ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/2022 от 18.03.2022 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 3а-88/2022

70OS0000-01-2021-000027-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2022 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Маслюковой М.Н.,

помощнике судьи Ш.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Хлебозавод №4» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Хлебозавод №4» в лице представителя Осипова А.В. обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование– ОГБУ «ТОЦИК»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области об установлении по состоянию на 26 июля 2019г. кадастровой стоимости

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 10609000рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 38151000рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых (30361908 рублей 73 копейки и 110974321 рублей 51 копейка) значительно превышает их рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, что нарушает право административного истца как налогоплательщика.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области и Томской области в лице Администрации Томской области заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменных отзывах на административный иск представитель административного ответчика ОГБУ «ТОЦИК» и заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской областирешение по административному делу оставили на усмотрение суда; представитель заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области указав, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени Томской области, решение по административному делу оставил на усмотрение суда.

Административный ответчик Управление Росреестра по Томской областиписьменный отзыв на административный иск не представило.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Судом установлено, что с 26 июля 2019г. административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/; с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/.

Актом ОГБУ «ТОЦИК» №2 от 24 марта 2020г. кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ определена в размере 30361908 рублей 73 копейка, нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – в размере 110974321 рублей 51 копейка по состоянию на 26июля 2019г.

Сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости внесены в ЕГРН 6 апреля 2020г.

В соответствии со статьями 372, 374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно пункту 2 статьи 375 того же Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса, в силу подпункта 1 пункта 7 которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем вторым пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020г. №374-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости по состоянию на 26 июля 2019г. также согласуется с приведенными выше положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016г. №237-ФЗ к заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный частнопрактикующим оценщиком Д. отчет №10/22 от 28 января 2022г., согласно которому по состоянию на 26 июля 2019г. рыночная стоимость спорного нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 10609000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером /__/ - 38151000 рублей.

Данный отчет отвечает требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015г. №299; представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно формы отчета и его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами /__/ и /__/ может быть установлена по состоянию на 26 июля 2019г. в размере их рыночной стоимости, составляющей составляет 10609000рублей и 38151000рублей, соответственно.

Согласно статье 248, части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вотношении спорного объекта недвижимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 7 февраля 2022г.

Доводы представителя заинтересованного лица Томской области в лице Администрации Томской области о том, что Администрация Томской области не может выступать по настоящему делу от имени Томской области, подлежат отклонению в связи со следующим.

Поскольку в соответствии со статьей 82 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы от 26 июля 1995г. №136, зарегистрированного в Управлении Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 31 января 2001г. №RU70000199500001, Администрация Томской области разрабатывает и реализует стратегию социально-экономического развития области, разрабатывает проект областного бюджета и обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении областного бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику в области, Томская область, в бюджет которой подлежит уплате налог на имущество организаций, подлежала привлечению к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица в лице Администрации Томской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Хлебозавод №4» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости удовлетворить:

установить по состоянию на 26 июля 2019г. кадастровую стоимость

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости - 10609000(десять миллионов шестьсот девять тысяч) рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости - 38151000(тридцать восемь миллионов сто пятьдесят одна тысяча) рублей;

датой подачи заявления считать 7 февраля 2022г.;

указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий