ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-899/2021 от 29.07.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000442-22

Дело № 3а-899/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобиной Д.А.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., представителя административного истца Ившиной Н.Г., действующей на основании ордера, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Щелковой Я.В., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Юника Инвест» к Правительству Пермского края о признании не действующими со дня принятия пункт 878 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 447, 1171, 5109 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 4061, 4802, 5263, 5614, 5664 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 1954, 1955, 2390, 2392, 2393 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

У С Т А Н О В И Л:

На основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п). Нормативный правовой акт опубликован 04 декабря 2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 878 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п включено здание с кадастровым номером **:486, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д.101.

Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п). Нормативный правовой акт опубликован 03 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, часть 2, а также размещен 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктами 447, 1171, 5109 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п включены здания с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д.101.

Также, Правительством Пермского края принято Постановление от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п). Нормативный правовой акт опубликован 09 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещен 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктами 4061, 4802, 5263, 5614, 5664 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п включены здания с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д.101 и здания с кадастровыми номерами **:409, **:410, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Рязанская, д.132.

Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п).

Нормативный правовой акт опубликован 07 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктами 1954, 1955, 2390, 2392, 2393 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п включены здания с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д.101 и здания с кадастровыми номерами **:409, **:410, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Рязанская, д.132.

ООО «Юника Инвест» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия пункт 878 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 447, 1171, 5109 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 4061, 4802, 5263, 5614, 5664 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 1954, 1955, 2390, 2392, 2393 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеуказанные здания, принадлежащие ему на праве собственности, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в большем размере.

Представитель административного истца Ившина Н.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Щелкова Я.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые по существу сводятся к тому, что на момент включения нежилых зданий с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481 в оспариваемые Перечни, то они представляли собой, соответственно, пристрой к административному корпусу, общей площадью 1 195 кв.м., здание, общей площадью 1 942,6 кв.м. и здание, общей площадью 2 399,3 кв.м., расположенных на земельном участке с видом разрешенного использования – под производственную базу (административные здания, ремонтные мастерские, гаражи, складские помещения, автомойка), следовательно, предназначены для использования в целях административного назначения, размещения объектов бытового обслуживания; нежилые здания с кадастровыми номерами **:409, **:410 включены в Перечни, поскольку представляли собой здания, общей площадью 1006,9 кв.м. и общей площадью 954 кв.м., расположенные на земельном участке с видом разрешенного использования – под 3-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса, следовательно, предназначены для использования в целях административного назначения, размещения объектов бытового обслуживания. В связи с вышеизложенным объекты признаны соответствующими критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что явилось достаточным основанием для включения их в Перечни.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца обоснованными, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативные правовые акты не оспариваются.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектом обложения этим налогом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом в отношении отдельных объектов недвижимости она определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 указанного Кодекса.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК.

Из материалов дела следует, что ООО «Юника Инвест» на праве собственности принадлежат пять объектов недвижимого имущества – нежилые здания с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д.101 и нежилые здания с кадастровыми номерами **:409, **:410, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Рязанская, д.132, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481, находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером **:4, площадью 14 860 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственную базу (административные здания, ремонтные мастерские, гаражи, складские помещения, автомойка). Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами **:409, **:410 до 15 апреля 2021 года находились в пределах земельного участка с кадастровым номером **:8, площадью 7 897 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под 3-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (лит.А), 1-этажное кирпичное здание производственного цеха (лит.Б), 1-этажное панельное здание гаража (лит.В), 1-этажное панельное здание склада (лит.Д), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Е), 1-этажное здание гаража (лит.Ж), 1-этажное панельное здание склада (лит.Л), 1-этажное кирпичное здание столярной мастерской (лит.М). С 15 апреля 2021 года указанные объекты недвижимого имущества находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером **:709, площадью 8 176 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: служебные гаражи, склады. Как указывалось выше, спорные здания включены в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п под пунктом 878, а также в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п под пунктами 447, 1171, 5109, и в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п под пунктами 4061, 4802, 5263, 5614, 5664, а также в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п под пунктами 1954, 1955, 2390, 2392, 2393.

Как следует из позиции административного ответчика, здания включены в оспариваемые пункты Перечней в соответствии с наименованием объектов – «пристрой к административному корпусу», виду разрешенного использования земельных участков – под производственную базу (административные здания, ремонтные мастерские, гаражи, складские помещения, автомойка) и под 3-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (лит.А), 1-этажное кирпичное здание производственного цеха (лит.Б), 1-этажное панельное здание гаража (лит.В), 1-этажное панельное здание склада (лит.Д), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Е), 1-этажное здание гаража (лит.Ж), 1-этажное панельное здание склада (лит.Л), 1-этажное кирпичное здание столярной мастерской (лит.М).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.

Оценив наличие оснований для отнесения зданий к административно-деловому или торговому центру, суд приходит к следующим выводам.

Здания с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д.101 и нежилые здания с кадастровыми номерами **:409, **:410, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Рязанская, д.132, каждое из них, имеют площадь 1 195 кв.м., 1 942,6 кв.м., 2 399,3 кв.м., 1 006,9 кв.м., 954 кв.м., что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра.

Как установлено судом, здания с кадастровыми номерами **:486, **:438, **:481 расположены на земельном участке с кадастровым номером **:4, имеющим вид разрешенного использования «под производственную базу (административные здания, ремонтные мастерские, гаражи, складские помещения, автомойка)». Здания с кадастровыми номерами **:409, **:410 до 15 апреля 2021 года располагались на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования «под 3-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (лит.А), 1-этажное кирпичное здание производственного цеха (лит.Б), 1-этажное панельное здание гаража (лит.В), 1-этажное панельное здание склада (лит.Д), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Е), 1-этажное здание гаража (лит.Ж), 1-этажное панельное здание склада (лит.Л), 1-этажное кирпичное здание столярной мастерской (лит.М)». С 15 апреля 2021 года указанные здания расположены на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования «служебные гаражи, склады». Указанные виды разрешенного использования земельных участков безусловно не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данных земельных участков в период включения указанных выше зданий в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится.

Назначение каждого здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости – нежилое здание, что также не позволяет отнести их к административно-деловым или торговым центрам.

Наименование здания «пристрой к административному корпусу», не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим для того, чтобы признать спорные нежилые здания в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должно включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Согласно технической документации здание с кадастровым номером **:438 состоит из помещений с назначением: «стоянка», «эл.щитовая».

Из содержащихся в технической документации на здание гаража с кадастровым номером **:481 сведений, следует, что оно состоит из двух этажей, включающих помещения с назначением: «моторный участок», «стоянка маш.», «туалет», «коридор», «лестн.клетка», «склад», «кабинет», «кладовая хоз.» «аккамулят.», «кладовая», «бойлерная», «раздевалка», «ремонт.цех», «мастерская».

Из технического паспорта на объект недвижимости с кадастровым номером **:486, следует, что объект имеет наименование «пристрой к административному корпусу», включающих помещения с назначением: «кладовая мат.», «венткамера», «лестнич.клетка», «шлифовальный участок», «бокс», «столярный участок», «обкаточный цех», «коридор», «токарный участок», «тамбур», «склад», «кабинет», «шкаф», «мастерская», «учебный класс», «бытовое помещение», «актовый зал», «туалет», «подсобное помещение», «душ», «раздевалка», «кладовая матер.».

Согласно технической документации объект недвижимости с кадастровым номером **:409 «здание производственного цеха» и объект недвижимости с кадастровым номером **:410 «здание гаража» состоят из помещений с назначением: «цех», «произв. пом.», мат.кладовая», «гараж», «подсобн.пом.».

Наличие в зданиях помещений, имеющих согласно технической документации назначение «кабинет», что не тождественно понятию «офис», не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализируя приведенную документацию, суд считает, что указанные выше нежилые здания, исходя из их назначения, разрешенного использования и наименования помещений, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания как самостоятельных объектов.

То обстоятельство, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и технической документации в наименовании спорных зданий имеется слово «административное», о правомерности их включения в Перечни на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, их образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида их фактического использования свидетельствовать не может.

При таких обстоятельствах на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета также нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорные объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, являются торговыми объектами, объектами общественного питания и (или) объектами бытового обслуживания по предназначению.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем, Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в соответствующие Перечни, не представлено.

При таких обстоятельствах и с учетом того, что, как указывалось выше, на момент включения спорных зданий в Перечни Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении зданий в качестве административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также о размещении в них офисов либо торговых объектов, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемые перечни на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы вышеназванных объектов недвижимого имущества, принадлежащих ООО «Юника Инвест».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечня недействующими со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что заявленные административные исковые требования удовлетворены судом, то расходы по уплате госпошлины в размере 18 000 рублей подлежат взысканию в пользу истца с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования акционерного общества «Юника Инвест» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 878 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункты 447, 1171, 5109 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункты 4061, 4802, 5263, 5614, 5664 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункты 1954, 1955, 2390, 2392, 2393 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юника Инвест» расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 18 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись