Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 ноября 2019 года г. Красногорск, Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Вердияна Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железным А. К., с участием прокурора прокуратуры Московской области Смирновой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-891/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОСТ-МАРКЕТ» о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области от 30 августа 2017 года № 34/5 «Об утверждении методики определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково», у с т а н о в и л: 30 августа 2017 года Советом депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области принято решение № 34/5 «Об утверждении методики определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково» (л. д.65-66 т. 1). В соответствии с Методикой определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково (далее Методика), определение начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково определяется по формуле: Р = С х Кмест. х Vврем. х Sкв.м. х Ттип, где: Р – плата за право размещения нестационарных торговых объектов за период пользования в соответствии с договором, руб.; С – базовая цена кв.м. за месяц, установленная в соответствии с ассортиментным перечнем, руб.; Кмест. – коэффициент, учитывающий место расположения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Щёлково; Vврем. – количество месяцев, на которое предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта. Ттип – коэффициент, учитывающий тип нестационарного торгового объекта. общества с ограниченной ответственностью «ОСТ-МАРКЕТ (далее в том числе административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области № 34/5 от 30 августа 2017 года, так как, по его мнению, оспариваемое правовое регулирование предусматривает формулу определения платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов, в результате применения которой такая плата существенно превышает размер арендной платы за пользование земельным участком, при этом оспариваемая методика не содержит экономического обоснования, нарушен принцип предсказуемости размера арендной платы, что противоречит положениям земельного законодательства Российской Федерации. Поскольку вопрос определения размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, административный истец считает, что к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата за земельный участок. Кроме того, административный истец указывает на то, что утверждение Методики Советом депутатов осуществлено за пределами его компетенции. Административным ответчиком – Советом депутатов городского округа Щёлково Московской области и заинтересованным лицом – администрацией городского округа Щёлково Московской области принесены письменные возражения на заявленный административный иск в которых указывается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах установленной законом компетенции, Методика определена с учетом экономической обоснованности. На момент разработки проекта решения Совета депутатов городского поселения Щёлково проводился анализ стартовой цены аукциона на размещение нестационарных торговых объектов, установленной в соседних муниципальных образованиях – Пушкино, Ногинске, Балашихе, в соответствии с которым размер платы по договору на право размещения НТО в городском поселении Щёлково находится в одном ценовом диапазоне с размером указанной платы в соседних муниципальных образованиях. Также при подготовке проекта Методики был проведен мониторинг цен по действующим договорам аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов: стоимость 1 кв.м. составляет от 3000 до 4000 руб. в месяц (под размещение нестационарного торгового объекта, площадью 15 кв. м., стоимость составляет от 45000 до 60000 руб. в месяц), что существенно превышает размер платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта. Административный ответчик находит доводы, указанные в административном исковом заявлении, несостоятельными, в связи с чем просит отказать в удовлетворении административного иска (л. д. 181-188 т. 1). В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 полностью поддержала заявленный административный иск. Представитель административного ответчика – Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области и заинтересованного лица – администрации городского округа Щёлково Московской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска общества с ограниченной ответственностью «ОСТ-МАРКЕТ по основаниям, указанным в письменных возражениях на административный иск, и, кроме того, указала, что последний в течение многих лет использует земельные участки, принадлежащие муниципальному образованию, для осуществления коммерческой деятельности, уклоняясь при этом от заключения соответствующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках и внесения платы за пользование землёй. Причиной, побудившей к обращению административного истца в суд с данным административным иском, является то, что по судебным решениям с него взысканы денежные средства за пользование землёй под размещение нестационарных торговых объектов. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Московской области Смирновой М. В., не усмотревшей оснований для удовлетворения заявленного административного иска, суд пришел к следующему. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора. Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, регламентируя использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определил случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов. При этом пунктом 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи (то есть за исключением вышеназванного случая), осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно частям 1 - 3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе. Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора. Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Таким образом, утверждение Советом депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской оспариваемой Методики расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории Советом депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской осуществлено в пределах компетенции данного представительного органа власти, опубликован в установленном порядке в общественно-политической газете Щёлковского района «ВРЕМЯ» № 35 (14527) от 2 сентября 2017 года (л. д. 110). Вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихсяв государственной или муниципальной собственности, к числу которых относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении, судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что, в частности, следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 и нормативных документов, утвержденных этим постановлением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года № 424-О). Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Как установлено судом, постановлением администрации Щёлковского муниципального района от 30 июня 2017 № 4064 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково (далее – Положение) (л. д. 92-100 т. 1). Согласно п. 3.1 ч. 3 Положения, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щёлково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково и договор на право размещения НТО или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между администрацией Щёлковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО. Согласно п. 4.3. ч. 4 Положения, договор с владельцами НТО, включенных в Схему размещения НТО не по результатам аукционных процедур, заключается по начальной (минимальной) цене договора, рассчитанной по формуле, предусмотренной Методикой определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково, утвержденной в установленном порядке представительным органом местного самоуправления городского поселения Щёлково, с учетом базовой цены кв. м. за месяц, установленной в соответствии с ассортиментным перечнем; коэффициентом, учитывающим место расположения НТО на территории городского поселения Щёлково, количества месяцев, на которое предоставляется право размещения НТО; общей площади НТО и коэффициента, учитывающего тип НТО. Утвержденная решением Совета депутатов городского поселения Щёлково от 30 августа 2017 года № 34/5 Методика принята с учетом составленного финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов, выполненного администрацией Щёлковского муниципального района и справки к проекту решения Совета депутатов (л. <...> т. 1). Так, базовая цена учитывает специализацию нестационарных торговых объектов, их виды деятельности, реализацию видов продукции с учетом социальной значимости и уровня доходности (бытовые услуги – 350 руб. кв.м., хлебобулочные изделия, молочная продукция – 450 руб. кв.м.; табачные изделия – 700 руб. кв.м.; ёлочная продукция – 1000 руб. кв.м.), а также анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков и базовых ставок, установленных в соседних муниципалитетах Московской области. Методикой определены коэффициенты, учитывающие оценку местоположения и коммерческую привлекательность размещения объекта с учетом посещаемости этих объектов торговли (центр городского поселения Щёлково коэффициент местоположения – 2 и уменьшение коэффициента до 1,2 в зависимости от удаленности от центра). Коэффициенты, учитывающие типы НТО, определены следующим образом: павильоны, киоски -1, мобильные объекты торговли – 0,5. В целях развития малого и среднего бизнеса низкий коэффициент создает условия для развития мобильной торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих ее от других форматов. Кроме того, на момент разработки проекта решения Совета депутатов городского поселения Щёлково проводился анализ стартовой цены аукциона на размещение НТО, установленной в Пушкино, Ногинске, Балашихе, в соответствии с которым размер платы по договору на право размещения НТО в городском поселении Щёлково находится в одном ценовом диапазоне с размером указанной платы в соседних муниципальных образованиях (л. д. 89-90). Также при подготовке проекта Методики был проведен мониторинг цен по действующим договорам аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов: стоимость 1 кв. м. составляет от 3000 до 4000 руб. в месяц (под размещение нестационарного торгового объекта, площадью 15 м. кв., стоимость составляет от 45000 до 60000 руб. в месяц), что существенно превышает размер платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта. Таким образом, вопреки доводам административного истца, оспариваемая Методика имеет экономическую обоснованность и принята не произвольно, а с учетом составленного финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов, содержащего анализ экономических, географических и иных факторов, влияющих на уровень доходности нестационарных торговых объектов и, как следствие, на размер платы за размещение нестационарных торговых объектов, в том числе учтена совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы нестационарных торговых объектов, - тип нестационарного торгового объекта, а также месторасположение нестационарного торгового объекта в зависимости от района города Щёлково. Вместе с указанным суд отмечает, что поскольку размещение всех нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой нестационарных торговых объектов в городе Щёлково, осуществляется без заключения договоров аренды земельных участков, оспариваемая Методика расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Щёлково в равной мере распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере, основана на анализе экономических факторов, следовательно, разная расчетная стоимость квадратного метра земли по договорам аренды земельных участков и по договорам на размещение нестационарных торговых объектов не ставит владельцев таких объектов в неравное положение друг с другом, их конкуренцию между собой не ограничивает, а равно не создает и необоснованных препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности. При этом для субъектов предпринимательской деятельности сохраняется альтернатива – заключать договор аренды земельного участка с местной администрацией, с соблюдением установленных процедур, либо размещать нестационарные торговые объекты на территории города Щёлково без заключения договоров аренды при условии расчета в соответствии с Методикой. Таким образом, совокупность представленных суду доказательств дает суду основание считать, что оспариваемый нормативный правовой акт прав и интересов общества с ограниченной ответственностью «ОСТ-МАРКЕТ» не нарушает и законные основания для признания его недействующим отсутствуют. Доводы административного истца противоречат установленным судом обстоятельствам, основаны на собственном понимании норм закона, в связи с чем они не заслуживают внимания. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ОСТ-МАРКЕТ о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области от 30 августа 2017 года № 34/5 «Об утверждении методики определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково» отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Вердиян Г.В. Текст мотивированного решения изготовлен 21 ноября 2019 года |