во владении Общества. Экспертами при расчете объема обслуживания и ремонта тепловых сетей учтена протяженность сетей ООО «Базис» - 5072,19 км и 39 тепловых камер, фактическое количество тепловых камер в соответствии с паспортами тепловых сетей представленными по запросу МТРиЭ письмом исх. № 13 от 15 октября 2021 г. - 64. При определении численности персонала должно было быть учтено количество смен составляющее 4 смены: 7 дней * 24 часа в сутки/40 часов = 4,2 смены. Расчет численности ОПП произведен МТРиЭ недостоверно, не учтена необходимость круглосуточного дежурства бригад из состава ремонтного персонала и не учтены фактические материальные характеристики тепловых сетей. Объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования, рассчитанный из материальных характеристик тепловых сетей, находящихся во владении ООО «БАЗИС» составляет 20,047 у.е.; с учетом указанного выше объема обслуживания равного 20,047 у.е. и применения формулы 0,63+0,165*V численность основного персонала в смену должна составлять 3,94 чел., а с учетом коэффициента не выхода равного 1,2 и количества смен равным 4, численность основного персонала должна составлять 18,91 чел. Количество АДС - 5 чел. (согласно пункту 2.2.2 рекомендаций Госстроя России № 74 нормативная численность на каждую диспетчерскую службу при круглосуточном режиме работы устанавливается в количестве 5 человек). Таким образом, численность только основного персонала вместе с диспетчерами должна была быть принята в размере 23,91 чел, вместо учтенной общей численности в размере 11,45 чел. Расчет численности административно-управленческого персонала также является недостоверным и не обоснованным. Министерство без обоснования приняло минимальные значения из таблицы 1 рекомендаций Госстроя России № 74, не учло персонал на обслуживание программного обеспечения и администрирование вычислительной техники, численность на энергонадзор, на организацию обслуживания и ремонта КИП, средств автоматики, электрохозяйства, на химический надзор. Недостоверно рассчитан персонал для организации подготовки производства, предусмотренного п. 2.2.1 рекомендаций Госстроя России, а также персонал для организации ремонта и наладки оборудования, предусмотренного пунктом 2.2.3 рекомендаций Госстроя России № 74.

С учетом вышеизложенного и в связи с тем, что численность персонала ООО «БАЗИС» была определена административным ответчиком с нарушением норм действующего отраслевого законодательства, что повлекло неправомерный отказ в принятии части заявленных расходов на оплату труда и связанных с ними расходов на уплату страховых взносов в состав необходимой валовой выручки, соответственно и НВВ ООО «БАЗИС» также рассчитана неверно.

14 марта 2022 года в Челябинский областной суд поступило административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 69/1 от 25 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа»; о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 79/125 от 17 декабря 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа и долгосрочных параметров регулирования».

16 марта 2022 года Челябинским областным судом вынесено определение о возбуждении административного дела по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта, и принятии его к производству, административные исковые требования ООО «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 69/1 от 25 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа» выделены в отдельное производство.

Определением Челябинского областного суда от 16 марта 2022 года объединены в одно производство административные дела по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта, и по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта.

Определением Челябинского областного суда от 27 апреля 2022 года принят отказ административного истца общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» от административных исковых требований и прекращено производство по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Базис», общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива».

Представитель административного истца ООО «Базис» - Сагоконь Д.А., действующий на основании довернности от 25 декабря 2021 года (том 3 л.д. 168), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представители административного ответчика МТРиЭ Челябинской области Захарова Н.В., действующая на основании доверенности от 14 марта 2022 года (том 3, л.д. 158), Дрыга А.А., действующий на основании доверенности от 10 января 2022 года (том 3, л.д. 44), Апенкина Е.Е., действующая на основании доверенности от 05 марта 2022 года (том 3, л.д. 45), в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

В отзыве на административное исковое заявление указали, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа, установлены в соответствии с требованиями законодательства. Оспариваемое постановление, а также выписка из протокола заседания Правления Министерства в установленном порядке и сроки размещены на официальном сайте МТРиЭ в сети Интернет.

Согласно представленным документам дата создания Общества – 27 июля 2021 года, регулируемую деятельность организация начала 25 ноября 2021 года, таким образом, в 2021 году организация оказывала услуги по передаче тепловой энергии 1 месяц. Расчет НВВ для осуществления регулируемой деятельности на 2021 год выполнен Министерством с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования, пунктом 23 Методических указаний.

