ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-89/20 от 08.07.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -89/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июля 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Челябинской городской Думе о признании не действующим в части нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Челябинской городской Думе, в котором просит:

признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый части первой пункта 18 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 (в редакции решений Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 48/6, от 17 июня 2019 года № 53/27, от 27 августа 2019 года № 55/31), в части, регламентирующей получение собственниками подвальных помещений согласия собственника первого этажа на размещение вывески на фасаде дома.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска (в редакции Решений Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 48/6, от 17 июня 2019 года № 53/27, от 27 августа 2019 года № 55/31). Оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы: 22 декабря 2017 года в газете «Вечерний Челябинск» № 99 (12109), 28 декабря 2018 года в газете "Вечерний Челябинск", № 1, 26 июня 2019 года в газете Вечерний Челябинск" № 46, 30 августа 2019 года в газете "Вечерний Челябинск", № 65.

Указывает, что владеет подвальным помещением без окон по адресу: <адрес>, с 2010 года использует под магазин. Для обозначения магазина в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 ФЗ «О защите прав потребителей» и Правил на уровне перекрытия между 1 и 2 этажами размещена вывеска. В Комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска истцом был направлен дизайн-проект. В ответ Комитет градостроительства и архитектуры указал, со ссылкой на пункт 18 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска, что вывеска будет соответствовать требованиям Правил при условии согласования размещения вывески с собственником (собственниками) помещения первого этажа, расположенного над помещением, в чьих границах планируется размещение вывески подвального помещения. Отсутствие такого согласования влечет несоответствие вывески требованиям Правил, что является основанием для демонтажа.

Правила должны быть направлены на регулирование отношений, связанных с соответствием информационных конструкций «дизайн-коду» города, тогда как оспариваемая норма имеет иное правовое наполнение, отличное от необходимого в силу специфики общественных отношений.

Оспариваемое положение Правил не относится к деятельности по благоустройству территории и выходит за рамки представленных федеральным законодательством полномочий местного законодателя.

По мнению истца, оспариваемое положение неправомерно ставит возможность размещения соответствующей Правилам вывески подвального помещения в зависимость от желания (нежелания) собственника помещения первого этажа, не обладающего правами ни в отношении помещения, в интересах которого устанавливается вывеска, ни в отношении самой вывески, также не обладающего правом единолично решать вопрос использования внешней стены дома, которая в силу п.1.ст.36 ЖК РФ является частью общего имущества многоквартирного дома и в отношении которой действует режим общей собственности (ст.247 ГК РФ).

Используемое в Правилах словосочетание «граница помещения» допустимо применять только к непосредственно самому помещению, а не к фасадной части стены дома, к которой с внутренней стороны примыкает данное помещение. Понятие «граница помещения» применительно к фасаду стены дома в законодательстве отсутствует, следовательно не является правовой категорией.

Также считает оспариваемое положение незаконным, поскольку собственник подвального помещения, который не смог получить согласие собственника помещения первого этажа на размещение вывески, лишён возможности оспаривать такой отказ. Правила не содержат каких-либо критериев, в соответствии с которыми собственник помещения на первом этаже согласует размещение вывески подвального помещения. Такие критерии не содержатся и в других нормативно-правовых актах.

Местный законодатель установил дополнительные условия для реализации обязанности продавца, установленной в абзаце первом части 1 статьи 9 Закона «О защите прав потребителей».

Указывает, что Правила в оспариваемой части носят дискриминационный характер, поскольку фактически необоснованно ставят владельцев нежилых помещений на первом этаже в более выгодное положение по сравнению с владельцами подвальных помещений, расположенных под соответствующими нежилыми помещениями первого этажа, но и фактически лишают владельцев подвальных помещений, не имеющих окон и согласия собственника помещения на первом этаже, возможности размещения соответствующей Правилам вывески и, следовательно, возможности исполнить обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 9 Закона «О защите прав потребителей».

Административный истец ФИО2, представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности от 06 августа 2019 года (л.д. 21), в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Челябинской городской Думы ФИО4, действующая на основании доверенности № ГДЧ/1-14-1082 от 28 октября 2019 года (л.д. 50), в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

