ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-892/2022 от 24.06.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-892/2022

УИД 32ОS0000-01-2022-000462-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 24 июня 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С.,

с участием прокурора Хроленок Т.А.

представителя административного истца адвоката Берденниковой Т.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кошарова Артема Николаевича о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916), от 26 ноября 2021 года № 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 917),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 917, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.

В Перечни на 2021, 2022 годы включено принадлежащие Кошарову А.Н. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: – в редакции приказа управления от 15 июня 2022 года № 916; пункт Перечня на 2022 год - в редакции приказа управления от 15 июня 2022 года № 917).

Административный истец Кошаров А.Н. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения принадлежащего ему нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни на 2020, 2021 годы, указав в обоснование требований, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку нежилое помещение не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

С учетом уточненных административных исковых требований административный истец Кошаров А.Н. просит суд:

-признать недействующим со дня принятия приказ управления имущественных отношений Брянской области № 1723 от 27.11.2020 (в редакции от 15.06.2022) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в пункт Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, объекта недвижимого имущества: нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 107 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане VII, кадастровый номер объекта , расположенное по адресу:

-признать недействующим со дня принятия приказ управления имущественных отношений Брянской области № 1825 от 26.11.2021 (в редакции от 15.06.2022) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в пункт Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, объекта недвижимого имущества: нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 107 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане VII, кадастровый номер объекта , расположенное по адресу:

В судебное заседание административный истец Кошаров А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного истца адвокат Берденникова Т.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что в спорном нежилом помещении с кадастровым номером располагается типография, где индивидуальный предприниматель Кошаров А.Н. оказывает полиграфические услуги юридическим лицам, что подтверждается договорами на оказание полиграфических услуг. Спорное помещение необоснованно включено в Перечни на 2021 и 2022 годы на основании акта проведения мероприятий для установления вида фактического использования помещения, поскольку фактически обследование объекта не проводилось, уведомление о проведении обследования Кошарову А.Н. не направлялось.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорный объект недвижимости включен в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в качестве объекта бытового обслуживания по фактическому использованию, поскольку актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения от 10 сентября 2020 года установлено, что объект площадью 100% используется для оказания бытовых услуг населению. Факт оказания ИП Кошаровым А.Н. различных полиграфических бытовых услуг населению подтверждается информацией с сайта типографии «Модуль», расположенной в спорном нежилом помещении.

Выслушав представителей сторон по делу, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 26 ноября 2021 года № 1825 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действующие в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916 № 917, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

Как установлено судом, административный истец Кошаров А.Н. является собственником объекта недвижимости: помещения, площадью 107 кв.м., наименование объекта: «нежилое помещение»; назначение: «нежилое помещение», с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Бежицкая, д.1, корп.10.

Право собственности Кошарова А.Н. на указанное нежилое помещение зарегистрировано 18 марта 2020 года.

Спорное нежилое помещение с кадастровым номером расположено в жилом многоквартирном доме со встроенными административными помещениями и магазинами (позиция 13), общей площадью 20187,4 кв.м., с кадастровым номером , что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 11 мая 2022 года № КУВИ-001/2022-70149250, от 13 мая 2022 года № КУВИ-001/2022-70149123.

Многоквартирный жилой дом с кадастровым номером расположен на земельном участке, площадью 7184 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: , имеющим вид разрешенного использования «для разработки проекта и строительства 9-ти этажного жилого дома», что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11 мая 2022 года № КУВИ-001/2022-70166679.

Таким образом, спорное нежилое помещение расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.

Как следует из технического паспорта на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: , составленный межрайонным отделением № 1 ГБУ «Брянскоблтехивентаризация» по состоянию на 10 ноября 2012 года, спорный объект в составе указанного многоквартирного дома указан как «нежилое помещение VII», в состав которого входят помещения с наименованиями: тамбур, основное, санузел, подсобное.

Представленный административным истцом технический паспорт на спорное нежилое помещение, изготовленный Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по состоянию на 6 марта 2013 года, суд не принимает в качестве допустимого доказательства по настоящему делу по следующим основаниям.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В настоящее время в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно техническому плану от 6 марта 2013 года, изготовленному кадастровым инженером Цыганковой Л.В. в целях постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет, спорное помещение имеет назначение: «нежилое».

Согласно кадастровому паспорту от 11 апреля 2013 года спорное помещение имеет назначение: «нежилое».