ООО «БАЗИС» в НВВ на 2021 год заявлены расходы на материалы при проведении капитального ремонта тепловых сетей хоз.способом, включенные в статью расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) (расходы на сырье и материалы, расшифровка которых указана в пояснительной записке согласно примечанию в смете. В пояснительной записке ООО «БАЗИС» указывает на акты осмотра технического состояния, локальный сметный расчет, планы ремонтов тепловых сетей. При этом вышеуказанные документы представлены на период 2022-2023 гг. и к 2021 году не относятся. Планы ремонтов на 2021-2025 годы, на которые ссылается в уточненном исковом заявлении ООО «БАЗИС», направленные Администрацией города Троицка по запросу Министерства, представлены на период 2022-2026. Довод административного истца о полном исключении расходов на материалы несостоятелен, как и несостоятелен довод об обязанности регулирующего органа производить расчет за организацию. Обязанность органа регулирования производить расчет за организацию пунктом 28 Основ ценообразования не предусмотрена, напротив, в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов. Документы, подтверждающие проведение торгов, а также договоры ООО «БАЗИС» представлены не были. Расходы на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей определены экспертами Министерства в размере 342,22 тыс. руб., исходя из нормативного объема материалов, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Часть 1 (Центр муниципальной экономики, 2006) и цен, определенных в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, на основании данных справочника Челинформцентра «ЧелСЦена» на 2021 г. Таким образом, экспертами Министерства определены расходы на материалы при проведении ремонта тепловых сетей, в экономически обоснованном размере исходя из нормативных значений. Согласно пунктам 15, 16, 17, 20 и 28 Правил установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и НВВ от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями. В соответствии с пунктом 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), но не производит расчет за организацию. Таким образом, права, а также обязанности Министерства ограничены исключительно оценкой предложения организации.

Расходы на арендную плату в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования расходы на арендную плату учитываются в размере амортизационных отчислений и налоговых платежей, предусмотренных законодательством. Амортизация исчисляется как сумма отношений стоимости амортизируемых активов к сроку полезного использования таких активов. Стоимость активов, дата принятия к учету, срок полезного использования отражаются в инвентарной карточке учета объекта основных средств. Документов, подтверждающих, каким образом определена стоимость в договоре № 1 ЗА, представлено не было, как и инвентарных карточек.

Расходы на обучение персонала указаны ООО «БАЗИС» в смете без расшифровки в пояснительной записке. В материалах тарифного дела представлены плановые расходы, отражающие количество человек и цену, на стр. 186-191 представлены коммерческие предложения. Коммерческие предложения не соответствуют направлениям, указанным в плановых расходах, а также не относятся к регулируемому виду деятельности по передаче тепловой энергии.

Расходы на приобретение спец.одежды включены ООО «БАЗИС» в статью расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) (расходы на сырье и материалы, расшифровка которых указана в пояснительной записке согласно примечанию в смете. В пояснительной записке ООО «БАЗИС» ссылается на Приказ Минтруда от 09 декабря 2014 № 997н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды», при этом нормативный расчет не представлен. Учитывая, что расходы указаны одной цифрой, они признаны экономически необоснованными.

Расходы на услуги банков не приняты к учету ввиду отсутствия документов, подтверждающих необходимость несения данных затрат, расходы.

Довод истца о нарушении Министерством порядка определения плановых расходов в соответствии с пунктами 28-31 не состоятелен. В расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплосетевой организации, подтвержденные документально. Цены (тарифы) должны быть экономически обоснованными. Экономическая обоснованность выражается в документарном подтверждении затрат. Таким образом, включению в цены (тарифы) подлежат только те расходы, которые экономической обоснованы. С учетом вышеизложенного Министерством полностью соблюдены нормы и принципы действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Довод об учете расходов в НВВ ЗАО «<данные изъяты>» и исключения из НВВ ООО «Базис» несостоятелен ввиду отсутствия сопоставимых условий и данных. При осуществлении регулируемой деятельности ЗАО «<данные изъяты>» владело тепловыми сетями протяженностью 17,472 км, в то время как при установлении тарифа для ООО «Базис» протяженность сетей 5,072 км, при этом НВВ ЗАО «<данные изъяты>» на 2021 год была определена экспертами Министерства на экономически обоснованном уровне в размере 65 586,04 тыс.руб., а в предложении ООО «Базис», направленным письмом вх. от 1.10.2021 № 10778/06 НВВ заявлена в размере 62 873,16 тыс.руб., что на 2,713 тыс.руб. меньше НВВ ЗАО «<данные изъяты>», при этом протяженность сетей меньше на 12,4 км. Имущество, ранее находившееся в ЗАО «<данные изъяты>» было передано по договорам аренды ООО «Акцент», ООО «Базис», ООО «Вектор», совокупная НВВ которых по предложениям вышеуказанных организаций составила на тоже имущество, которое ранее находилось в ЗАО «<данные изъяты>» 195 403,89 тыс. руб., что в 3 раза превышает НВВ ЗАО «<данные изъяты>» 65 586,04 тыс.руб. Таким образом, ООО «Базис» заведомо завышает свои расходы, что приводит к необоснованному увеличению тарифа на передачу тепловой энергии, что нарушает принцип соблюдения баланса экономических интересов потребителей и производителей.

