Дело № 3а-898/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовца А.А.,
при секретаре Малининой Е.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Перминжсельстрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Перминжсельстрой» (далее АО «Перминжсельстрой», Общество) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости – наименование: административное здание, назначение: нежилое, количество этажей 5, в том числе подземных 1, площадь 3681,2 кв.м, кадастровый номер **, адрес объекта: **** равной рыночной стоимости в размере 86631373 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца на заявленном требовании настаивает.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заинтересованного лица ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» поддерживает доводы письменного возражения о несогласии с иском по мотиву несоответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю мнения по иску не выразило, представителя в суд не направило.
В соответствие с положениями ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) дело рассмотрено при данной явке.
Судом установлено, что АО «Перминжсельстрой» является собственником административного здания площадью 3681,2 кв.м, кадастровый номер **, по адресу: ****.
Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость за № 376 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края № 756-п от 29.11.2018 «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их налоговая стоимость.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2018 установлена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края № СЭД-31-02-2-2-1223 от 25.10.2018 и составляет 169131740 руб.
Согласно отчета об оценке № 9138 от 04.09.2019, выполненного ООО «Промпроект-оценка» (оценщик М.), рыночная стоимости административного здания по состоянию на 01.01.2018 составляет 86631373 руб.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля М., исследовав и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Правовой интерес Общества в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости основан на положениях п. 2 ст. 375, подп. 1 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае», № 376 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствие с ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Суд признает отчет об оценке № 9138 относимым, допустимым и достоверным доказательством.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, соответствует требованиям к нему, указанным в ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральном стандарте оценки № 3. Каких-либо нарушений стандартов оценочной деятельности, позволяющих усомниться в несоответствии определенной стоимости объекта критериям, приведенным в ст. 3 вышеуказанного Закона, не установлено. Отчет не допускает неоднозначного толкования и введения в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц.
При определении рыночной стоимости оценщик применил затратный и сравнительный подходы. В ходе применения сравнительного подхода им был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетной таблице. Определение величины рыночной стоимости произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнительного подхода. Рыночная стоимость объекта недвижимости затратным подходом определена на основе расчета затрат, необходимых для создания объекта недвижимости на конкретную дату за вычетом накопленного износа с добавлением стоимости земельного участка. Итоговый результат рыночной стоимости определен путем согласования результатов оценки с учетом весовых коэффициентов примененных подходов за вычетом рыночной стоимости земельного участка и НДС.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Оснований для назначения судебной экспертизы для проверки соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости с учетом замечаний административного ответчика не имеется.
Так отчет об оценке содержит информацию о продаже объекта-аналога № 1 с указанием ссылки на ресурс, откуда была она была взята – https://ruads.org/.
В выборке ответчика приводятся объекты, несопоставимые с объектом оценке, поскольку в ней присутствуют встроенные помещения, тогда как объект оценки – здание, имеют меньшую от 7 до 35 раз меньшую площадь, ряд объектов предлагались к продаже долее чем за 2 года до даты оценки, объекты, расположены в административных зданиях 2014-2015 г. постройки.
Стоимость единого объекта недвижимости составила 30932 руб./кв.м, что соответствует уровню цен на аналогичные объекты (административные здания с земельным участком).
Объект оценки относится к карте А «Массовое строительство жилых, общественных и производственных зданий (сооружений)» ОСР сборника КО-Инвест «Общественные здания, 2016». Для данной карты сейсмичность в городу Перми отсутствует, поэтому необходимость применения корректировки на сейсмичность отсутствует.
Довод о включении НДС в кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер.
Таким образом доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, в суде не добыто.
Согласно ч. 3 ст. 249 КАС Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости земельного участка. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества «Перминжсельстрой» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – наименование: административное здание, назначение: нежилое, количество этажей 5, в том числе подземных 1, площадь 3681,2 кв.м, кадастровый номер **, адрес объекта: **** равной рыночной стоимости в размере 86631373 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 8 октября 2019 г.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 9 декабря 2019 г.
Судья подпись.