РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31.03.2022 г. Самара Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Клюева С.Б., при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-902/2022 по административному исковому заявлению АО "Поинт" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ: АО "Поинт" (далее административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/4, площадью 10700, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6) по состоянию на 01.09.2020, в размере 5 834 175 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/5, площадью 3274, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6) по состоянию на 01.09.2020, в размере 2 046 674 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/2, площадью 49 746, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6) по состоянию на 01.09.2020, в размере 27 124 997 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как налогоплательщика. С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке. Представитель АО "Поинт", представители административных ответчиков – Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, заинтересованных лиц – ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки", Администрации г.о. Тольятти, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решения на усмотрение суда. В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования АО "Поинт" подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Вышеуказанные земельные участки принадлежат Обществу на праве собственности. Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость. С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22). Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным. Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения земельных участках: с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/4, площадью 10700, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6); с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/5, площадью 3274, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6); с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/2, площадью 49 746, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6). Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии актом об определении кадастровой стоимости от 20.08.2021 № АОКС-63/2021/000065, по состоянию на 01.09.2020 и составляет для земельного участка: с кадастровым номером № – 10 792 448 руб.; с кадастровым номером № – 3 433 934,9 руб.; с кадастровым номером № – 40 853 405,04 руб. Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика. В обоснование рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке от 25.02.2022 подготовленный ООО «Центр экспертизы и оценки», согласно которому рыночная стоимость земельного участка: с кадастровым номером № по состоянию на 01.09.2020 составляет 5 834 175 рублей; с кадастровым номером № по состоянию на 01.09.2020 составляет 2 046 674 рублей; с кадастровым номером № по состоянию на 01.09.2020 составляет 27 124 997 рублей. Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете. В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 01.09.2020, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. В представленном отчете, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости. Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован. Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объекты оценки. В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами. В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется. С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке по состоянию на 01.09.2020, подлежат удовлетворению. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 04.03.2022, что следует отразить в резолютивной части решения. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административный иск АО "Поинт" удовлетворить. установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/4, площадью 10700, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6) по состоянию на 01.09.2020, в размере 5 834 175 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/5, площадью 3274, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6) по состоянию на 01.09.2020, в размере 2 046 674 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>/2, площадью 49 746, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (6.2), легкая промышленность (6.3), строительная промышленность (6.6) по состоянию на 01.09.2020, в размере 27 124 997 рублей. Датой подачи АО "Поинт" заявления в суд считать 04.03.2022. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья С.Б. Клюев № № № № № № № № № № № № № № № № № № |