Дело №3а-902/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года г. Брянск
Брянский областной суд в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
при секретаре Петрачковой И.В.
с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации Общественной организации Брянской области «Стародубский казачий полк»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Общественной организации Брянской области «Стародубский казачий полк» ссылаясь на то, что Общественная организация Брянской области «Стародубский казачий полк» (далее Организация) была зарегистрирована 03 августа 2005года, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – 3212010425 (2205), Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) – 1053200026296 от 29 июля 2005 года.
Место нахождения Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц: -243240, <адрес>.
Лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является атаман – ФИО2.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области в период с 01 ноября 2018 года по 29 ноября 2018 года в отношении Общественной организации проведена плановая документарная проверка соответствия ее деятельности в период с 01 ноября 2015 года по 31 октября 2018 года, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
В результате проверки деятельности Организации выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и Устава Организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в Акте проверки №37 от 29 ноября 2018 года.
По результатам проверки в отношении Организации вынесено предупреждение от 29 ноября 2018 года №32/03-3685, установлен срок устранения нарушений – 11 февраля 2019года.
В установленный в предупреждении срок, нарушения отраженные в Акте проверки были устранены частично, ввиду чего 12 февраля 2019 года в адрес Организации было вынесено повторное предупреждение и установлен срок устранения нарушений – 22 апреля 2019 года.
19 апреля 2019 года в Управление поступило заявление атамана Организации (ФИО2) с просьбой о продлении срока устранения выявленных нарушений. На основании указанного заявления Управлением продлен срок устранения выявленных нарушений до 17 июня 2019 года, о чем атаман Организации был информирован письмом от 22 апреля 2019 года исх. №32/03-1170.
13 июня 2019 года вх. №4017 в Управление поступило заявление атамана Организации (ФИО2) о том, что члены в Организации отсутствуют, по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц Организация не находится, деятельность не осуществляется, имущество отсутствует, устранить выявленные нарушения не представляется возможным. Просил ликвидировать Организацию в судебном порядке.
Учитывая указанное заявление Атамана Организации, выявленные нарушения в результате плановой документарной проверки Управлением установлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации:
отсутствие в составе Организации ее членов исключает возможность дальнейшего существования Организации, так как в соответствии с абз.1 статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественной организацией признается добровольное объединение граждан;
в нарушение требований пп. «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Организация не находится по адресу, указанному в государственном реестре юридических лиц;
в нарушение требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации на момент проверки у Организации отсутствует имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (10000 рублей 00 коп.);
в нарушение требований пп.1 и 3 статьи 2, пункта 5.1 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» Уставом Организации предусмотрена возможность принятия на себя членами Организации обязательств по несению государственной или иной службы, а также несения членами Организации государственной и иной службы;
в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией не соблюдаются требования Устава в части периодичности проведения заседания Атаманского правления;
в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией в проверяемом периоде не проводились ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации, а также не избрана(переизбрана) контрольно-ревизионная комиссия (ревизор).
В установленный в предупреждении (предписании) срок вышеуказанные нарушения не устранены.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненного административного иска административный истец просит суд ликвидировать Общественную организацию Брянской области «Стародубский казачий полк», исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, указал, что выявленные нарушения, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации не устранены, предупреждения не оспорены.
Атаман Общественной организации Брянской области «Стародубский казачий полк» ФИО2, представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Брянской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Из статьи 7 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» следует, что одной из организационно - правовых форм общественного объединения является общественная организация.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Статьей 29 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» определены обязанности общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон №82-ФЗ «Об общественных объединениях» возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).
Как следует из материалов дела, Общественная организация Брянской области «Стародубский казачий полк» зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области 03 августа 2005года, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – 3212010425 (2205), Основной государственный регистрационный номер – 1053200026296 от 29 июля 2005года.
Место нахождения Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц: 243240, <адрес>.
В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области от 03 октября 2018 года №307-р «О проведении плановой документарной проверки Общественной организации Брянской области «Стародубский казачий полк»» Управлением в период с 01 ноября 2018 года по 29 ноября 2018 года в отношении Общественной организации проведена плановая документарная проверка соответствия ее деятельности в период с 01 ноября 2015 года по 31 октября 2018 года, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации (л.д.24-27).
В результате проверки деятельности Организации выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, Устава Организации, а именно:
в нарушение требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации на момент проверки у Организации отсутствует имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (10000 рублей 00 коп);
в нарушение пп.1 и 3 статьи 2, пункта 5.1 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» Уставом Организации предусмотрена возможность принятия на себя членами Организации обязательств по несению государственной или иной службы, а также несения членами Организации государственной и иной службы;
в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией не соблюдаются требования Устава в части периодичности проведения заседания Атаманского правления;
в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией в проверяемом периоде не проводились ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации, а также не избрана( переизбрана) контрольно-ревизионная комиссия (ревизор).
По результатам проверки в отношении Организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области вынесено предупреждение от 29 ноября 2018года №32/03-3685 об устранении выявленных нарушений, установлен срок устранения нарушений до 11 февраля 2019 (л.д.42-43).
Установлено, нарушения, послужившие основанием для вынесения Организации предупреждения, в установленный срок были устранены частично (использованная символика на сайте, зарегистрированном на частное лицо, никакого отношения к организации не имеет), в виду чего 12 февраля 2019 года в адрес Организации было вынесено повторное предупреждение и установлен срок устранения выявленных по результатам проведенной проверки нарушений до 22 апреля 2019 года (л.д.44-45).
19 апреля 2019года в Управление поступило заявление атамана Организации (ФИО2) с просьбой о продлении срока устранения выявленных нарушений. На основании указанного заявления Управлением продлен срок устранения выявленных нарушений до 17 июня 2019 года, о чем атаман Организации был информирован письмом от 22 апреля 2019 года исх. №32/03-1170, однако в установленный срок выявленные нарушения устранены не были.
Доказательств с достоверностью свидетельствующих об устранении вышеуказанных нарушений в установленные сроки, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлены.
Таким образом, несмотря на предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений закона. Данные предупреждения незаконными вышестоящим органом не признаны, в судебном порядке не обжаловались.
Помимо указанного, установлено, что 13 июня 2019 вх.№4017 в Управление поступило заявление атамана Организации (ФИО2) о том, что члены в Организации отсутствуют, по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц Организация не находится, деятельность не осуществляется, имущество отсутствует, устранить выявленные в ходе проведения документарной проверки нарушения не представляется возможным. Просит ликвидировать Организацию в судебном порядке (л.д. 49).
Так, кроме выявленных нарушений в ходе проведения документарной проверки, установлено, что в нарушение требований пп. «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Организация не находится по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, отсутствие в составе Организации ее членов исключает возможность дальнейшего существования Организации, так как в соответствии с абзацем 1 статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижение уставных целей объединившихся граждан.
Как следует из материалов дела, установлено судом, данный факт административный ответчик не оспаривал, свои возражения по заявленным требованиям в суд не представил.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Общественной организацией Брянской области «Стародубский казачий полк» допущены грубые нарушения действующего законодательства, которые уже не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных организациях» является основанием для ее ликвидации.
В данном случае ликвидация такой Организации как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации Общественной организации Брянской области «Стародубский казачий полк» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области удовлетворить.
Ликвидировать Общественную организацию Брянской области «Стародубский казачий полк» учетный номер 3212010425(2205), и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1053200026296.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2019