Принимая во внимание, что из технической документации и сведений из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного объекта недвижимости нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером является объектом, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также офисов, что не позволяет отнести спорный объект недвижимости к видам объектов, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что спорное помещение могло быть включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании акта об определении вида фактического использования помещения.

Суд полагает необоснованными доводы представителя административного ответчика о наличии предусмотренных законом оснований для включения спорного нежилого помещения в Перечень исходя из фактического использования по следующим основаниям.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28 сентября 2020 года, основным видом деятельности административного истца Кошарова А.Н. является: «Прочие виды полиграфической деятельности» (код 18.12), одним из дополнительных видов деятельности последнего является «Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги» (код 18.14).

В соответствии Перечнем кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским Классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р, деятельность под кодом 18.14 «Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги» отнесена к бытовым услугам.

Эта группировка услуг включает в себя: переплет издательской продукции, установку образцов и постпечатные услуги, например завершающую подготовку обложек, книг, брошюр, журналов, каталогов и т.п.; нанесение пленки, подрезание и выравнивание листов, сборку, стачивание отдельных частей; прошивание нитками, бесшовное клеевое скрепление блока, укладку, склеивание, упорядочение, наметывание, тиснение золотом, скрепление металлической и пластиковой спиралью; переплет и обработка печатной бумаги или печатного картона, сгибание, тиснение, пробивание отверстий, гравировка, склеивание, ламинирование; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы по индивидуальному заказу населения; завершающую подготовку для изготовления CD-ROM; завершающую подготовку почтовых отправлений, такую как изготовление конвертов по требованию заказчика, изготовление обложки; прочие завершающие виды деятельности, такие как штамповка, прессовка, тиснение, печать для незрячих.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.10.2019 № 5-АПА19-145, при признании какого-либо помещения объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать отличительные признаки правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности, выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Между тем, доказательств, бесспорно подтверждающих факт использования спорного помещения, площадью 107 кв.м., исключительно для оказания бытовых полиграфических услуг населению, административным ответчиком не представлено.

Как следует из акта проведения мероприятий для определения вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером от 10 сентября 2020 года, в ходе натурного обследования установлено, что в нежилом помещении расположена типография, при этом согласно акту 100% площади объекта используется для бытового обслуживания населения по виду деятельности собственника объекта Кошарова А.Н. – код ОКВЭД 18.14 «Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги».

Указанный акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования помещения от 10 сентября 2020 года не может быть признан доказательством, с достоверностью подтверждающим законность включения спорного объекта в Перечень, по следующим основаниям.

Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638 (далее – Методика), по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - акт) по форме согласно приложению № 1 к настоящей Методике. Акт подписывается секретарем и членами территориальной комиссии. В акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.

В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости.

Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).

Как следует из акта обследования спорного помещения от 10 сентября 2020 года, натурное обследование объекта проведено без доступа в помещение. При этом, в нарушение положений пункта 5.4 Методики, в акте не указаны обстоятельства, препятствующие доступу членов комиссии на объект недвижимости.

Как установлено судом, извещение о проведении натурного обследования спорного помещения собственнику Кошарову А.Н. не направлялось, что подтверждается сообщением межрайонного отделения № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 1 июня 2022 года № 1-211310.

Допрошенные в качестве свидетелей инженеры по инвентаризации строений и сооружений межрайонного отделения № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Петрова О.В. (в судебном заседании 20 мая 2022 года) и Торопина А.П. (в судебном заседании 24 июня 2022 года), принимавшие участие в обследовании спорного объекта и составлении акта от 10 сентября 2020 года, суду пояснили, что натурное обследование нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , произведено без доступа в спорное помещение. Путем визуального осмотра фасада спорного помещения и расположенной на нем вывески, было установлено, что в спорном объекте располагается типография. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении собственника объекта Кошарова А.Н. следует, что одним из дополнительных видов деятельности последнего является «Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги». Указанный вид деятельности отнесен к бытовому обслуживанию, в связи с чем по результатам обследования спорное помещение площадью 100% отнесено к объектам бытового обслуживания.

