ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-8/20 от 11.02.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-8/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 11 февраля 2020 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Железняковой С.А.

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием административного истца Седена Р.Р., представителей административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Седена Р.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Седен Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 января 2014 года исковое заявление Седена Р.Р. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворено частично. Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить ему на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. 27 мая 2014 года решение суда вступило в законную силу. 14 июня 2014 года возбуждено исполнительное производство. В настоящее время решение суда должником не исполняется. Общая продолжительность принудительного исполнения составляет 5 лет 6 месяцев 26 дней. В течение исполнительного производства Седен Р.Р. неоднократно обращался в прокуратуру по факту несвоевременного исполнения судебного акта в разумные сроки. Срок исполнения судебного решения является чрезмерно неразумным, не отвечающим основам Конституции РФ, существенно ущемляющим его права. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей, взыскать уплаченную им государственную пошлину в размере 300 рублей.

Определением судьи от 23 января 2020 года по административному делу привлечены в качестве заинтересованных лиц - Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

В судебном заседании административный истец Седен Р.Р. поддержал административное исковое заявление, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, представители заинтересованных лиц – ФССП, УФССП по Республике Тыва, заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель Куулар А.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела № 2-533/2014 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 января 2014 года, вступившим в законную силу 27 мая 2014 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить Седену Р.Р. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ВС № 005803836.

14 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № 20174/14/02/17 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Седену Р.Р. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

Следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 14 августа 2014 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо содня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358КАС РФ, статья 324АПК РФ, статья 434ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа (гр. дело № 2-533/14, том 1, л.д. 137) в службу судебных приставов (5 июня 2014 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (15 января 2020 года), составила 5 лет 7 месяцев 11 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1 и 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 591).

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, постановление о возбуждении исполнительного производства № 20174/14/02/17 получено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) 17 июня 2014 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

14 июня 2014 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 04.07.2014 с предупреждением о привлечении к ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение данных требований.

14 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

21 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

21 июля 2014 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 25 июля 2014 года.

В письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 25 июля 2014 года № 74-3493, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку в специализированном жилом фонде отсутствуют жилые помещения.

25 июля 2014 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства.

28 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения с 28 июля по 8 августа 2014 года в связи с подачей должником заявления об отсрочке исполнения решения суда.

13 октября 2014 года должнику направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 16 октября 2014 года и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.

18 ноября 2014 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Кызылский городской суд Республики Тыва подано уточненное заявление об отсрочке исполнения решения суда

24 ноября 2014 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отсрочке исполнения решения суда отказано.

8 декабря 2014 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на определение Кызылского городского суда Республики Тыва подана частная жалоба.

22 декабря 2014 года должнику направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 25 декабря 2014 года и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.

12 февраля 2015 года должнику направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 16 февраля 2015 года и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.

17 февраля 2015 года должником подано заявление судебному приставу-исполнителю об отложении исполнения решения суда.

В феврале 2015 года постановлением судебного пристава-исполнителя Министерству отказано в удовлетворении заявления об отложении исполнительных действий.

26 марта 2015 года апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва определение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 ноября 2014 года оставлено без изменения.

10 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

3 ноября 2015 года должнику направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, в течение 7 дней со дня поступления требования. Получено требование должником в этот же день.

17 ноября 2015 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление о замене стороны в исполнительном производстве.

В ноябре 2015 года постановлением судебного пристава-исполнителя Министерству отказано в удовлетворении заявления об отложении исполнительных действий.

29 февраля 2016 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве отказано.

27 мая 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа.

20 ноября 2016 года должнику направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, до 25 ноября 2016 года.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 7 апреля 2017 года.

7 марта 2017 года судебный пристав-исполнитель предупредил должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

30 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 9 июня 2017 года.

30 мая 2017 года судебный пристав-исполнитель предупредил должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

23 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 29 августа 2017 года.

29 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

28 сентября 2017 года судебный пристав-исполнитель предупредил должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

Письмом от 3 октября 2017 года судебный пристав-исполнитель вызывает министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва О. для участия в составлении протокола об административном правонарушении.

5 октября 2017 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

24 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 27 октября 2017 года.

13 ноября 2017 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление о замене стороны в исполнительном производстве.

18 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

21 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 28 декабря 2017 года.

26 декабря 2017 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве отказано.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 7-мидневный срок со дня его поступления.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

Требованием судебного пристава-исполнителя назначен срок для исполнения решения суда до 13 апреля 2018 года. Данное требование получено должником 9 апреля 2018 года.

Требованием судебного пристава-исполнителя назначен срок для исполнения решения суда до 18 мая 2018 года. Данное требование получено должником 14 мая 2018 года.

Судебным приставом-исполнителем должник в июле 2018 года под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

18 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

20 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

Требованием судебного пристава-исполнителя назначен срок для исполнения решения суда до 10 октября 2018 года. Данное требование получено должником 4 октября 2018 года.

31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в 6-тидневный срок со дня поступления требования.

Судебным приставом-исполнителем должник 12 октября 2018 года под роспись предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

30 января 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 7 февраля 2019 года.

26 февраля 2019 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

6 марта 2019 года постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

5 июня 2019 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва изменено, назначенное Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва наказание в виде 30 000 рублей заменено на предупреждение.

19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 25 ноября 2019 года.

19 ноября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 25 ноября 2019 года.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

20 января 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 31 января 2020 года.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 31 января 2020 года.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение более 5 лет исполнялось в принудительном порядке, но до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание, что не представлено доказательств о том, что должником принимались какие-либо меры по исполнению судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Седена Р.Р. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.

Поскольку компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из действующего законодательства имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данного права в разумный срок, а не возмещение имущественного вреда и убытков, причинённых административному истцу длительным неисполнением судебного акта, то представленный административным истцом в обоснование размера компенсации договор аренды от 26 декабря 2019 года и расписка не имеют никакого правового значения по делу.

Исходя из требований Седена Р.Р., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта – 5 лет 7 месяцев 11 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Седен Р.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, включён в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья в г. Кызыле, состоит в очереди с 2 февраля 2006 года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 135 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Седену Р.Р. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 9 января 2020 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Седена Р.Р. удовлетворить частично.

Присудить Седена Р.Р. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 135 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Седена Р.Р.**, открытый в Кызылском ОСБ № 8591 ПАО «Сбербанк», **

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 11 февраля 2020 года.

Председательствующий С.А. Железнякова