Для обслуживания тепловых сетей протяженностью 17,472 км в отношении ЗАО «<данные изъяты>» были учтены расходы на оплату труда в размере 12 892,72 тыс. руб.. ООО «БАЗИС» для обслуживания тепловых сетей протяженностью 5,072 км заявлены расходы на оплату труда в размере 20 250,29 тыс. руб., нарушая принцип соблюдению баланса экономических интересов потребителей и производителей. Протяженность сетей меньше в 3,5 раза, расходы на оплату труда больше в 1,6 раз. Согласно приложению 4.9. Методических указаний ООО «БАЗИС» расходы на оплату труда определены в размере 19 257, 78 тыс. руб. исходя из численности персонала - 49 чел. и средней заработной плате 32 751,33 руб. на чел. в мес. Фактических данных за последний расчетный период регулирования у организации нет, так как тариф на 2021 год устанавливался впервые. Согласно разъяснениям ФАС России от 26.11.2018 № ВК/96368/18 при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, необходимо учитывать результаты анализа, в том числе размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях. Органом регулирования произведен расчет расходов на оплату труда в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования и с учетом разъяснений ФАС России. Объем обслуживания тепловых сетей в условных единицах определяется исходя из характеристик тепловых сетей, в том числе тепловых камер и коэффициентов. Основной персонал по обслуживанию сетей учтен в нормативной численности, определенной в соответствии с Приказом Гочсстроя № 65. В пунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.7 Рекомендаций Госстроя № 74 приведен примерный перечень должностей, их возможных наименований, не обязательный к включению.

Представитель заинтересованного лица ООО «Перспектива» Агеев А.В., действующий на основании доверенности от 25 декабря 2020 года (том 3, л.д. 52-53), в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

В письменном отзыве указал, что ООО «Базис» представлены акты осмотра технического состояния, локальный сметный счет, планы ремонтов тепловых сетей на период 2022-2023 года, указанные документы не относятся к 2021 году. Кроме того, в отопительный период, к которому относится период регулирования с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 г., проведение капитальных ремонтов оборудования (тепловых сетей), находящегося в эксплуатации, посредством которого происходит теплоснабжения потребителей центральной части г. Троицка, невозможно.

Экспертами Министерства проведен расчет аварийного запаса материалов в полном соответствии с Типовой инструкцией по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) (РД 153-34.0-20.507-98), с учетом цен на материальные ресурсы в соответствии со статистическими данными, отраженными в справочнике ЧелСЦена на 2021 год. Несогласие ООО «Базис» с расчетом МТРиЭ ЧО не свидетельствует о недостоверности указанного расчета.

Численность рабочих и АУП определена Министерством в полном соответствии с законодательством. Средняя заработная плата определена МТРиЭ ЧО на основании предложения ООО «Базис» в связи с тем, что оно не превышает среднюю заработную плату согласно расчету по отраслевому тарифному соглашению.

Министерством обоснованно исключены расходы на автотранспорт, на аренду непроизводственных объектов, на приобретение спецодежды, на ГСМ, на обучение персонала, на услуги банков, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающих экономическую обоснованность соответствующих расходов.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, ООО «Базис» создано 22 июля 2021 года на основании решения единственного участника общества (том 2, л.д. 71), запись о нем внесена в ЕГРН 27 июля 2021 года (том 2, л.д. 64-70).

