Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 16 января 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Гуриной К.О.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.,
представителя административного истца ФИО1, представителя министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Порт Тольятти» о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
ОАО «Порт Тольятти» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, со дня принятия. Кроме того, просит взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 1 510, 2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости не является административно-деловым либо торговым центром, и в нём не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Фактически нежилое помещение используется административным ответчиком для собственных нужд и служит для организации работы речного вокзала, а часть помещений передана в безвозмездное пользование линейному отделу полиции. Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации речного порта».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный объект обоснованно включен в Перечень, поскольку по данным ЕГРН помещение речного вокзала расположено в здании с наименованием «Здание гостиницы, здание речного вокзала, ресторан «<данные изъяты>» и более 20% помещений используются как торговые и офисные помещения (п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Средневолжского линейного управления МВД РФ на транспорте в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель Управления ФИО3, действующий на основании доверенности, пояснил, что часть помещений Толяттинского речного вокзала, площадью 128, 9 кв.м на основании договора от 01.01.2012 г. переданы в безвозмездное пользование линейному пункту полиции (ранее линейный отдел полиции – ЛОП), сотрудники которого обеспечивает общественную безопасность на территории речного порта.
Представитель заинтересованного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Управления ФИО4 пояснил, что рассматриваемый вопрос не входит в компетенцию Управления.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Закона Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год» /далее Перечень/.
Под пунктом № в указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 1510, 2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ издан в установленном законом порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в день принятия, что не оспаривается.
Из материалов дела следует, что собственником спорного нежилого помещения с кадастровым номером №, является Открытое акционерное общество «Порт Тольятти», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2010 г., выписками из ЕГРН от 05.07.2016г., 27.11.2017г. Основанием передачи нежилого помещения в собственность административного истца является план приватизации порта Тольятти от 18.10.1993г, договор передачи имущества в собственность акционерного общества от 16.05.1994г.
По вопросу об определении вида фактического использования объекта недвижимости ОАО «Порт Тольятти» обращалось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением.
Уполномоченным министерством Государственным казенным учреждением Самарской области «Региональный центр недвижимости» произведен осмотр нежилого помещения.
Согласно акту осмотра от 25.07.2017 г.:
- помещения 1-го этажа: № 4 площадью 10, 6 кв.м является торговым объектом; № 19 площадью 159, 7 кв.м – централизованная приемная; № 7, 20 21, общей площадью 22, 5 кв.м – коридор; № 14, 15, 16, 17, общей площадью 34, 4 кв.м - санузлы; № 5, 6, 7, 8, общей площадью 541, 8 кв.м – техническое помещение (электрощитовая, теплоузел); № 4, 6, общей площадью 48, 2 кв.м – раздевалка; № 18, площадью 18 кв.м – пустое; иные помещения, общей площадью 332, 1 кв.м – доступ не предоставлен;
- помещения 2-го этажа: № 1 площадью 308, 3 кв.м – бильярдная.
В акте имеются отметки участников: «фактическое использование нежилого помещения с КН № – речной вокзал. В нежилом помещении № 19 находится централизованная приемная с осуществлением продажи билетов неограниченному кругу лиц»; «в помещения порта, в которые не предоставлен доступ, доступ осуществляется по согласованию с органами ФСБ, согласно закона 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также «Плана обеспечения транспортной безопасности объекта (Речной вокзал)».
По результатам осмотра 09.08.2017г. министерством в адрес ОАО «Порт Тольятти» направлено уведомление, из которого следует, что установить вид фактического использования объекта с КН № не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа членов комиссии для осмотра нежилого здания, в связи с чем министерство принимает решение об отсутствии оснований для исключения спорного объекта из Перечня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
На основании п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Как следует из объяснений представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений Самарской области, спорное нежилое помещение включено в Перечень, поскольку по данным ЕГРН расположено в здании с наименованием «Здание гостиницы, здание речного вокзала, ресторан «<данные изъяты>», а кроме того более 20% помещений используются как торговые и офисные помещения (п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Действительно, по данным Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в нежилом здании с кадастровым номером №, имеющем наименование «Здание гостиницы, здание речного вокзала, ресторан «<данные изъяты>».
Однако, руководствуясь при включении спорного объекта в Перечень подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, административный ответчик, по смыслу закона, был обязан исходить из сведений о самом нежилом помещении.
Между тем, нежилое помещение КН № по данным регистрирующего органа имеет назначение: нежилое и в настоящее время расположено на земельном участке с кадастровым номером № видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации речного порта, собственником которого также является ОАО «Порт Тольятти».
Согласно документам технического учета - технического паспорта спорного нежилого помещения, площадью 1510, 2 кв.м, в указанном помещении располагаются:
(- 1 этаж), площадью 646, 5 кв.м – коридор, вентиляционные, насосная, бойлерная, складские и подсобные помещения;
(1 этаж), площадью 555, 4 кв.м - подсобные помещения, коридоры, кабинеты, сейф, камера хранения, тамбуры, комната отдыха, умывальник, сан.узлы, курительная, зал для клиентов, касса, кабинеты;
(2 этаж), площадью 308, 3 кв.м – фойе.
Таким образом, наименование и назначение самого помещения по данным ЕГРН и документам технического учета не предусматривает размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, из материалов дела следует, что здание гостиницы и помещение ресторана, а также земельный участок под ними, ОАО «Порт Тольятти» по договору купли-продажи отчуждены в собственность ОАО «КуйбышевАзот», что подтверждается договором купли-продажи от 05.05.2011 г., свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные сведения из ЕГРН министерству были известны на момент принятия приказа от 14.11.2016 года № 1907.
