дело № 3а-89/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 17 марта 2022 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Четвериковой Л. В.,
с участием представителей : административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО1, административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – ФИО2, заинтересованного лица - Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тандер» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,
установил :
Административный истец Акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер») посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером … :228, площадью 12821 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 18 731 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:77, площадью 19045 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 38 452 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:13, площадью 45495 кв. м., расположенного по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 56 050 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером …:251, площадью 4884 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 49 192 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером …:143, площадью 3542,6 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 31 096 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером …:18339, площадью 644 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 8 424 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером …:8304, площадью 423,8 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 5 851 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером …:4568, площадью 1642 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 13 959 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером …:538, площадью 1117,8 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 16 860 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером …:2161, площадью 2412,4 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 17 541 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером …:525, площадью 1707,7 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 12 078 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером …:219, площадью 11972,5 кв. м., расположенного по адресу : …, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере – 105 663 000 рублей; указании, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит применению для целей налогообложения с 01 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества принадлежат АО «Тандер» на праве собственности.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года определена : с кадастровым номером …:228 в размере 38 195 938, 57 рублей, с кадастровым номером …:77 в размере 76 450 248, 55 рублей, с кадастровым номером …:13 в размере 119 559 495, 15 рублей, с кадастровым номером …:251 в размере 96 248 240, 98 рублей, с кадастровым номером …:143 в размере 126 959 126, 70 рублей, с кадастровым номером …:18339 в размере 19 433 198, 90 рублей, с кадастровым номером …:8304 в размере 17 304 102, 95 рублей, с кадастровым номером …:4568 в размере 23 406 060, 64 рублей, с кадастровым номером …:538 в размере 24 503 255, 02 рублей, с кадастровым номером …:2161 в размере 35 117 646, 69 рублей, с кадастровым номером …:525 в размере 23 013 484, 70 рублей, с кадастровым номером …:219 в размере 230 133 156, 70 рублей.
Считая установленную кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышающей их рыночную стоимость, нарушающей права и законные интересы, административный истец обратился к независимым оценщикам для определения рыночной стоимости заявленных в иске объектов недвижимости.
Согласно отчетам об оценке от 10 сентября 2021 года № …, от 09 июля 2021 года № …, от 06 сентября 2021 года № …, от 06 сентября 2021 года № …, от 09 сентября 2021 года № …, от 09 июля 2021 года № …, от 09 августа 2021 года № …, от 09 сентября 2021 года № …, от 07 сентября 2021 года № …, выполненным ООО «Оценка. Право. Кадастр», и отчетам от 23 августа 2021 года № …, выполненным оценщиком, занимающимся частной практикой ФИО4, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года определена : с кадастровым номером …:228 в размере 18 731 000 рублей, с кадастровым номером …:77 в размере 38 452 000 рублей, с кадастровым номером …:13 в размере 56 050 000 рублей, с кадастровым номером …:251 в размере 49 192 000 рублей, с кадастровым номером …:143 в размере 31 096 000 рублей, с кадастровым номером …:18339 в размере 8 424 000 рублей, с кадастровым номером …:8304 в размере 5 851 000 рублей, с кадастровым номером …:4568 в размере 13 959 000 рублей, с кадастровым номером …:538 в размере 16 860 000 рублей, с кадастровым номером …:2161 в размере 17 541 000 рублей, с кадастровым номером …:525 в размере 12 078 000 рублей, с кадастровым номером …:219 в размере 105 663 000 рублей.
Административный истец полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы АО «Тандер», как собственника объектов недвижимости и земельных участков, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей за спорные объекты недвижимости, исчисляемых из их кадастровой стоимости.
В судебном заседании 17 марта 2022 года в соответствии со статьей 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с исключением из числа заинтересованных лиц.
В судебное заседание представитель административного истца АО «Тандер» - ФИО5 не явился, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении данного административного дела в его отсутствие и об уточнении административных исковых требований с просьбой об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с выводами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО1 в судебном заседании просил принять по делу законное и обоснованное решение, не выразив возражений относительно заключения проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – ФИО2 в судебном заседании просила разрешить заявленные административные исковые требования в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица - Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» - ФИО3 в судебном заседании просила принять по делу законное и обоснованное решение.
Представители заинтересованных лиц – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Правительства Ставропольского края, администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, администрации г. Невинномысска Ставропольского края, администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости : земельном участке с кадастровым номером …:228, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, уточненная площадь 12821 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 38 195 938, 57 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:77, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под магазин, уточненная площадь 19045 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 76 450 248, 55 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:13, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : земельный участок универсального магазина, уточненная площадь 45495 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 119 559 495, 15 рублей; объекте недвижимого имущества – помещении с кадастровым номером …:18339, назначение помещения : нежилое, наименование : магазин, площадью 644 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 19 433 198, 90 рублей; объекте недвижимого имущества – помещении с кадастровым номером …:8304, назначение помещения : нежилое, площадью 423, 8 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 17 304 102, 95 рублей; объекте недвижимого имущества – здании с кадастровым номером …:219, назначение здания : нежилое, наименование здания : универсальный магазин, площадью 11972, 5 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 230 133 156, 70 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края». Также в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости : нежилом здании с кадастровым номером …:251, наименование : магазин, площадью 4884 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 96 248 240, 98 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта внесены в ЕГРН 27 января 2021 года на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2020 года № …; нежилом здании с кадастровым номером …:143, наименование : супермаркет, площадью 3542, 6 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 100 588 330, 46 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта внесены в ЕГРН 12 января 2022 года на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 23 декабря 2021 года № …; нежилом помещении с кадастровым номером …:4568, площадью 1642 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 23 406 060, 64 рублей; нежилом здании с кадастровым номером …:538, площадью 1117, 8 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 24 503 255, 02 рублей; нежилом здании с кадастровым номером …:2161, наименование : гипермаркет «Магнит», площадью 2412, 4 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 35 117 646, 69 рублей; нежилом здании с кадастровым номером …:525, наименование : магазин, площадью 1707, 7 кв. м, расположенном по адресу : …, кадастровой стоимостью 23 013 484, 70 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов внесены в ЕГРН 13 ноября 2020 года на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 октября 2020 года № ….
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Объекты налогообложения для российских организаций определены в статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 375 данного Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном законом порядке, в отношений следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является, в частности, земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регламентированы правовые основы регулирования отношений, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 245 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2018 года № 253-п «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» датой такого перехода установлено 01 июля 2018 года.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года № 570 государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 октября 2018 года № 690 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края» в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка следующих видов объектов недвижимости на территории Ставропольского края : всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), земельных участков из категории земель населенных пунктов, земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 02 ноября 2021 года посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Из содержания части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В абзаце 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дано определение рыночной стоимости оцениваемого объекта - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года № 15-П сформулировал ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость, как таковая, представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами; при том, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
По смыслу приведенных положений законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков и объектов недвижимости могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости таких объектов.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку налог за находящиеся у АО «Тандер» в собственности земельные участки с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 и объекты недвижимости с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219 рассчитываются исходя из их кадастровой стоимости.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Как следует из материалов административного дела и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, административному истцу АО «Тандер» на праве собственности принадлежат :
- земельный участок с кадастровым номером …:228, площадью 12821 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 09 августа 2010 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 17-20);
- земельный участок с кадастровым номером …:77, площадью 19045 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под магазин, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 26 ноября 2007 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 57-60);
- земельный участок с кадастровым номером …:13, площадью 45495 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : земельный участок универсального магазина, расположенный по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 04 сентября 2007 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 97-99);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:251, площадью 4884 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей – 3, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 22 июля 2011 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 136-139);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:143, площадью 3542,6 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : супермаркет, количество этажей, в том числе подземных этажей – 3, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 23 февраля 2021 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21 июня 2011 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 161-162);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:18339, площадью 644 кв. м., назначение : нежилое помещение, наименование : нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж № 01, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 22 мая 2007 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 228-230);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:8304, площадью 423,8 кв. м., назначение : нежилое помещение, наименование : нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж № 01, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 04 апреля 2014 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 2 л. д. 232-234);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:4568, площадью 1642 кв. м., назначение : нежилое помещение, наименование : нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж № 01, подвал № подвал, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28 октября 2010 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 3 л. д. 2-4);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:538, площадью 1117,8 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : торговое, количество этажей – 2, в том числе подземных – 1, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 30 июня 2006 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 3 л. д. 49-50);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:2161, площадью 2412,4 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : гипермаркет «Магнит», количество этажей, в том числе подземных этажей - 1, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10 декабря 2015 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 3 л. д. 114-116);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:525, площадью 1707,7 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей – 2, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 06 июля 2007 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 3 л. д. 183-184);
- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:219, площадью 11972,5 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : универсальный магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей – 1, расположенный по адресу : …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 марта 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости 22 апреля 2011 года сделана соответствующая запись регистрации № … (том 4 л. д. 2-3).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 года.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена :
- земельного участка с кадастровым номером …:228 в размере 38 195 938, 57 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 2 л. д. 16);
- земельного участка с кадастровым номером …:77 в размере 76 450 248, 55 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 2 л. д. 56);
- земельного участка с кадастровым номером …:13 в размере 119 559 495, 15 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 2 л. д. 96);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:251 в размере 96 248 240, 98 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 июня 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 января 2021 года (том 2 л. д. 135);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:143 в размере 126 959 126, 70 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 2 л. д. 160);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:18339 в размере 19 433 198, 90 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 2 л. д. 227);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:8304 в размере 17 304 102, 95 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 2 л. д. 231);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:4568 в размере 23 406 060, 64 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 января 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 ноября 2020 года (том 3 л. д. 1);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:538 в размере 24 503 255, 02 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 января 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 ноября 2020 года (том 3 л. д. 48);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:2161 в размере 35 117 646, 69 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 января 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 ноября 2020 года (том 3 л. д. 113);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:525 в размере 23 013 484, 70 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 января 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 3 л. д. 182);
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:219 в размере 230 133 156, 70 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2021 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 4 л. д. 1).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости и полагая ее завышенной, административный истец АО «Тандер» представило отчеты об оценке от 10 сентября 2021 года № …, от 09 июля 2021 года № …, от 06 сентября 2021 года № …, от 06 сентября 2021 года № …, от 09 сентября 2021 года № …, от 09 июля 2021 года № …, от 09 августа 2021 года № …, от 09 сентября 2021 года № …, от 07 сентября 2021 года № …, выполненные ООО «Оценка. Право. Кадастр», и отчеты от 23 августа 2021 года № …, № …, выполненные оценщиком, занимающимся частной практикой ФИО4, согласно которым рыночная стоимость заявленных в иске объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года составила : с кадастровым номером …:228 в размере 18 731 000 рублей, с кадастровым номером …:77 в размере 38 452 000 рублей, с кадастровым номером …:13 в размере 56 050 000 рублей, с кадастровым номером …:251 в размере 49 192 000 рублей, с кадастровым номером …:143 в размере 31 096 000 рублей, с кадастровым номером …:18339 в размере 8 424 000 рублей, с кадастровым номером …:8304 в размере 5 851 000 рублей, с кадастровым номером …:4568 в размере 13 959 000 рублей, с кадастровым номером …:538 в размере 16 860 000 рублей, с кадастровым номером …:2161 в размере 17 541 000 рублей, с кадастровым номером …:525 в размере 12 078 000 рублей, с кадастровым номером …:219 в размере 105 663 000 рублей (том 2 л. <...>, 100-134, 140-159, 163-226, 235-255, том 3 л. <...>, 117-181, 185-250, том 4 л. д. 4-63).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В процессе рассмотрения дела, в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и установления юридически значимых обстоятельств по ходатайству представителя административного истца АО «Тандер» – ФИО5 определением Ставропольского краевого суда от 22 декабря 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА ПЛЮС» (том 4 л. д. 128-133).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № … от 24 января 2022 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года составила : с кадастровым номером …:228 в размере 27 253 000 рублей, с кадастровым номером …:77 в размере 53 755 000 рублей, с кадастровым номером …:13 в размере 86 505 000 рублей, с кадастровым номером …:251 в размере 68 939 000 рублей, с кадастровым номером …:143 в размере 92 047 000 рублей, с кадастровым номером …:18339 в размере 13 867 000 рублей, с кадастровым номером …:8304 в размере 2 279 000 рублей, с кадастровым номером …:4568 в размере 16 995 000 рублей, с кадастровым номером …:538 в размере 17 471 000 рублей, с кадастровым номером …:2161 в размере 25 371 000 рублей, с кадастровым номером …:525 в размере 16 220 000 рублей, с кадастровым номером …:219 в размере 161 392 000 рублей (том 5 л. д. 3-130).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной № … от 24 января 2022 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав экспертное заключение № … от 24 января 2022 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости с учетом их местоположения, целевого использования.
Так, из экспертного заключения следует, что идентификация объектов исследования проведена экспертом на основании материалов, представленных в настоящем административном деле № 3а-89/2022 (№ 3а-992/2021) с использованием данных из альтернативных источников информации : публичная кадастровая карта maps.rosreestr.ru, публичная спутниковая карта www.google.ru/maps, публичные данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РОСРЕЕСТР, rosreestr.ru и др.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения.