В письменном отзыве указала, что в соответствии с частью 25 статьи 16, пунктом 2 статьи 45.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, которые могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок. Реализуя данный вопрос местного значения, Челябинская городская Дума решением от 22 декабря 2015 № 16/32 утвердила Правила благоустройства территории города Челябинска, пунктом 163.1. которых определено, что правила размещения и содержания информационных конструкций устанавливаются муниципальными правовыми актами города Челябинска. В развитие указанного пункта Правил благоустройства территории города решением Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска, которыми определены порядок, требования, особенности размещения и содержания информационных конструкций (вывесок), контроль исполнения данных требований и другие, связанные с размещением вывесок, нормы. В связи с чем, Правила благоустройства территории города и Правила № 36/4 приняты во исполнение федерального законодательства и в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления. Указывает, что в соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, вывески относятся к элементам благоустройства. Абзацами вторым и третьим части 3 пункта 4 Правил № 36/4 установлены требования к информации, которую может содержать вывеска. Вывески, указанные в абзаце втором ч. 3 п. 4 Правил № 36/4 размещаются в соответствии с общими требованиями раздела II Правил № 36/4, предусматривающими различные варианты установки вывесок на фасадах в пределах площади внешних поверхностей объекта, соответствующей фактическим размерам занимаемых организациями помещений. Абзацами вторым-пятым ч. 1 п. 18 Правил № 36/4 установлены требования к размещению вывесок организациями, осуществляющими деятельность в помещениях, расположенных в подвальных (цокольных) этажах объекта. Организация вправе разместить вывеску над входом и (или) окнами подвального или цокольного этажа с соблюдением требований абзаца третьего части 1 пункта 18 Правил № 36/4. Норма о получении согласия собственников помещений первого этажа, в границах помещения которого будут установлены элементы крепления вывески иными лицами организацией, осуществляющими деятельность в подвальных/цокольных помещениях соответствует требованиям законодательства и направлена на исключение конфликта интересов собственников подвальных/цокольных помещений и собственников помещений на первых этажах. В случае неполучения согласия от собственника помещения первого этажа на размещение в границах фасадной части его помещения вывески, собственником подвального/цокольного этажа в соответствии с абзацем четвертым части 1 пункта 18 Правил № 36/4 размещение вывески для помещений подвального/цокольного этажа осуществляется в индивидуальном порядке на основании дизайн-проекта размещения вывески (абзац пятый части 1 пункта 18 Правил № 36/4). В связи с этим считает, что абзац четвертый части первой пункта 18 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 № 36/4 принят в рамках компетенции Челябинской городской Думы, соответствует Федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца (л.д. 55-57).

Представитель заинтересованного лица администрации г. Челябинска в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В письменном отзыве в удовлетворении заявленных требований просили отказать, указав, что предусмотренная Правилами необходимость согласования размещения вывески с собственником помещения первого этажа направлена на предоствращение конфликта интересов собственников помещений подвальных и (или) цокольных этажей и собственников помещений первых этажей и обусловлено тем, что размещение вывески помещения подвального или цокольного этажа на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии не должно исключать или ограничивать возможность размещения вывески для собственников помещений первого этажа в границах занимаемых ими помещений, которые также в силу Закона «О защите прав потребителей» обязаны разместить вывеску в месте нахождения организации. В Правилах отсутствуют положения, предусматривающие необходимость предоставления информации о согласовании размещения вывески с собственником помещения первого этажа в органы местного самоуправления, в том числе в рамках контрольных мероприятий, установленных главой VI Правил (л.д. 73-77).

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В силу части 1 статьи 23 Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума является представительным органом города Челябинска и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом (л.д.184-191).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Устава города Челябинска, в исключительной компетенции Челябинской городской Думы находится утверждение правил благоустройства территории города Челябинска.

Решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 года № 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска, в соответствии с пунктом 163.1 которых Правила размещения и содержания информационных конструкций устанавливаются муниципальными правовыми актами города Челябинска.

Решением Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска (далее – Правила).

Решением Челябинской городской Думы от 17 июня 2019 года № 53/27 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 «Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска» в указанное решение внесены изменения, подпункт 1 статьи 18 изложен в новой редакции:

Настенные конструкции, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям:

1) настенные конструкции размещаются над входом или окнами помещений, указанных в пункте 14 Правил, на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии. Если горизонтальная ось Вывески находится на уровне линии перекрытия, то текстовая часть, декоративно-художественные элементы Вывески, подложка могут частично располагаться выше линии перекрытия, при этом элементы крепления Вывески к стене не должны располагаться выше линии перекрытия (отметки верха перекрытия).

В случае, если помещения, указанные в пункте 14 Правил, располагаются в подвальных или цокольных этажах объектов и отсутствует возможность размещения Вывесок в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего подпункта, допускается:

- размещение Вывесок над входом и (или) окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,60 м от уровня земли до нижнего края настенной конструкции и не выше нижнего края окон или витражного остекления первого этажа. При этом Вывеска не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,10 м;

- размещение Вывесок на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии, при условии согласования размещения Вывески с собственником (собственниками) помещения первого этажа, в границах помещения которого будут установлены элементы крепления Вывески к стене.