Ссылки административного ответчика на то, что более 20% нежилых помещений спорного объекта используются как торговые и офисные помещения суд также считает необоснованными.
На момент включения объекта в Перечень мероприятия по определению его фактического использования административным ответчиком не производились.
Согласно Уставу и выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным и дополнительными видами деятельности ОАО «Порт Тольятти» являются: транспортная обработка грузов, деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров, деятельность внутреннего грузового транспорта, буксировка и маневровые услуги и пр.
Как установлено в ходе судебного разбирательства часть принадлежащих помещений, площадью 128, 9 кв.м (№№ 1, 2, 2а, 2б, 3, 3а, 3б, 3в, 5, 6, 6а, 8, 8а, 9, 10, 11, 12, 13, 18), расположенных по адресу: <адрес>, ОАО «Порт Тольятти» переданы в пользование линейному пункту полиции Средневолжского управления внутренних дел на транспорте по договору безвозмездного пользования от 01.01.2012 года. Помещения предоставлены в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В связи с этим, данные помещения не были предоставлены для осмотра 25.07.2017 г. ГБУ «Региональный центр недвижимости». Фактическое использование указанных помещений органами полиции в целях обеспечения общественной безопасности речного порта административным ответчиком не оспаривается.
К осмотру также не были предоставлены помещения:
(-)1 этажа № 1, 2 3, однако, в данных помещениях расположены вентиляционные;
1 этажа № 19а (касса), 22-25(кабинеты), 26 (коридор), 27-29, 31(кабинеты), 32 (коридор), 33, 35 (кабинеты), 34 (коридор), 36-37 (сан.узлы).
Как следует из объяснений представителя административного истца, доступ в помещения 1 этажа не был предоставлен, поскольку речной вокзал является объектом транспортной безопасности, в отношении которого федеральным законом установлены соответствующие его статусу ограничения по допуску в отдельные помещения: диспетчерские пункты, служебные помещения, кабинеты руководителей. Именно такие помещения расположены в блоке, куда не был предоставлен доступ сотрудникам ГБУ «Региональный центр недвижимости».
По данным Федерального агентства морского и речного транспорта РФ объекту транспортной инфраструктуры - Речной вокзал ОАО «Порт Тольятти» присвоена 3 категория.
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная)… для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Согласно схеме зонирования объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) помещения речного вокзала № 19а, 22-26, 27-29, 31, 32 – 37 находятся в технологическом секторе зоны транспортной безопасности ОТИ.
При этом, в акте осмотра от 25.07.2017 г. представителем ОАО «Порт Тольятти» было особо отмечено, что «в помещения порта, в которые не предоставлен доступ, доступ осуществляется по согласованию с органами ФСБ, согласно закона 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также «Плана обеспечения транспортной безопасности объекта (Речной вокзал)».
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, не предоставление доступа сотрудникам ГБУ «Региональный центр недвижимости» в помещения технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Речной вокзал» основано на положениях действующего законодательства и не может расцениваться как использование помещений в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ.
Кроме того, для обеспечения контроля за проходом (проездом) физических лиц на территорию, в здания и сооружения, принадлежащие ОАО «Порт Тольятти» и обратно, поведением и передвижением вышеуказанных лиц и техники, утверждена инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму. Обязанность по осуществлению охраны и обеспечению соответствующего режима возложена на Частную охранную организацию «Защита». Для организации безопасности оборудованы КПП с системой турникетов и видеонаблюдения.
Доводы министерства имущественных отношений о том, что помещение № 19, площадью 159, 7 кв.м используется как централизованная приемная, какими либо объективными данными не подтверждены. Согласно техническому паспорту данное помещение является «залом для клиентов», что свидетельствует о том, что помещение используется как зал ожидания на речном вокзале, в соответствии с целями деятельности Общества.
То обстоятельство, что в помещении 2-го этажа № 1, площадью 308, 3 кв.м установлены бильярдные столы, а также столы для игры в шахматы, что следует из фотоматериалов к акту осмотра, по мнению суда, не дает оснований полагать, что данное помещение используется в целях осуществления торговли, в иных коммерческих целях. По данным технического паспорта указанное помещение имеет назначение «фойе». Согласно акта осмотра в помещение 2-го этажа имеется свободный доступ. Представитель административного истца пояснил, что оно предназначено для отдыха сотрудников и пассажиров. Доказательства, подтверждающие наличие в указанном помещении предприятия торговли либо осуществление иной коммерческой деятельности, суду не представлены.
Не подтверждены доказательствами и содержащиеся в акте осмотра от 25.07.2017 г. выводы о том, что помещение 1-го этажа № 4, площадью 10, 6 кв.м, является торговым объектом со ссылкой на фотоматериалы. Само по себе наличие в помещении стеклянных витражей, стола, стульев, шкафа оказание услуг торговли не подтверждает, кассовый аппарат в помещении отсутствует, наличие ценников на каких либо предметах (товарах) также не зафиксировано. Как пояснил представитель административного истца, в помещении расположен музей речного порта, где на витражах выставлены экспонаты, что не опровергнуто.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорное нежилое помещение используется ОАО «Порт Тольятти» для организации работы речного вокзала и размещения персонала работников участка пассажирских перевозок порта с обустройством необходимых для этого рабочих кабинетов, помещений хозяйственного назначения, отдыха, а также для размещения в залах ожидания пассажиров, приобретающих услуги по указанным перевозкам.
Учитывая предназначение и фактическое использование нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ОАО «Порт Тольятти», суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данных о том, что более 20% площади нежилого помещения фактически используются Обществом для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания также не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у министерства правовых и фактических оснований для включения принадлежащего ОАО «Порт Тольятти» нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Открытого акционерного общества «Порт Тольятти» удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.01.2018 г.