ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-906/2022 от 15.06.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело 3а-906/2022

32OS0000-01-2022-000529-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 15 июня 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А,

при секретаре Пешей Е.В.,

с участием представителей административного истца Протасовой А.Е., административного ответчика Царапкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее также – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» (далее также – организация, региональная организация, общественная организация), ссылаясь на следующие обстоятельства.

25 февраля 2022 года в Управление поступило заявление руководителя организации Царапкина В.В., из содержания которого и приложенных документов следует, что с 2019 года деятельность Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» прекращена, по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (), региональная организация не находится.

Отсутствие юридического лица по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является нарушением требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», устанавливающими обязанность общественных объединений информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.

Кроме того, из приложенных к вышеуказанному заявлению Царапкина В.В. документов, следует, что денежные средства, и иное имущество у общественной организации отсутствуют, открытых банковских счетов не имеется, субсидий от граждан, учреждений, организаций и органов власти не получает, чем нарушены требования пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (не менее 10 000 руб.).

Также Царапкин В.В. в своем заявлении просил снять организацию с учета, указав на невозможность проведения общего собрания участников для решения вопроса о прекращении деятельности региональной общественной организации в установленном законом порядке.

На основании изложенного, указывая, что региональной организацией грубо нарушены требования законодательства Российской Федерации, административный истец просит ликвидировать Брянскую региональную общественную организацию «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сведения о времени и месте судебного заседании о ликвидации Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» размещены на официальном сайте Управления Минюста России по Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12 мая 2022 года.

Брянская региональная общественная организация «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» извещена также по месту нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Протасова А.Е. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика - руководитель Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» Царапкин В.В., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица (согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц), в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. Также пояснил, что с 2019 года организация фактически не осуществляет деятельность, по юридическому адресу не находится, денежных средств и имущества у нее не имеется. При этом ликвидировать Брянскую региональную общественную организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» в установленном законом порядке не представляется возможным, поскольку общее собрание членов организации не проводится, начиная с 2020 года.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В ходатайстве о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области начальник инспекции Ионова Т.А. указывает, что по состоянию на 08.06.2022 задолженности перед налоговыми органами у Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» не имеется. Ранее инспекция по месту учета налогоплательщика произвела списание задолженности в соответствии с пп. 4.1 ст. 59 НК РФ в размере руб. Расчетного счета у юридического лица нет. Решений о предстоящем исключении указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, в рамках статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не принималось.

В силу положений статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно пункту 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях).

Статья 5 указанного Федерального закона определяет, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Статьей 7 Закона об общественных объединениях установлено, что общественные объединения могут создаваться, в том числе, в форме общественной организации.

В соответствии со статьей 8 Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Как установлено судом, Брянская региональная общественная организация «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» зарегистрирована в реестре некоммерческих организаций 9 июля 1997 года за номером Управлением Федеральной налоговой службы по Брянской области организации присвоен основной государственный регистрационный номер от 23 апреля 2003 года.

Адрес (место нахождения) движения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц -

В соответствии с частью первой статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественных объединений информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений, в том числе, о том, что организация по юридическому адресу не находится, находится в процессе ликвидации (подпункты «в», «и.1» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

В соответствии с пунктом 106 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2021 № 274, Минюст России (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Согласно части первой статьи 26, абзацам третьему и четвертому части первой статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.

Как установлено судом, 25 февраля 2022 года в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области поступило заявление руководителя организации Царапкина В.В., в котором заявитель просил снять Брянскую региональную общественную организацию «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» с учета в связи с прекращением ее деятельности, начиная с 2019, и невозможностью проведения общего собрания по данному вопросу.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии с положениями статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (пункт 1).

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (пункт 2).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 4).

Порядок действий ликвидационной комиссии при прохождении процедуры ликвидации юридического лица установлен положениями статьи 63 ГК РФ (опубликование в средствах массовой информации сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; составление промежуточного ликвидационного баланса; расчеты с кредиторами, составление ликвидационного баланса и т.д.).

Аналогичные положения сдержатся в статье 19 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующей порядок действий ликвидационной комиссии при ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с частью первой статьи 26 Закона об общественных объединения ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда (часть 2 статьи 26 Закона).

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 26 Закона).

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании (часть 4 статьи 26 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица утверждена Приказ ФНС России от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Как следует из материалов дела, до настоящего времени вышеуказанный порядок действий по добровольной ликвидации организации юридического лица Брянской региональной общественной организацией «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» не соблюден.

Также в процессе рассмотрения дела, исходя из объяснений руководителя организации Царапкина В.В. установлено, что по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц ( региональная организация фактически не находится.

Отсутствие юридического лица по адресу, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является грубым нарушением требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», устанавливающими обязанность общественных объединений информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений.

Представитель административного ответчика - руководитель Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» Царапкин В.В. в судебном заседании также подтвердил отсутствие у общественной организации денежных средств, иного имущества.

В соответствии с пунктом 5 статьи 50 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Согласно Уставу Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» источниками формирования имущества организации являются, в том числе, доходы от предпринимательской деятельности (пункт 5.1 Устава). Денежные средства организации хранятся на текущих счетах организации в учреждениях банка согласно действующим правилам (пункт 5.4 Устава).

Согласно пункту 1 статьи 66.2 ГК РФ минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах.

Из абзаца 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2015 года.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, в собственности Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» должно находиться имущество, рыночной стоимостью не менее 10 000 руб.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии нарушений действующего законодательства Российской Федерации в деятельности Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны».

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что организация фактически прекратила свою деятельность, возможность устранения допущенных нарушений законодательства законным путем у региональной организации отсутствует, а соблюдение предусмотренной законом процедуры добровольной ликвидации юридического лица объективно не представляется возможным в сложившейся ситуации, суд полагает заявленные требования о ликвидации региональной организации обоснованными.

Таким образом, суд считает административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации Брянской региональной общественной организации «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» - удовлетворить.

Ликвидировать Брянскую региональную общественную организацию «Союз ветеранов Войск противовоздушной обороны» и исключить сведения об указанной организации в Едином государственном реестре юридических лиц ().

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение суда изготовлено 28 июня 2022 года.