Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2019 года г. Красногорск, Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Вердияна Г.В., при секретаре Сорокине Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-895/2019 по административному исковому заявлению ООО «Агрикон» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, у с т а н о в и л: ООО «Агрикон»» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности четырех земельных участков, расположенных в Егорьевском районе Московской области, равной их рыночной стоимости. Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков. Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему четырех земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки. В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данных земельных участков (т. 1 л.д. 196-199). По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости определенной в отчете об оценке. В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1 уточнил заявленные требования своего доверителя, просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года в заключении эксперта (т. 2 л.д. 7). Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области – ФИО2 просил назначить по делу повторную экспертизу, поскольку полагал заключение эксперта ненадлежащим доказательством, ввиду допущенных экспертом нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, а именно: 1) экспертом в качестве ценообразующего фактора при оценке не учтены плодородие земельных участков и экология местности; 2) копии информационно-аналитических материалов в заключении отсутствуют; 3) отказ от внесения корректировок на местоположение; 4) неправильное применение корректировки на торг. От представителя заинтересованного лица – администрации городского округа Егорьевск Московской области – ФИО3 поступила правовая позиция, согласно которой с требованиями административного истца администрация не согласна, просит суд отказать в их удовлетворении. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей. При таких обстоятельствах суд полагает возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи. В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>), при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки. Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> № 361-ФЗ). В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>). В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Судом установлено, что ООО «Агрикон» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: - <данные изъяты>, общей площадью 879824 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», территория <данные изъяты>, 10; - <данные изъяты> общей площадью 808511 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», территория <данные изъяты>, 10; - <данные изъяты> общей площадью 363551 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», территория <данные изъяты>, 10; - <данные изъяты>, общей площадью 188958 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», <...> (т.1 л.д. 27-46). Судом также установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) (т. 1 л.д. 23-26). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет: - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> принадлежащих ему объектов недвижимости представлен отчет об оценке 1786/0519 от 27 мая 2019 года, составленный оценщиком ООО «Оценочная компания «Эксперт» (т. 1 л.д. 47-160). Рыночная стоимость земельных участков в отчете об оценке определена в размере: - КН <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Согласно ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всех необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В силу положений ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Согласно заключению эксперта № 3003/2019 от 8 ноября 2019 года ООО «ТЕХАССИСТАНС» ФИО4, которой судом было поручено проведение судебной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, оценщиком при составлении отчета об оценке были допущены нарушения требований российского законодательства об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины его рыночной стоимости. В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>-249). Исследовав экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям с. 1-3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного исследования, имеющим достаточный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, и суд принимает его в качестве достоверного доказательства, устанавливающего действительную рыночную стоимость спорного земельного участка. Экспертом представлены письменные ответы на замечания административного ответчика (т.2 л.д. 21-23). Замечание представителя административного ответчика относительно того, что экспертом в качестве ценообразующего фактора при оценке не учтены плодородие земельных участков и экология местности суд находит несостоятельными, поскольку определить качественные характеристики почвенного слоя для аналогов не предоставляется возможным и на результаты оценки они не влияют. Указание на отсутствие копий информационно-аналитических материалов и информации об объектах-аналогах в заключении не заслуживает внимания, поскольку данные сведения содержатся в отчете об оценке и экспертом обоснованно не дублировались. Замечание административного ответчика относительно отказа эксперта от внесения корректировок на местоположение и торг суд также находит необоснованным, поскольку при проведении экспертизы было выявлено ошибочное принятие оценщиком максимальной корректировки на торг для неактивного рынка и участков менее 10 га. Данная ошибка была устранена с учетом матрицы коэффициентов. Указание на отсутствие корректировки на местоположение не заслуживает внимания, поскольку участки и аналоги расположены в пределах 100 км от МКАД в Егорьевском районе Московской области, а значит в допустимом диапазоне, следовательно, корректировка не требуется. Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта, свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости суду не представлено. Административным истцом выводы эксперта не оспариваются. Оценив экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что определенная экспертом ФИО4 рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является наиболее вероятной ценой, по которой данные объекты могли быть отчуждены на открытом рынке по состоянию на 1 января 2018 года, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости. Исходя из изложенного, требование ООО «Агрикон» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ, р е ш и л: административное исковое заявление ООО «Агрикон» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с <данные изъяты> общей площадью 879 824 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», территория <данные изъяты>, 10 по состоянию на <данные изъяты> в размере 6 616 276 (шесть миллионов шестьсот шестнадцать тысяч двести семьдесят шесть) рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с <данные изъяты> общей площадью 808 511 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», территория <данные изъяты>, 10 по состоянию на <данные изъяты> в размере 6 080 003 (шесть миллионов восемьдесят тысяч три) рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка с <данные изъяты> площадью 363 551 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, территория сельского поселения «Юрцовское», территория <данные изъяты>, 10 по состоянию на <данные изъяты> в размере 2 733 904 (два миллиона семьсот тридцать три тысячи девятьсот четыре) рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка с <данные изъяты>, общей площадью 188 958 кв.м., категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для производства сельхозпродукции, расположенного по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Юрцовское, <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в размере 1 551 345 (один миллион пятьсот пятьдесят одна тысяча триста сорок пять) рублей. Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, включая дату подачи ООО «Агрикон» административного искового заявления об оспаривании их кадастровой стоимости в Московский областной суд – <данные изъяты>. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Г.В. Вердиян |