Дело № 3а-892/2022
22OS0000-01-2022-000377-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Копцевой Г.В.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
у с т а н о в и л:
административный истец ФИО1 обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1347 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость предоставленного ФИО1 на праве аренды вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. В связи с этим, поскольку расчет арендных платежей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка, истец просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в равном его рыночной стоимости размере, а также возложить обязанность на административного ответчика внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, с учетом уточнения просила установить архивную и действующую кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, с возложением на административного ответчика обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом от Управления имущественных отношений Алтайского края, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», филиала «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения административного истца ФИО1, показания свидетеля ФИО2, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании архивной и действующей кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ***, договора перенайма земельного участка от ДД.ММ.ГГ и дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГ***, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1347 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства кафе-бара, с ДД.ММ.ГГ - общественное питание. Согласно договору при расчете арендной платы учитывается показатель кадастровой стоимости земельного участка (л.д.17-20 т.1).
Таким образом, установление в отношении вышеуказанного земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика арендной платы.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 2 216 394,21 рубля, дата определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата начала применения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ (л.д.9 т.1).
Кроме того, как следует из информации, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной, поскольку ДД.ММ.ГГ филиалом в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 2 916 295,41 рублей, определенной на основании акта КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», которая применяется с ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, в настоящее время оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере 2 216 394 рубля, установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГ и действующая в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно, является архивной, а оспариваемая кадастровая стоимость в размере 2 916 295,41 рублей является действующей.
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с п.7 ст.4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз.5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку административный истец вправе произвести перерасчет уплаченных налоговых платежей, ФИО1 вправе оспаривать кадастровую стоимость, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГ и действующую в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ.
Исходя из положений п.7 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлены отчеты об оценке от ДД.ММ.ГГ***.22 (по архивной кадастровой стоимости) и от ДД.ММ.ГГ***.22 (по действующей кадастровой стоимости), составленные оценщиком ООО «Агентства Оценки» ФИО2, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 422 000 рублей (л.д. 29-95, 132-196 т.1).
Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что отчеты соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанной в них итоговых величин рыночной стоимости земельного участка.
Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. При этом отчеты содержат анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** и актом КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» от ДД.ММ.ГГ № АОКС-22/2022/000038.
Отчеты об оценке подготовлены оценщиком ФИО2, являющимся членом Ассоциации СРО «СОЮЗ», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка движимого имущества» приложены к заключению.
Представленные в материалы дела отчеты пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком, скреплены печатью оценщика.
Кроме того, в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля оценщик ФИО2 подтвердил достоверность своих исследований, дал мотивированные возражения относительно указанных Управлением имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» замечаний к отчету, о чем представил письменные пояснения.
ФИО2 относительно выбранных им аналогов *** и *** пояснил, что обременение объектов недвижимости относятся к иным и не влияют на рыночную стоимость объектов-аналогов. Наличие на земельном участке – аналоге *** улучшений учтено оценщиком в расчетах путем внесения корректировки к стоимости аналога *** (плюс 13,64%), обоснование корректировки приведено на страницах 64-65 отчетов. Изменение разрешенного использования оцениваемого земельного участка с вида «для строительства кафе-бара» на вид «общественное питание» не повлияло на произведенные расчеты и полученную рыночную стоимость объекта оценки, поскольку сегмент рынка, к которому относится земельный участок, не изменился, он относится к земельным участкам под придорожный сервис, и аналоги для расчетов подбирались из указанного сегмента рынка.
Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» доводы о несоответствии представленных отчетов о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 в части установления архивной и действующей кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
В то же время, в части требований о возложении обязанности на административного ответчика внести в ЕГРН соответствующие сведения о кадастровой стоимости, установленной судом, суд не находит оснований для удовлетворения в виду следующего.
Согласно ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГ № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» кадастровая палата наделена полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части ведения кадастровых карт.
При этом в соответствии со ст.15 Федерального закона «Л государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязан принять к исполнению вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости и внести соответствующие изменения в ЕГРН.
Следовательно, требование о возложении на административного ответчика обязанности внести в ЕГРН соответствующие сведения о кадастровой стоимости, установленной судом, на данной стадии заявлены излишне, доказательств неисполнения требований законодательства со стороны ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю суду не представлено, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1347 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 422 000 рублей. Период действия кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1347 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 422 000 рублей.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья: Г.В. Копцева
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.