17 августа 2021 года между ООО «Базис» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды, согласно которому ООО «Базис» переданы в аренду инженерные сети – теплотрасса общей протяженностью 3 681,49 м (том 2, л.д. 139-142).

17 августа 2021 года между ООО «Базис» и ЗАО «<данные изъяты>» заключен договор аренды, согласно которому ООО «Базис» переданы в аренду инженерные сети – теплотрасса общей протяженностью 1 390,7 м (том 2, л.д. 143-146).

Общая протяженность инженерных сетей составляет 5 072,19 м.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, является МТРиЭ Челябинской области.

01 октября 2021 года ООО «Базис» обратилось в Министерство с заявлением об открытии дела об установлении тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (том 2, л.д. 51).

Постановлением МТРиЭ Челябинской области 25 ноября 2021 года № 69/1 установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа на период с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 423,98 руб./Гкал (том 1, л.д. 95-96).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Оспариваемый акт не обладает распорядительным, внутриведомственным и локальным характером. Это акт общего действия, в системе тарифного регулирования участвующий в процессе установления тарифа на тепловую энергию для потребителей, то есть адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение; содержит нормативные предписания.

Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 69/1 от 25 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа» является нормативным правовым актом исполнительного органа власти Челябинской области, принят уполномоченным органом в установленной форме, опубликован на официальном сайте Министерства, по этим основаниям не оспаривается.

Тариф для ООО «Базис» установлен методом экономически обоснованных расходов (затрат) как организации, ранее не осуществлявшей регулируемые виды деятельности.

Специалистами МТРиЭ Челябинской области проведена экспертиза представленных обществом документов, составлено экспертное заключение от 25 ноября 2021 года по экономической обоснованности затрат на 2021 год по делу № 06/15-2-передача т/э_2021 «Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Базис» на территории Троицкого городского округа (передача тепловой энергии) (том 1, л.д. 111-123).

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления МТРиЭ Челябинской области (выписка из протокола от 25 ноября 2021 года № 69, том 1, л.д. 97-110).

Административный истец полагает, что при расчете тарифа регулирующим органом необоснованно не учтены заявленные организацией расходы: на материалы при проведении капитального ремонта тепловых сетей, на автотранспорт, на ГСМ, на ремонт и обслуживание транспортных средств, расходы на предрейсовый осмотр, на обучение, на приобретение спецодежды, на услуги банков, необоснованно занижены расходы по статье «Оплата труда».

В силу пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями, с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.

В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункт 44), включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В составе расходов на сырье и материалы ООО ООО «Базис» заявлены, в том числе, расходы на материалы при проведении капитального ремонта тепловых сетей хозяйственным способом в размере 4 813,84 рублей –Министерством произведен расчет расходов на содержание в размере 342,22 рублей, в остальной части отклонены (разница – 4 471,62), расходы на приобретение запасных частей для транспорта в размере 648,5 тыс.руб – отклонены в связи с представлением расчета без обоснования цен, нормативной потребности в количестве запчастей, расходы на приобретение спец.одежды в размере 158 тыс.руб. – отклонены, не представлен расчет, расходы на ГСМ и масла в размере 975,04 тыс.руб. отклонены, так как не представлено обоснование цен, нормативной потребности.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктом 28 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Порядок определения плановых (расчетных) значений расходов (цен) установлен пунктом 28 Основ ценообразования, согласно которому при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа, в том числе: расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания); е) расчет цен (тарифов) (подпункты «д, е» пункта 16).

При этом в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Как следует из материалов тарифного дела, в обоснование плановых расходов на материалы при проведении капитального ремонта ООО «Базис» представлены акты осмотра технического состояния, локальные сметные расчеты, планы ремонта тепловых сетей, не относящиеся к регулируемому периоду.

Административным ответчиком определены расходы на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей в размере 342,22 тыс.руб., исходя из нормативного объема материалов, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, часть 1 (Центр муниципальной экономики, 2006) и цен, определенных в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, на основании данных справочника Челинформцента «ЧелСЦена» на 2021 год.

Учитывая период регулирования, положения пункта 41 Основ ценообразования, пунктов 4.3.11, 4.3.12 «СО 34.04.181-2003 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей», утвержденных РАО "ЕЭС России" 25.12.2003), отсутствие экономического обоснования заявленных расходов, определенный административным ответчиком в целях бесперебойного функционирования тепловых сетей размер расходов на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей, исходя из нормативных значений, суд находит экономически обоснованным.

