ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-89/19 от 27.08.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2019 года г. Абакан

дело № 3а-89/2019

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 25 апреля 2019 г. № 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 25 апреля 2019 г. № 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,138 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов».

Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия договор аренды земельного участка, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05, применяется утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент вида разрешенного использования 0,138. По мнению административного истца применение данного коэффициента противоречит действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвердившему основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям не должен различаться. Устанавливаемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы носит экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы административного истца, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 7 мая 2018 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя указанные в нём доводы.

Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия (далее – Совет депутатов МО Усть-Абаканский район) ФИО3, действующая на основании доверенности от 8 июня 2018 г., требования административного искового заявления не признала, поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление, указав, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов МО Усть-Абаканский район. Оспариваемый коэффициент Кв утвержден с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылку административного истца на нарушение положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 полагает необоснованной. Просила в удовлетворении требований административного иска отказать.

Прокурор Тулина О.Е. в своём заключении указала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Уставом муниципального образования Усть-Абаканский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г. № 52, с изменениями и дополнениями, установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района (пункт 8 статьи 32 Устава).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее – Порядок определения размера арендной платы), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2017 г. № 678) установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок, за исключением земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, определяется по формуле:

Ап = КС x Кв x Ки, где:

Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,

КС = S x УПКС, где:

S - площадь земельного участка, кв. м,

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);

Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов, городских округов и городских поселений в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;

Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.

Решением Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 25 апреля 2019 г. № 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Усть-Абаканский район» утверждены отдельные коэффициенты для определения размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район.

Подпунктом 1 пункта 1 оспариваемого решения от 25 апреля 2019 г. № 34 пункт 4 таблицы «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов» (далее коэффициент Кв) приложения к решению Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 утвержден в следующей редакции: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины) – 0,138».

Вышеуказанное решение официально опубликовано в издании «Усть-Абаканские известия» от 30 апреля 2019 г. № 20 и является нормативным правовым актом.

Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы и Уставом муниципального образования.

Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и ФИО1 без торгов заключен договор аренды земельного участка от 20 сентября 2011 г. для строительства салона-магазина (л.д. 13-16).

В соответствии с данным договором для расчета арендной платы за арендуемый земельный участок с кадастровым используется коэффициент Кв в размере 0,138, что подтверждается уведомлением Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 18 июня 2019 г. с расчетом арендной платы на 2019 год в сумме 1640904,29 рубля (л.д. 196).

В оспариваемой части нормативный правовой акт применяется и затрагивает права и законные ФИО1, поскольку от размера коэффициента зависит размер арендной платы за используемый в соответствии с вышеуказанным договором аренды земельный участок.

В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента Кв административный ответчик ссылается на заключение ООО «Эксперт-оценка» от 7 февраля 2019 г. .

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, следует, что при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Как следует из представленного заключения от 7 февраля 2019 г. , при обосновании коэффициента учитывалось социально-экономическое положение МО Усть-Абаканский район, особенности рынка аренды земельных участков, сам коэффициент Кв определен как соотношение рыночной арендной платы земельного участка и его кадастровой стоимости (л.д. 51-53, 57, 60-67).

Для расчета коэффициента Кв оценщиком использован доходный подход с применением метода анализа сравнительных продаж, в качестве аналогов применялись сделки, заключенные по результатам аукционов по предоставлению в аренду земельных участков в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия и на других территориях Республики Хакасия со схожими с Усть-Абаканским районом природно-климатическими и социально экономическими условиями (л.д. 57, 60-67).

Указанное свидетельствует о наличии надлежащего экономического обоснования при установлении оспариваемой величины коэффициента Кв.

Также отсутствуют доказательства нарушения оспариваемым коэффициентом прав административного истца в сфере осуществления деятельности по использованию объектов капитального строительства для торговли (магазины) по сравнению с иными видами экономической деятельности и нарушения принципа запрета необоснованных предпочтений.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В оспариваемой части нормативный правовой акт не создает необоснованных предпочтений и не создает дискриминационные условия для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), поскольку создает равные условия для осуществления хозяйственной деятельности указанного вида при аренде земельных участков и не препятствует возможности изменения в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации вида разрешенного использования земельного участка в случае изменения направления предпринимательской деятельности.

Кроме того, ранее по заявлениям ФИО9, ФИО10 и ФИО1 УФАС по Республике Хакасия признал незаконными и создающими для хозяйствующих субъектов дискриминационные условия деятельности действия Совета депутатов Усть-Абаканского района по установлению в решении от 23 марта 2017 г. № 40 различных коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков, повышающих стоимость аренды земельных участков для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном рынке оказания услуг.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2019 г. по делу оставлено без изменения и вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 марта 2019 г., которым признаны незаконными решение и предписание УФАС по Республике Хакасия от 1 ноября 2018 г. по делу в связи с их несоответствием Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (л.д. 38-48).

Арбитражный суд, признавая незаконным решение антимонопольного органа, пришел к выводу, что коэффициенты для определения арендной платы определены для каждого вида разрешенного использования земельным участком, что соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и не противоречит Основным принципам определения арендной платы, поскольку принципы не запрещают установление арендной платы и с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и с учетом его разрешенного использования.

Доводы о значительном превышении размера арендной платы, установленной при применении оспариваемого коэффициента Кв, в сравнении с размером арендной платы, установленной для земель, находящихся в федеральной собственности, является необоснованным и не может служить основанием для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части.

Пунктами 1 и 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582, предусмотрено установление ставок арендной платы в случае предоставления земель без проведения торгов для земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Кроме того, указанными Правилами не установлены ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности Российской Федерации, находящихся на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины).

С учетом изложенного суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о том, что оспариваемый коэффициент Кв в размере 0,138 является экономически необоснованным, дискриминационным и приходит к выводу, что решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 25 апреля 2019 г. № 34 в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,138 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов», не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 и требования административного иска о признании его не действующим удовлетворению не подлежат.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Совету депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия о признании не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим решения от 25 апреля 2019 г. № 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,138 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), установленного в таблице «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов» - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 30 августа 2019 г.