ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-904/2022 от 09.09.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2022 года

УИД 66OS0000-01-2022-000540-54

3а-904/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

31 августа 2022 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Лаа Ч.А.,

с участием представителя административного истца Багдасаряна Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АП Капитал» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АП Капитал» (далее – ООО «АП Капитал», административный истец) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <№>, расположенного в здании с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> (далее – объект недвижимости).

Ссылаясь на нарушение своих прав как налогоплательщика, административный истец просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2019 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Метрикс» (далее – ООО «Группа компаний «Метрикс») от 10 июня 2022 года №226 в размере 28730 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Багдасарян Д.С. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имущество Свердловской области, заинтересованных лиц ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу, общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазмонтажавтоматика» (далее – ООО «Нефтегазмонтажавтоматика») в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имущество Свердловской области направил письменные возражения об установлении рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года на основании вышеуказанного отчета.

Представитель ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций (статья 373 названного Кодекса).

Статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения отнесено недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных пунктом 1 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Как следует из материалов дела, с 13 мая 2022 года ООО «АП Компания» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <№>, находящемся в здании с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 12-15).

В период с 7 сентября 2017 года по 13 мая 2022 года (дата прекращения права) объект недвижимости принадлежал на праве собственности ООО «Нефтегазмонтажавтоматика».

Постановлением Правительства Свердловской области от 10 декабря 2020 года № 917-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).

Постановлением Правительства Свердловской области от 11 ноября 2021 года № 764-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год).

Здание с кадастровым номером <№> (<адрес>, <адрес>), пунктами 227, 235 Перечней отнесено к объектам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» по состоянию на 1 января 2019 года утверждена кадастровая стоимость в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <№> в размере 47492584,48 руб.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН - 15 июля 2020 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 1января 2020 года.

Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке от 10 июня 2022 года №226 (л.д. 32-126), составленный оценщиком ООО «Группа компаний «Метрикс», из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> по состоянию на 1января 2019 года составляет 28730000 руб., а также положительное заключение Ассоциации СРОО «СВОД» от 19 августа 2022 года № 1212/С-22, в котором содержится вывод о том, что отчет ООО «Группа компаний «Метрикс» от 10 июня 2022 года №226 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также Федеральных стандартов оценки, определенная в отчете рыночная стоимость объекта недвижимости подтверждена.

Оценивая вышеуказанный отчет, суд учитывает, что он выполнен и подписан оценщиком ( / / )2, которая имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности 12 лет, является членом Ассоциации саморегулируемая организация оценщиков «Свободный Оценочный Департамент», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», ее профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке.

При изучении отчета, суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного и доходного подходов в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.

Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемых объектов и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.

Изложенные в письменных возражениях Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области доводы о неверном отнесении оценщиком здания бизнес-центра «Клевер Парк» с кадастровым номером <№>, к сегменту рынка «офисные помещения класса «В», вместо сегмента рынка «офисные помещения класса «А» опровергаются представленным в материалы дела доказательствами.

Так, из содержания решения ГБУ Свердловской области от 2 апреля 2020 года № Р21/2020-123, которое было принято по заявлению иного собственника объекта недвижимости, расположенного в этом же здании (кадастровый номер <№>) следует, что примененная в ходе массовой кадастровой оценки указанного объекта расчетная группа 0602-1 «Бизнес центры класса А» является технической ошибкой, в результате чего была изменена расчетная группа данного объекта на группу 0602_2 «Бизнес центры класса В» с последующим пересчетом его кадастровой стоимости, а также пересчетом кадастровой стоимости расположенных в нем помещений.

Оценивая доводы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о наличии иных предложений о продаже недвижимости в других источниках, суд исходит из следующего.

Требования к проведению оценки недвижимости определены в частности Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611 (далее - ФСО № 7).

Согласно пункту 10 ФСО № 7, для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

Анализ рынка недвижимости предполагает, в том числе определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект (подпункт «б» пункта 11 ФСО № 7).

В силу положений подпункта «в» пункта 11 ФСО № 7, оценщик осуществляет анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект с указанием интервала значений цен. Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности.

Оценщиком ООО «Группа компаний «Метрикс» проведен анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки и анализ фактических данных о ценах предложений в городе Екатеринбурге с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объект оценки – офисные помещения класса В.

Рассчитанная оценщиком рыночная стоимость, как это следует из содержания отчета, находится в интервале значений цен для данного сегмента рынка недвижимости.

Допустимых и относимых доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта выходит за границы диапазона цен и является иной, чем отражено в представленном отчете, по правилам статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено, материалы дела таковых не содержат.

С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежит удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит определению в размере его рыночной стоимости, определенном по отчету ООО «Группа компаний «Метрикс» от 10 июня 2022 года №226 в размере 28730 000 руб.

Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд) – 11 июля 2022года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АП Капитал» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 28730000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 11 июля 2022года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья

С.И. Жейнова