В случае отсутствия достаточной для размещения Вывески высоты цоколя (с учетом расположения нижнего края настенной конструкции не ниже 0,60 м до уровня земли) до окон или витражного остекления первого этажа, а также отсутствия возможности размещения Вывески согласно абзацу четвертому настоящего подпункта, для помещений подвального или цокольного этажа размещение Вывесок осуществляется в соответствии с дизайн-проектом размещения Вывески, разработанным и согласованным в соответствии с требованиями раздела IV Правил.

Размещение Вывесок с вертикальным порядком расположения букв на информационном поле Вывески осуществляется в соответствии с дизайн-проектом размещения Вывески, разработанным и согласованным в соответствии с требованиями раздела IV Правил.

Решение Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 «Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска» как и все изменяющие его решения, опубликовано на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru, 22 декабря 2017 года, а также в газете «Вечерний Челябинск" № 99 от 22 декабря 2017 года, в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 27 октября 2012 года № 14/31 «О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Челябинска» (л.д.192-193).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что решение Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 «Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска» (в редакции решений Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 48/6, от 17 июня 2019 года № 53/27, от 27 августа 2019 года № 55/31), принято уполномоченным органом в правомочном составе, с соблюдением установленного законом порядка принятия и надлежащим образом опубликовано. По указанным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Административный истец является собственником нежилого помещения ) общей площадью 285 кв.м., расположенного в подвале <адрес> (л.д. 17).

05 сентября 2019 года ФИО1 обратился в комитет градостроительства и архитектуры г. Челябинска по вопросу рассмотрения дизайн-проекта размещения вывески на фасаде многоквартирного дома по адресу: <...>.

По результатам рассмотрения обращения дан ответ, что вывеска будет соответствовать требованиям Правил при соблюдении ряда условий, в том числе при условии согласования размещения вывески с собственником помещения первого этажа, в чьих границах планируется размещение вывески подвального этажа (л.д. 18-19).

22 ноября 2019 года административный истец повторно обратился в комитет градостроительства и архитектуры г. Челябинска по данному вопросу. На обращение дан ответ, что информационная конструкция будет соответствовать требованиям Правил, если будет расположена на одной горизонтальной оси с вывеской туристической компании DAN, а также при условии согласования размещения вывески с собственником (собственниками) помещения первого этажа, в границах помещения которого будут установлены элементы крепления вывески к стене (л.д. 86).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Сторонами не оспаривалось, что на момент рассмотрения административного иска вывеска административным истцом размещена, рекламной конструкцией не является.

В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации вывески относятся к элементам благоустройства.

Действующим законодательством регулирование вопроса о размещении вывесок осуществляется в рамках правоотношений по благоустройству территории, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Установление оспариваемой нормой дополнительных, по сравнению с законодательным регулированием, требований о согласовании размещения Вывески с собственником (собственниками) помещения первого этажа, в границах помещения которого будут установлены элементы крепления Вывески к стене, противоречит действующему законодательству.

При этом следует отнестись критически к доводам представителя ответчика о наличии у собственника (собственников) помещений первого этажа правомочий собственника в отношении стены многоквартирного жилого дома, на которой расположена вывеска.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом «в» части 2 статьи 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В силу указанных норм права фасад здания многоквартирного дома является общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Из разъяснений Федеральной антимонопольной службы России, содержащихся в письме от 08 апреля 2010 года № АК/9921 следует, что размещение вывески магазина на многоквартирном доме не требует дополнительного согласования с собственниками помещений. Обязанность по размещению вывески вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке.

При этом собственник, полагающий нарушенными свои права размещением вывески, вправе требовать защиты нарушенного права путем обращения с негаторным иском.

Суд также не соглашается с доводами представителя ответчика об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемой нормой.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых Правилами, вывеска им установлена без согласования с собственником помещения первого этажа.

Учитывая позицию правоприменительного органа, согласно которой вывеска может быть признана соответствующей Правилам только при согласовании ее размещения с собственником (собственниками) помещения первого этажа, при существующем правовом регулировании данного вопроса права административного истца могут быть нарушены.

Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, он может быть признан не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями, содержащимися в подпункте 2 части 4 КАС РФ, на основании решения Челябинской городской Думы от 17 декабря 2019 года № 5/26, решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Вечерний Челябинск» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый части первой пункта 18 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 19 декабря 2017 года № 36/4 (в редакции решений Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 года № 48/6, от 17 июня 2019 года № 53/27, от 27 августа 2019 года № 55/31), в части, регламентирующей получение собственниками подвальных помещений согласия собственника первого этажа на размещение вывески на фасаде дома.

Обязать Челябинскую городскую Думу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Вечерний Челябинск».

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий