Дело № 3а-8/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Якутск 27 марта 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ФИО1 к Нюрбинскому районному Совету депутатов о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решения Нюрбинского районного Совета от 29 сентября 2016 года № 3 РРС 32-3 «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения, ресурсный резерват (Эркээйи Сир) «Сата» полностью,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению решение Нюрбинского районного Совета от 29 сентября 2016 года № 3 РРС 32-3 «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения, ресурсный резерват (Эркээйи Сир) «Сата».
Данное решение обнародовано 04 октября 2016 года путем размещения на официальном стенде администрации муниципального района «Нюрбинский район» РС(Я).
В обоснование административного иска прокурором указано следующее. Оспариваемым решением образована особо охраняемая природная территория местного значения – ресурсный резерват «Сата», площадью 231 134,38 га. Земельные участки рассматриваемой особо охраняемой природной территории местного значения являются землями лесного фонда. Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться только теми участками, которые находятся в муниципальной собственности. Прокурор считает, что оспариваемое решение Нюрбинского районного Совета принято с превышением предоставленных органу местного самоуправления законом полномочий, противоречит статье 8, пункту 1 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», части 3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) 910-З № 713-IV от 01.03.2011 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)», пункту 2.1 Порядка образования ООПТ местного значения, которыми установлено, что органы местного самоуправления создают особо охраняемые территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования.
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. требования поддержала в полном объеме, просит заявление удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. При этом пояснила, что особо охраняемая природная территория (ресурсный резерват «Сата») образована на территории общей площадью 231 134,38 га, из которой 75 866 га относится к землям лесного фонда. Поскольку оспариваемое решение не разграничивает эти территории, выделить какой-либо участок в составе резервата и сказать, что в отношении этого участка оспариваемое решение является законным, невозможно, поэтому решение подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству полностью по основанию превышения полномочий органом местного самоуправления, выразившегося в образовании ресурсного резервата на землях федеральной собственности. Полагает, что данное обстоятельство образует коррупциогенный фактор.
Председатель Нюрбинского районного Совета Е. согласился с заявленными требованиями прокурора и при подготовке дела пояснил суду, что часть территории ресурсного резервата местного значения «Сата» действительно находится на территории лесного фонда.
Согласно ст.10 ст.213 КАС РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Таким образом, с учетом того, что административный истец поддерживает административный иск, его признание административным ответчиком не влечет прекращение производства по делу.
Представитель Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) ФИО2, действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, пояснил суду, что Департамент дал согласие на формирование ресурсного резервата на территории Нюрбинского района, несмотря на то, что большая часть резервата действительно относится к землям лесного фонда. Полагает, что при создании резервата нарушений действующего законодательства допущено не было.
Представитель Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) ФИО3, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование пояснила суду, что министерство дало согласие на создание ресурсного резервата местного значения. Считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку резерват создан без изъятия земель, в целях сохранения и защиты животного и растительного мира.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) установлены правовые основы, регулирующие отношения по созданию Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями особо охраняемых природных территорий, установлению их категорий и значения, а также по собственности на особо охраняемые природные территории.
Так, частью 4 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (часть 8 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ).
Частью 2 статьи 15 Закона Республики Саха (Якутия) 910-З №713-IV «Об особо охраняемой природной территории» (далее - Закон РС(Я) 910-З №713-IV) предусмотрено, что ресурсные резерваты могут быть республиканского или местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий относится, в том числе, принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения (п.1 ч.4 ст.4 Закона РС(Я) 910-З №713-IV).
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (часть 3 статьи 6 Закона РС(Я) 910-З №713-IV).
Решением Нюрбинского районного Совета от 29 сентября 2016 года № 3 РРС 32-3 «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения, ресурсный резерват (Эркээйи Сир) «Сата» образована особо охраняемая природная территория местного значения – ресурсный резерват «Сата», площадью 231 134,38 га. Указанное решение обнародовано 04 октября 2016 года путем размещения на официальном стенде администрации муниципального района «Нюрбинский район» РС(Я).
Частью 1 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Устава муниципального района «Нюрбинский район» предусмотрено, что официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем вывешивания на стенде официальной информации, размещенной в здании районной администрации.
Таким образом, оспариваемое решение принято полномочным органом, с соблюдением порядка принятия данного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Между тем, при принятии указанного решения органом местного самоуправления не учтены соответствующие требования Федерального закона № 33-ФЗ и Закона РС(Я) 910-З №713-IV, устанавливающие правило, что органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые территории на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
В данном случае часть площади ресурсного резервата в размере 75 866 га, составляют земли лесного фонда.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Из информации, представленной Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), в том числе, выписки № ... из государственного лесного реестра, схем-границ лесничеств, планов лесных насаждений следует, что общая площадь особо охраняемой природной территории, ресурсный резерват (Эркээйи сир) ООПТ «Сата» на территории Нюрбинского района составляет 90 772,82 га. Площадь земель лесного фонда в пределах границ указанной ООПТ составляет 75 866 га. ООПТ ресурсный резерват «Сата» расположен в Нюрбинском районе, на землях лесного фонда Нюрбинского лесничества, в Мархинском и Нюрбинском участковом лесничестве, в защитных, эксплуатационных лесах, в кварталах №№ ....
В Положении о ресурсном резервате «Сата» описаны границы резервата. Указано, что общая площадь резервата составляет 231 134,3 га.
Сведения о землях лесного фонда, находящихся в пределах ООПТ «Сата», прошедших государственный кадастровый учет, отсутствуют.
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что большая часть ресурсного резервата, а именно участок площадью 75 866 га (ООПТ «Сата» - 90 772,82 га) относится к землям лесного фонда. Поскольку эти земли находятся в федеральной собственности, а орган местного самоуправления вправе создавать ООПТ только на землях, находящихся в муниципальной собственности, оспариваемое решение нельзя признать законным. Оно принято с превышением предоставленных органу местного самоуправления законных полномочий.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую установлен Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №48.
Таким образом, образование особо охраняемой природной территории на землях лесного фонда предполагает перевод этих земель из категории - «земли лесного фонда» в категорию - «земли особо охраняемых территорий». Такой перевод может осуществить только Правительство Российской Федерации в соответствии с приведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а не орган местного самоуправления.
Решение о создании ресурсного резервата следует признать недействующим, противоречащим федеральному законодательству полностью, несмотря на то, что резерват образован в какой-то части на землях сельскохозяйственного назначения, землях, находящихся в муниципальной собственности и частной собственности, поскольку этим решением создан единый объект - ресурсный резерват общей площадью 231 134,38 га, и суд не вправе изменять площадь образованного резервата с определением площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых орган местного самоуправления был вправе образовать ООПТ.
В то же время, следует указать, что решение не отвечает требованиям закона и подзаконных актов и в части создания ресурсного резервата на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 16 Закона РС(Я) 910-З №713-IV предусмотрено, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого ресурсного резервата определяются положением об этом ресурсном резервате, утверждаемым органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды.
В данном случае Положение о ресурсном резервате «Сата» не утверждено Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемое решение применялось, суд считает необходимым признать его незаконным с момента вступления решения суда в силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования первого заместителя прокурора Республики Саха Республики Саха (Якутия) ФИО1 к Нюрбинскому районному Совету депутатов о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решения Нюрбинского районного Совета от 29 сентября 2016 года № 3 РРС 32-3 «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения, ресурсный резерват (Эркээйи Сир) «Сата» полностью, удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решение Нюрбинского районного Советаот 29 сентября 2016 года № 3 РРС 32-3 «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения, ресурсный резерват (Эркээйи Сир) «Сата», с момента вступления решения суда в законную силу.
В течение одного месяца после вступления в законную силу настоящего решения, сообщение о его принятии, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит обнародованию путем вывешивания сообщения на стенде администрации муниципального района «Нюрбинский район» РС(Я).
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО4 Матвеева
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2018 г.