Расчет расходов на приобретение запасных частей для транспорта в размере 648,5 тыс.руб. произведен без обоснования цен и потребности в их приобретении (том 2, л.д. 194), в обоснование расходов на приобретение спец.одежды в размере 158 тыс.руб. представлена ссылка на приказ Министерства труда от 09 декабря 2014 года № 997н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды» (том 3, л.д. 38) без какого-либо экономического обоснования заявленного размера, размер расходов на ГСМ и масла обоснован офертой ООО «Газпромнефть-Региональные продажи», плановым расчетом без указания норм и нормативов расчета (том 2, л.д. 195), (том 3, л.д. 132-135), в связи с чем указанные расходы обоснованно не приняты при расчете НВВ.

При этом доводы административного истца о занижении расходов на оплату труда заслуживают внимания.

В силу пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО «Базис» заявлены расходы на оплату труда в размере 19 257,78 тыс.руб., исходя из нормативной численности персонала 49 человек, средней заработной платы 32 751,33 руб. на чел. (том 3, л.д. 14-17, 30-31).

Министерством расходы на оплату труда определены в размере 4 500,03 тыс.руб. исходя из нормативной численности 11,45 чел. И средней заработной платы 32 751,33 руб. на чел. (том 1, л.д. 117).

Учитывая, что Общество регулируемую деятельность ранее не осуществляло, расходы на оплату труда определены Министерством на основании приказов Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее – Нормативы численности рабочих), от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее – Нормативы численности АУП).

Расчет нормативной численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей, в соответствии с пунктом 2.8. Нормативов численности рабочих производится исходя из объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах, по формуле: V = ? (N + 0.001L)* dy i * Kk i* KT i * Kn i * Kr i, где:

V - объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах;

Ni - количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, ед.;

Li - протяженность i-го участка тепловой сети, м;

dy i - диаметр условного прохода теплопроводов i-го участка, м

Kk i - коэффициент, учитывающий количество труб в тепловой сети;

- коэффициент, учитывающий теплоноситель. Для паропроводов = 1,25; для трубопроводов холодной воды - 1,0, для трубопроводов горячей воды - 1,3;

KT i - коэффициент, учитывающий способ прокладки теплопроводов

Kr i, - коэффициент, учитывающий разность геодезических отметок теплотрассы.

Технические характеристики тепловых сетей, необходимые для расчета объема обслуживания и ремонта трубопроводов, содержатся в представленных в материалы дела паспортах тепловых сетей (том 1, л.д. 210-275, том 2, л.д. 2-47).

Административным истцом при определении объема обслуживания и ремонта трубопроводов учтено 64 тепловые камеры (том 3, л.д. 15-16), Министерством 39 (том 1, л.д. 117-118).

Проверяя расчет, представленный в экспертном заключении, с учетом информации, содержащейся в письменном отзыве на административное исковое заявление, суд соглашается с расчетом в части принятых Министерством характеристик, в том числе количества тепловых камер, тепловых сетей: теплотрасса ул. Советская, ул. Пионерская, ул. Разина; теплотрасса к школе № 9, теплотрасса к ул. Фрунзе; теплотрасса к ул. Гагарина, к ул. Разина 48-40 к домам 120, 120а; теплотрасса Промстроя ул. Володарского 11.

Как установлено в судебном заседании, теплотрасса ул. Советская, ул. Пионерская, ул. Разина протяженностью 4 736,64 м (том 2, л.д. 6-47), эксплуатируется тремя сетевыми организациями: ООО «Базис», ООО «Вектор», ООО «Акцент».

Материалы тарифного дела не содержат сведений, позволяющих определить, арендатором каких именно участков данной сети является административный истец, в связи с чем количество тепловых камер, протяженность и диаметр условного прохода теплопроводов определены Министерством путем сопоставления протяженности участков сетей, указанных в расчетах административного истца (том 3, л.д. 16), с техническими характеристиками сетей (том 2, л.д. 7-8), определив количество тепловых камер равным числу участков трубопроводов.

Исследовав технические характеристики, а также схемы тепловых сетей, суд не соглашается с числом камер, принятых МТРиЭ Челябинской для расчета в количестве семи, поскольку участки трассы начинаются и заканчиваются в разных камерах.

