ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/2022 от 13.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-88/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 13 » мая 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Барановой В.А.

с участием административного истца Железняковой В.В., представителя Тындинской городской Думы Гук А.А., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Железняковой Валентины Вильямовны к Тындинской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Железнякова В.В. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим с момента принятия нормативный правовой акт города Тынды от 27 июня 2019 года № 20 – НПА «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения», принятый решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года № 144-Р-ТГД-VII.

В обоснование требований указала, что в производстве Тындинского районного суда Амурской области находится административное дело <номер> по административному исковому заявлению Железняковой В.В. к администрации города Тынды о признании недействующим положения «Об аппарате главы администрации города Тынды», утвержденного распоряжением администрации города Тынды № 721р. В преамбуле оспариваемого в рамках административного дела <номер> распоряжения администрации города Тынды № 721р указано, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Тынды, частью 3 статьи 1 нормативного правового акта города Тынды от 27 июня 2019 года № 20-НПА «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения», принятого решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года № 144-Р-ТГД-VII. Вместе с тем, на момент принятия распоряжения администрации города Тынды № 721р ни Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом города Тынды администрация города Тынды не наделялась полномочиями по утверждению положения «Об аппарате главы администрации города Тынды». Нормативный правовой акт города Тынды от 27 июня 2019 года № 20-НПА «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения», принятый решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года № 144-Р-ТГД-VII принят с нарушением норм действующего законодательства, в том числе Устава города Тынды, в редакции, действующей на момент его принятия. Считает, что наделение Тындинской городской Думы полномочием по принятию нормативного правового акта «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения» Уставом города Тынды не предусмотрено. Данное обстоятельство расценивается как вмешательство Тындинской городской Думы в деятельность исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Тынды (администрации города Тынды), нарушает баланс полномочий представительного органа и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ограничивает самостоятельность администрации города Тынды в решении вопросов местного значения.

В письменных возражениях председатель Тындинской городской Думы Магарламов И.Ю. выразил несогласие с заявленными требованиями. Указал, что административный истец Железнякова В.В. не является субъектом регулируемых правоотношений, поскольку с 23 ноября 2020 года она уволена с муниципальной службы в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, соответственно, у нее отсутствует право на обращения в суд с данным административным исковым заявлением. Кроме того, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не указала сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права и законные интересы административного истца, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению.

В ходе судебного разбирательства Железнякова В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает ее права, в настоящее время в производстве Тындинского районного суда находится гражданское дело о взыскании с нее денежных средств, выплаченных ей в период замещения должности муниципальной службы.

В судебном заседании представитель Тындинской городской Думы Гук А.А. поддержал доводы письменных возражений.

Представитель администрации города Тынды в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения административного истца, представителя Тындинской городской Думы, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года № 144-Р-ТГД-VII принят нормативный правовой акт от 27 июня 2019 года № 20-НПА «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения». На соответствующем заседании Тындинской городской Думы за принятие данного решения проголосовало 15 депутатов (при установленной численности 20 депутатов).

Текст документа опубликован в официальном периодическом издании «Авангард» 5 июля 2019 года № 40 (8720).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 3 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся полномочия, указанные в части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Исходя из частей 1, 2 и 3 статьи 31 Устава города Тынды Тындинская городская Дума осуществляет свою деятельность на основе компетенции в соответствии с федеральными законами, законами Амурской области и настоящим Уставом.

Принятие Устава города Тынды, внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции Тындинской городской Думы.

Помимо прочего к полномочиям Тындинской городской Думы относится утверждение структуры администрации города Тынды.

Оспариваемый нормативный правовой акт посвящен отдельным вопросам организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрации города Тынды по решению вопросов местного значения, по существу воспроизводит содержание главы 8 Устава города Тынды, определяющей статус, структуру и полномочия администрации города Тынды. Принятие решений по таким вопросам не противоречит требованиям приведенных нормативных правовых актов, определяющих полномочия Тындинской городской Думы как представительного органа местного самоуправления города Тынды.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 названного Кодекса).

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце первом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В этой связи нарушение оспариваемой нормой прав, свобод и законных интересов административного истца является необходимым условием для признания соответствующего нормативного правового акта недействующим. При этом в силу пункта 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность подтвердить сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.

В тоже время, административным истцом Железняковой В.В. не было сформулировано конкретных доводов о том, какие ее права, свободные и законные интересы были нарушены оспариваемым нормативным правовым актом. Более того, ею также не представлены сведения о том, что такой нормативный правовой акт к ней непосредственно применялся и им были регламентированы отношения, участником которых она бы являлась.

Упоминание нормативного правового акта города Тынды от 27 июня 2019 года № 20-НПА «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения» в преамбуле распоряжения администрации города Тынды от 9 сентября 2019 года № 721р «Об аппарате главы администрации города Тынды» (с учетом того, что ранее Железнякова В.В. состояла на муниципальной службе в должности руководителя аппарата главы администрации города Тынды и распоряжением администрации города Тынды от 21.10.2020 <номер> (в редакции распоряжения ст. 23.11.2020 <номер>) была уволена 23 ноября 2020 года в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы) само по себе об обратном не свидетельствует.

Обращение администрации города Тынды в суд с исковым заявлением о возложении на Железнякову В.В. обязанности возвратить неправомерно установленную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в качестве неосновательного обогащения также не связано с применением оспариваемого нормативного правового акта.

Следовательно, доводы административного истца являются неопределенными и не позволяют признать, что в результате применения оспариваемых норм она была действительно ограничена в реализации каких-либо прав и такое нарушение имеет реальный характер.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Железняковой Валентины Вильямовны о признании недействующим нормативного правового акта города Тынды от 27 июня 2019 года № 20-НПА «О некоторых вопросах, связанных с совершенствованием организации системы муниципального управления и обеспечения исполнения полномочий администрацией города Тынды по решению вопросов местного значения», принятого решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2019 года № 144-Р-ТГД-VII, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 мая 2022 года.

Председательствующий Никитин В.Г.

Дело № 3а-88/2022