Изложенные обстоятельства свидетельствует о том, что мероприятия по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимости для целей налогообложения выполнены должностными лицами ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» исключительно на основании визуального осмотра фасада, без фактического обследования непосредственно спорного помещения, при этом обстоятельства, подтверждающие препятствование доступу членов комиссии в помещение, в акте не приведены. К акту обследования от 10 сентября 2020 года приложена фотография вывески на фасаде спорного помещения с перечнем оказываемых услуг. Однако, исходя из общей площади помещения – 107 кв.м., отнесение 100% площади для целей бытового обслуживания населения без фактического исследования объекта невозможно.

При этом стороной административного истца суду представлены доказательства, подтверждающие факт оказания ИП Кошаровым А.Н. в период 2020-2022 года полиграфических услуг юридическим лицам (договор на оказание полиграфических услуг № от 2 декабря 2020 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ФГБУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» на изготовление печатной продукции; договор на оказание полиграфических услуг и изготовление рекламных изделий № от 18 декабря 2020 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ГАУК «Брянский областной ордена Трудового Красного Знамени театр Драмы им. А.К. Толстого» на изготовление печатной продукции; договор на оказание полиграфических услуг № от 20 января 2020 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ООО «Брянский бройлер»; договор на оказание полиграфических услуг и изготовление рекламных изделий № от 1 июня 2021 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ООО «Брянская региональная электросетевая компания»; договор на оказание полиграфических услуг № от 6 декабря 2021 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ООО ГАУК «Музей Дятьковского хрусталя»; договор на оказание полиграфических услуг и изготовление рекламных изделий № от 5 мая 2021 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ООО «Семейный доктор»; договор на оказание полиграфических услуг и изготовление рекламных изделий № от 11 января 2021 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ООО Специализированный застройщик «Брянская строительная компания»; договор на оказание полиграфических услуг № от 31 мая 2022 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ООО «Бар Крафт»; договор на оказание полиграфических услуг № от 28 апреля 2022 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и АО «Специализированное управление механизации»; договор на оказание полиграфических услуг № от 24 мая 2022 года, заключенный между ИП Кошаровым А.Н. и ИП Кирилкиной О.В. и другие).

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об оказании индивидуальным предпринимателем Кошаровым А.В. различного рода полиграфических услуг не только физическим, но и юридическим лицам, что исключает использование спорного помещения, площадью 107 кв.м., исключительно для оказания бытовых услуг населению.

Представленная стороной административного ответчика распечатка с сайта типографии «Модуль» с отзывами потребителей об оказываемых услугах не подтверждает факт использования спорного помещения площадью более 20% для оказания бытовых услуг.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения спорного помещения в Перечень на 2021 год.

При решении вопроса о включении спорного помещения в Перечень на 2022 года натурное обследование объекта не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.

Исходя из положений пункта 12 постановления Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики следует, что мероприятия по обследованию объектов недвижимости в форме камерального исследования осуществляются для включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, назначение которых с большой долей достоверности может быть установлено или подтверждено документами, предусмотренными в разделе 2 настоящей Методики (объекты с наименованием «магазин», «торговый центр» и т.д.), то есть в случае если наименование (назначение) объекта недвижимости, указанное в сведениях ЕГРН либо в документах технического учета (инвентаризации), явно соответствует видам (назначению, наименованию) объектов недвижимости, указанным в пп. 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

К таковым относятся объекты недвижимости, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости в предыдущем году, но только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального исследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта недвижимости в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта недвижимости в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, в отношении такого объекта недвижимости обследование может осуществляться в форме выездного обследования либо в форме комплексного обследования.

В настоящем случае, учитывая, что акт обследования объекта с кадастровым номером от 10 сентября 2020 года признан судом недопустимым доказательством, принимая во внимание, что сведения из ЕГРН и технической документации в отношении спорного объекта не свидетельствуют о его предназначении как объекта торгового, административного-делового, коммерческого назначения, суд приходит к выводу, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения здания в Перечень на 2022 год, - не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Кошарова А.Н.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2021 года и с 1 января 2022 года соответственно. Правовых оснований для признания недействующими оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области со дня их принятия суд не усматривает.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Кошарова Артема Николаевича - удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 г. № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 916) в части включения в Перечень на 2021 год объекта недвижимости – нежилого помещения, площадью 107 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: г

Признать недействующим с 01 января 2022 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 г. № 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 917) в части включения в Перечень на 2022 год объекта недвижимости – нежилого помещения, площадью 107 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2022 года.