Административным истцом также оспаривается исключение Министерством из численности рабочих водителей при наличии трех транспортных средств, сварочного агрегата и прицепа, необходимых для осуществления технологического процесса.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Базис» на праве аренды владеет транспортными средствами: автомобиль грузовой УАЗ-390945, экскаватор ЭО 3323А-70-48, трактор Беларусь МТЗ 82-6-1, а также сварочным агрегатом САГ АДД 400, прицепом тракторным 2ПТС-4 мод. 887 Б (том 3, л.д. 147, оборот – 148, оборот).

Федеральной антимонопольной службой в письме от 26 ноября 2018 года № ВК/96368/18 при определении фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав НВВ регулируемой организации предписано учитывать результат анализа сведений: гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления; условий коллективного договора; размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; прогнозного индекса потребительских цен; уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики; среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью; нормативной численности; штатного расписания.

Штатным расписанием ООО «Базис» (том 3, л.д. 157) предусмотрено 2 единицы водителя автомобиля, тракторист, машинист крана автомобильного, машинист экскаватора.

Согласно пункту 1.11 Нормативов численности рабочих расчет численности рабочих, не предусмотренных настоящим сборником, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, производится по действующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду. При отсутствии в сборниках нормативных данных на отдельные виды работ численность рабочих устанавливается на местах.

Экспертное заключение не содержит анализа штатного расписания, в том числе потребности Общества для осуществления регулируемой деятельности в водителях, и оснований, по которым отказано во включении водителей в расчет численности рабочих.

С учетом протяженности тепловых сетей, эксплуатируемых ООО «Базис», наличия в аренде транспортных средств и специальной техники, отсутствие в расчете численности рабочих водителей экономически обоснованным не является.

Кроме того, нормативная численность персонала по организации ремонта и наладки оборудования и сооружений определена административным ответчиком по таблице 5 пункта 2.2.3 Нормативов численности АУП, исходя из суммарной тепловой мощности установленного оборудования в размере 51-300 Гкал/час, и соответствующего количества человек (3 чел) в пересчете на протяженность тепловых сетей административного истца, однако нормативная численность АУП по организации подготовки производства при том же теплоэнергетическом оборудовании на тех же тепловых сетях выбрана из справочника, исходя из меньшей суммарной тепловой мощности установленного оборудования (определена в размере 1 человека при нормативном значении 2-3 для суммарной тепловой мощности 51-300 Гкал/час).

Различный подход к определению нормативной численности персонала, осуществляющего производственные функции управления нельзя признать экономически обоснованным.

Учитывая, что суммарная тепловая мощность установленного оборудования в размере 51-300 Гкал/час соответствует мощности котельной ООО «Перспектива», при отсутствии в экспертном заключении иного обоснования, нормативная численность АУП по организации подготовки производства должна быть определена, исходя из указанной суммарной мощности, то есть от 2-х человек.

Также суд соглашается с доводом административного истца о наличии арифметической ошибки в расчете нормативной численности персонала по организации ремонта и наладки оборудования и сооружений, оказывающей влияние на принятое значение расчетной нормативной численности.

Увеличение количества тепловых камер, расчет в соответствии с пунктом 1.11 Нормативов численности численности водителей, необходимых для обеспечения технологического процесса, расчет АУП по организации подготовки производства исходя из иной суммарной мощности установленного оборудования, АУП по организации ремонта и наладки оборудования и сооружений с учетом правильного расчета приводит к увеличению значения общей нормативной численности, и, как следствие, расходов на оплату труда, расходов по статье «Отчисления на социальные нужды», определяемых исходя из фонда оплаты труда и ставки отчислений 30,2%.

С иными доводами административного истца о необоснованном определении расходов на оплату труда в оспариваемой части суд не соглашается.

Как ранее отмечалось, регулируемая организация при обращении в Министерство обязана подтвердить заявленные расходы соответствующими расчетами с указанием норм и нормативов расчета.

Представленный ООО «Базис» расчет нормативной численности рабочих исходя из технических характеристик трубопроводной арматуры (том 3, л.д. 14) Методическими указаниями не предусмотрен.

График сменности, предложение дополнительного учета в составе нормативной численности рабочих аварийно-восстановительной бригады из состава ремонтного персонала для выполнения работ по ликвидации аварий в круглосуточном режиме в составе документов, направленных для установления тарифа, административным истцом не представлены.

