ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-897/20 от 09.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-897/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2020 года г.Брянск

Брянский областной суд в составе председательствующего судьи Алейниковой С.А., при секретаре Бурлуцкой А.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потребительского общества «Торговая база» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

ПО «Торговая база» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года:

- магазина «Продукты», назначение: нежилое здание, площадью 200,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>Б, в размере его рыночной стоимости 665 000 руб.,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 198,7 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, в размере его рыночной стоимости 716 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 118 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Бугаевка, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 537 000 руб.,

- магазина , назначение: нежилое здание, площадью 61,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, в размере его рыночной стоимости 254 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 108,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 397 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 108,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 868 000 руб.,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 295 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 389 000 руб.

В обоснование иска административный истец указал, что является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Считает, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную в соответствии с отчетом ООО «Брянский Оценщик».

Уточнив исковые требования в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ ПО «Торговая база» просило суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года:

- магазина «Продукты», назначение: нежилое здание, площадью 200,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>Б, в размере его рыночной стоимости 665 000 руб.,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 198,7 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, в размере его рыночной стоимости 716 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 118 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Бугаевка, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 537 000 руб.,

- магазина , назначение: нежилое здание, площадью 61,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, в размере его рыночной стоимости 254 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 108,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 397 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 204 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Романовка, <адрес>А, в размере его рыночной стоимости 868 000 руб.,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 295 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 389 000 руб.

Представители административного истца ПО «Торговая база», административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», Правительства Брянской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От представителей административного истца ПО «Торговая база» Кулина Э.В., административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

С учетом требований ст.150, ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ПО «Торговая база» является собственником объектов недвижимости:

- магазина «Продукты», назначение: нежилое здание, площадью 200,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>Б,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 198,7 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 118 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Бугаевка, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 537 000 руб.,

- магазина , назначение: нежилое здание, площадью 61,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 108,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 204 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Романовка, <адрес>А,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 295 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом Управления имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории <адрес>» установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:

- с кадастровым номером – 3 206 982,89 руб.,

- с кадастровым номером 2 791 064,66 руб.,

- с кадастровым номером – 1 443 670,73 руб.,

- с кадастровым номером – 1 004 509,33 руб.,

- с кадастровым номером – 1 577 053,64 руб.,

- с кадастровым номером – 4 048 606,86 руб.,

- с кадастровым номером – 4 341 175,43 руб.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.

В силу п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.

Таким образом, права административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст.ст. 70, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке ООО «Брянский Оценщик» № 38 от 16 марта 2020 года, в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет:

- с кадастровым номером - 665 000 руб.,

- с кадастровым номером - 716 000 руб.,

- с кадастровым номером - 537 000 руб.,

- с кадастровым номером - 254 000 руб.,

- с кадастровым номером 397 000 руб.,

- с кадастровым номером - 868 000 руб.,

- с кадастровым номером - 1 389 000 руб.

Согласно выводам экспертного заключения АНО «Независимая Коллегия Экспертов» № 446-20 от 1 октября 2020 года отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, в отчете изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение пользователей отчета, а также не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Выбранные методы оценки, в рамках использованных оценщиком подходов – признаны обоснованными. Выполненные расчеты стоимости объектов оценки соответствуют применяемому подходу и методу. В результате экспертизы технических ошибок, которые способны повлиять на итоговый результат, не выявлено.

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости подлежат установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке ООО «Брянский Оценщик» № 38 от 16 марта 2020 года.

Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости является иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Данное экспертное заключение сторонами не оспаривается.

Позиция Управления Росреестра по Брянской области, изложенная в возражениях на административный иск, о том, что управление является ненадлежащим ответчиком, противоречит положениям ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснениям в абз. 3 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суд является 2 июня 2020 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С учетом изложенного, заявленные требования ПО «Торговая база» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ПО «Торговая база» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года:

- магазина «Продукты», назначение: нежилое здание, площадью 200,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>Б, равной его рыночной стоимости в размере 665 000 руб.,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 198,7 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, равной его рыночной стоимости в размере 716 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 118 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Бугаевка, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 537 000 руб.,

- магазина , назначение: нежилое здание, площадью 61,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, равной его рыночной стоимости в размере 254 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 108,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 397 000 руб.,

- магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, площадью 204 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д.Романовка, <адрес>А, равной его рыночной стоимости в размере 868 000 руб.,

- магазина, назначение: нежилое здание, площадью 295 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 389 000 руб.

Дату обращения ПО «Торговая база» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.А. Алейникова

мотивированное решение принято 10 ноября 2020 г.