Экспертом в заключении произведен анализ рынка объектов исследования за 2018 год, анализ наиболее эффективного использования, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков под коммерческую застройку и объектов недвижимости коммерческого назначения, расположенных в г. …, г. …, г. …, г. …, г. …, г. …, г. …, анализ фактических данных о ценах сделок с объектами недвижимости из сегмента рынка оцениваемых объектов, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки – земельные участки под коммерческую застройку и объекты капитального строительства коммерческого назначения, определена активность рынка, произведена выборка и сравнительный анализ объектов исследования с другими объектами недвижимости, описан выбор и применение подходов и методов оценки.
В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 сравнительным подходом, методом прямого сравнения продаж. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходным с оцениваемыми. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель – стоимость в рублях 1 кв.м общей площади.
Расчет рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219 произведен экспертом в рамках доходного подхода к оценке на основе данных о рыночных ставках арендной платы сопоставимых объектов-аналогов в исследуемый период. Отказ от применения затратного и сравнительного подходов к оценке для указанных выше объектов недвижимости экспертом подробно мотивирован в исследовательской части заключения.
Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости спорных объектов недвижимости выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами–аналогами. При выборе аналогов эксперт учитывал коммерческое функциональное назначение. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок в рамках выбранных экспертом подходов к оценке мотивированы в заключении.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.
Доказательств недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Отличие кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости от величины их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 и объектов недвижимости с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219 по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушения установлением данной кадастровой стоимости прав административного истца, как плательщика налогов, исчисляемых из их кадастровой стоимости.
Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования АО «Тандер» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 и статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В данном случае, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих иную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, нежели установленную экспертным заключением № … от 24 января 2022 года.
Как указано выше, статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
В связи с этим, обращение АО «Тандер» в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями вышеуказанного Федерального закона, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость заявленных в иске объектов недвижимости, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости этих объектов.
С учетом изложенного, выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы № … от 24 января 2022 года, опровергающих содержащиеся в отчетах об оценке от 10 сентября 2021 года № …, от 09 июля 2021 года № …, от 06 сентября 2021 года № …, от 06 сентября 2021 года № …, от 09 сентября 2021 года № …, от 09 июля 2021 года № …, от 09 августа 2021 года № …, от 09 сентября 2021 года № …, от 07 сентября 2021 года № …, от 23 августа 2021 года № …, № … данные об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 и объектов недвижимости с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219, а также того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено, ходатайств о проведении по делу дополнительной либо повторной экспертизы от сторон не поступало, размер рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 и объектов недвижимости с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Акционерного общества «Тандер» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:228, площадью 12821 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 27 253 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:77, площадью 19045 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под магазин, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 53 755 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:13, площадью 45495 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : земельный участок универсального магазина, расположенного по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : …, равной рыночной стоимости в размере 86 505 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:251, площадью 4884 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей – 3, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 68 939 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:143, площадью 3542,6 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : супермаркет, количество этажей, в том числе подземных этажей – 3, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 92 047 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:18339, площадью 644 кв. м., назначение : нежилое помещение, наименование : нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж № 01, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 13 867 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:8304, площадью 423,8 кв. м., назначение : нежилое помещение, наименование : нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж № 01, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 12 279 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:4568, площадью 1642 кв. м., назначение : нежилое помещение, наименование : нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж № 01, подвал № подвал, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 16 995 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:538, площадью 1117,8 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : торговое, количество этажей – 2, в том числе подземных – 1, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 17 471 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:2161, площадью 2412,4 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : гипермаркет «Магнит», количество этажей, в том числе подземных этажей - 1, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 25 371 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:525, площадью 1707,7 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей – 2, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 16 220 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:219, площадью 11972,5 кв. м., назначение : нежилое здание, наименование : универсальный магазин, количество этажей, в том числе подземных этажей – 1, расположенного по адресу : …, равной рыночной стоимости в размере 161 392 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 и объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости считать дату обращения административного истца Акционерного общества «Тандер» в Ставропольский краевой суд – 02 ноября 2021 года.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами …:228, …:77, …:13 и объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …:251, …:143, …:18339, …:8304, …:4568, …:538, …:2161, …:525, …:219, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 24 марта 2022 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.