Значения нормативной численности АУП, осуществляющего: общее руководство, бухгалтерский учет и финансовую деятельность, комплектование и учет кадров, технико-экономическое планирование, организацию труда и заработной платы, материально-техническое снабжение, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, организацию охраны труда и ТБ, правовое обслуживание, организацию ремонта и наладки оборудования, организацию руководства производственными районами приняты административным ответчиком из диапазона, рекомендованного Нормативами численности АУП, произвольными не являются.

В соответствии с пунктом 1.3. Нормативов численности АУП нормативы численности носят рекомендательный характер и не обязывают регулирующий орган определять нормативную численность с использованием всех предусмотренных управленческих и производственных функций.

В составе прочих расходов в числе оспариваемых административным истцом заявлены:

- расходы на аренду транспортных средств в размере 184,8 тыс.руб. в год, в подтверждение которых представлен договор аренды имущества от 16 августа 2021 года № 13/А (том 3, л.д. 147, оборот -148, оборот) – отклонены Министерством в связи с отсутствием инвентарных карточек;

- расходы на предрейсовый медицинский осмотр в размере 24 тыс.руб., в обоснование которых представлен договор от 13 августа 2021 года с ООО «<данные изъяты>» (том 3, л.д. 152, оборот) - отклонены Министерством, поскольку водители не предусмотрены нормативной численностью;

- плановые расходы на обучение персонала в размере 229,5 тыс.руб. с представлением расчета и коммерческих предложений организаций, реализующих образовательные услуги (том 3, л.д. 14, оборот – 144) – отклонены в связи с отсутствием экономического обоснования;

расходы на услуги банков в размере 117,5 тыс.руб., заявленные без предоставления обосновывающих документов – отклонены в связи с отсутствием документов.

При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования должен руководствоваться пунктом 28 Основ ценообразования, в том числе с учетом цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

В материалы тарифного дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что представленные договоры заключены в рамках конкурентной процедуры, предусмотренной пунктом 28 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в НВВ, относятся в том числе арендная плата в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае, если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Согласно пункту 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В обоснование заявленных затрат на аренду трех транспортных средств, сварочного агрегата и прицепа ООО «Базис» представлен договор аренды с ЗАО «<данные изъяты>» с указанием размера ежемесячной арендной платы.

Согласно пункту 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Приказ Минфина № 91н), действовавшего до 31 декабря 2021 года, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01).

В соответствии с пунктами 12, 13 Приказа Минфина № 91н учет основных средств по объектам ведется использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Таких документов в тарифный орган административным истцом также не представлялось, в связи с чем у Министерства отсутствовала возможность проверить экономическую обоснованность заявленных расходов.

В подтверждение плановых расходов на обучение персонала по программам «Охрана труда групп смешанного состава», «Подготовка руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей», «Профессиональная подготовка по профессии «Слесарь по ремонту тепловых сетей», «Профессиональная переподготовка по профессии «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей», «Профессиональная переподготовка по профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ», обучение по программе «Пожарно-технический минимум», профессиональная переподготовка по программе «Бухгалтерский учет» административным истцом представлены коммерческие предложения, не содержащие указанные направления обучения, потребность в обучении не обоснована.

Подтверждения и обоснования расходов на услуги банков не представлено, размер расходов назван в пояснительной записке (том 3, л.д. 39).

Учитывая изложенное, отклонение Министерством указанных расходов произведено в соответствии с требованиями пункта 33 Правил регулирования.

Доводы административного истца о наличии у МТРиЭ Челябинской области обязанности использовать экспертные оценки с учетом статистических данных, либо отчетные данные регулируемых организаций на данном сетевом комплексе со ссылкой на размер затрат ЗАО «<данные изъяты>» судом отклоняются.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Основания для учета затрат ЗАО «<данные изъяты>» у регулирующего органа отсутствовали в связи с несопоставимостью его исходных параметров с ООО «Базис».

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

Устанавливая дату, с которой постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 ноября 2021 года № 69/1 подлежит признанию недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ постановление МТРиЭ Челябинской области от 25 ноября 2021 года № 69/1 подлежат признанию недействующими с момента принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на МТРиЭ Челябинской области лежит обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании Министерства, в газете «Южноуральская панорама».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Базис» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 ноября 2021 года № 69/1 «Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «БАЗИС» на территории Троицкого городского округа».

Обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области опубликовать сообщение о принятии решения суда в газете «Южноуральская панорама» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2022 года