ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В., при секретаре Абзаевой В.И., с участием прокурора Болдоевой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия № 39 от 28 июля 2014 г. «Об утверждении внесения изменений в генеральный план МО СП «Оймурское» Кабанского района РБ»,
У С Т А Н О В И Л :
28 июля 2014 г. Советом депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия принято решение № 39 «Об утверждении внесения изменений в генеральный план МО СП «Оймурское» Кабанского района РБ», которое опубликовано на официальном интернет-портале Кабанского района в сети Интернет по адресу: www.kabansk.org и обнародовано на информационном стенде Администрации МО СП «Оймурское».
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском о признании не действующим со дня принятия указанного решения № 39 от 28.07.2014 г. в части включения в границы с.Инкино МО СП «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Байкало-Кударинское участковое лесничество, в квартале 65 часть выдела 7, выдел 8.
Требования мотивированы тем, что лесные участки находятся в собственности Российской Федерации. По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы с.Инкино МО СП «Оймурское» земель лесного фонда, общая площадь пересечения 0,5 га. Изменения, внесенные в генеральный план в части включения в границы муниципального образования указанных лесных участков, приняты в нарушение статьи 25 Градостроительного кодекса РФ ввиду не обеспечения согласования границ с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также статьи 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» ввиду осуществления перевода земель лесного фонда, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в земли населенных пунктов.
В судебное заседание представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1, представитель заинтересованного лица ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО2, представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО3, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО4, представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия ФИО5 не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов МО СП «Оймурское» ФИО6 административный иск признала.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО7 административный иск поддержала, указала на отсутствие сведений о согласовании с уполномоченным органом включения лесных участков, расположенных в Центральной экологической зоне, в границы МО СП «Оймурское».
Прокурор Болдоева Э.В. считала административный иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования /пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ/.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Таким образом, решение от 28 июля 2014 г. «Об утверждении внесения изменений в генеральный план МО СП «Оймурское» Кабанского района РБ», которым установлены в том числе границы населенного пункта с.Инкино, является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ /в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения/ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На момент утверждения генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка /в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения/ орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе (далее - уведомление) в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2.2 Порядка Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования /п.2.3/.
Правомочным органом по согласованию включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно подпункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции.
Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Установлено, что согласование с Рослесхозом генерального плана сельского поселения «Оймурское» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков из состава земель лесного фонда не обеспечено, проект изменений генерального плана на согласование в Рослесхоз не поступал.
Как следует из материалов дела, по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО СП «Оймурское», определённых оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы сельского поселения /с.Инкино/ лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Кабанского лесничества.
Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 22 марта 2018 года № 63 следует, что Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» проведена работа по установлению лесных (земельных) участков земель лесного фонда, включенных генеральными планами в границы населенных пунктов, в ходе чего в сельском поселении «Оймурское» Кабанского района в с.Инкино выявлено пересечение земель лесного фонда.
Из представленной в дело схемы расположения границ населенного пункта с.Инкино относительно земель лесного фонда Кабанского лесничества Байкало-Кударинского участкового лесничества видно, что в границах с.Инкино находятся 2 участка из земель лесного фонда /в квартале 65 часть выдела 7, выдел 8/.
По сведениям Государственного лесного реестра названные лесные участки входят в состав лесного фонда Кабанского лесничества, Байкало-Кударинского участкового лесничества и являются собственностью Российской Федерации, что подтверждается соответствующей выпиской.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.05.2009 г. право собственности на земельный участок с ...: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Таким образом, доводы Рослесхоза о том, что в границы с.Инкино Кабанского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также признаны административным ответчиком – председателем Совета депутатов МО СП «Оймурское» Кабанского района РБ.
Кроме того, при принятии оспариваемого решения были нарушены требования Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Согласно частям 1, 2 статьи 2 указанного Федерального закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что квартал 65 Байкало-Кударинского участкового лесничества Кабанского лесничества Республики Бурятия относится к лесам, расположенным в центральной экологической зоне.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещаются перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Нарушение установленной федеральным законодательством процедуры принятия нормативного правового акта, а также норм федерального законодательства, регламентирующего охрану озера Байкал, является основанием к признанию оспариваемого решения не действующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта применяются до настоящего времени, они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в районной газете «Байкальские огни». Обязанность по опубликованию указанного сообщения подлежит возложению на Совет депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия
Р Е Ш И Л:
Административный иск Федерального агентства лесного хозяйства о признании решения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия от 28.07.2014 г. № 39 «Об утверждении внесения изменений в генеральный план МО СП «Оймурское» Кабанского района РБ» не действующим в части удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия от 28.07.2014 г. № 39 «Об утверждении внесения изменений в генеральный план МО СП «Оймурское» Кабанского района РБ» в части включения в границы с.Инкино МО СП «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Байкало-Кударинское участковое лесничество, квартал 65, часть выдела 7, выдел 8.
Обязать Совет депутатов муниципального образования сельского поселения «Оймурское» Кабанского района Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в районной газете «Байкальские огни».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ж.В. Тубденова