Дело № 3а-8/2022
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2022 года город Мурманск
Мурманский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мильшина С.А.
при секретаре Лащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 до 10 марта 2020 года на праве собственности владел подсобными помещениями, общей площадью 177,4 кв.м., с кадастровым номером *, расположенными по адресу: *.
Объект недвижимости был приобретен по договору купли-продажи от 08 февраля 2012 года, из которого видно, что указанный Объект недвижимости до проведения реконструкции представлял собой два кирпичных гаража, площадью 77,47 кв.м. и 69.92 кв. м.
Объект недвижимости разделен перегородками на три части (первая часть используется под вентиляционные и бойлерные установки, вторая используется как помещение для хранения, третья часть - входная группа).
Право собственности на объект недвижимости было подтверждено выпиской из ЕГРН, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 17 февраля 2012 года была сделана запись №*.
Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений Мурманской области № 125 от 25 октября 2019 года «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Мурманской области» утверждена кадастровая стоимость Объекта недвижимости в размере 6 509 556 рублей 90 копеек.
Данные о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 13 февраля 2020 года.
Административный истец с указанной стоимостью не согласен, так как рыночная стоимость Объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 01 января 2019 года составляет 3 169 000 рублей, что подтверждается отчетом № 809-Н-1021 от 20 октября 2021 года, выполненным ООО «Статистик групп».
Утвержденная кадастровая стоимость Объекта недвижимости с кадастровым номером * нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку существенно превышает его рыночную стоимость, что влечет за собой увеличение размера налога на имущество физического лица, подлежащего оплате административным истцом за 2020 год.
В связи с изложенным административный истец просит суд установить кадастровую стоимость административного здания с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, в размере его рыночной стоимости 3 169 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражала по существу спора.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица администрация города Мурманска, ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области», ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 до 10 марта 2020 года являлся собственником объекта недвижимости – подсобные помещения, назначение: нежилое, площадью 177,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, кадастровый номер *, расположенного по адресу: *.
Указанный объект поставлен на государственный кадастровый учет 14 сентября 2017 года. Право собственности административного истца зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 сентября 2017 года.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания положений Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В качестве доказательства, подтверждающего действительный размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости представителем административного истца в материалы дела представлен отчет № 809-Н-1021 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненный ООО «Статистик Групп».
Согласно отчету ООО «Статистик Групп» № 809-Н-1021 от 20 октября 2021 года рыночная стоимость объекта недвижимости – подсобного помещения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, по состоянию на 01 января 2019 года составляет 3 169 000 рублей.
Из содержания отчета, выполненного ООО «Статистик Групп» № 809-Н-1021 от 20 октября 2021 года, следует, что оценка определялась индивидуально для конкретного объекта недвижимости, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, сравнительным подходом к оценке методом «сравнения продаж». Оценщик проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений. Вносимые корректировки имеют обоснование.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Выводы оценщика мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно заключению кадастрового оценщика ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» ФИО5 по результатам рассмотрения отчёта № 809-Н-1021 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества - нежилого здания (подсобного помещения), площадью 177,4 кв.м., с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, на соответствие требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки (ФСО) замечания не выявлены.
Определённая в отчёте рыночная стоимость в отношении недвижимого имущества в размере 3 169 000 рублей может быть признана достоверной. Стоимость 1 кв.м., составила, округленно, 17863 рубля что соответствует рыночной стоимости 1 кв.м. нежилых зданий в городе Мурманске. Примененные корректирующие коэффициенты по всем элементам сравнения, технически рассчитаны верно и им дано полное обоснование. В отчете оценщик использовал один подход (сравнительный).
Таким образом, обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчета, судом не установлено.
Оформление и содержание указанного отчета соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, суду не представлено.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы суду не поступало.
При таком положении следует признать рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года с кадастровым номером * в размере, определенном в отчете ООО «Статистик Групп» № 809-Н-1021 от 20 октября 2021 года – 3 169 000 рублей, достоверной.
Сопоставляя кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью, суд признает, что эти стоимостные величины существенно различаются, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость нежилого здания.
Учитывая, что налоговые обязательства административного истца, в частности по уплате налога на имущество, прямо зависят от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, обоснованное определение его кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, ФИО1 вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости.
Согласно абзацу 4 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением 11 января 2022 года.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое здание, наименование: подсобные помещения, площадью 177,4 кв.м, кадастровый номер *, расположенного по адресу: *, по состоянию на 01 января 2019 года в размере его рыночной стоимости 3 169 000 (три миллиона сто шестьдесят девять тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 11 января 2022 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Мильшин