РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2016 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Потаниной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-907/16 по административному исковому заявлению ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
<данные изъяты> (далее-административный истец) обратилась в Московский областной суд с административным иском об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка.
Уточнив в соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) требования, просит признать недостоверными сведения об объекте недвижимости, а именно неправомерное применение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель для кадастрового квартала <данные изъяты><данные изъяты> в размере 3 786,36 руб./кв.м, утверждённого Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ без учёта изменений, внесённых в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР-1317, использованного при рассчёте Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области кадастровой стоимости земельного участка, образованного в результате перераспределения, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области произвести правильный расчёт кадастровой стоимости земельного участка, образованного в результате перераспределения, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель для кадастрового квартала <данные изъяты> города Домодедово Московской области, в размере 2 269,90 руб./кв.м, утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ с изменениями, внесёнными в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР- 1317, в соответствии с пунктами 2.1.3. Методических указаний, утверждённых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Приказом от 12.08.2006г. № 222, обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области устранить в сведениях ГКН кадастровую ошибку, возникшую в результате неправомерного применения среднего значения удельного показателя вместо удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель для кадастрового квартала <данные изъяты><данные изъяты> при расчете кадастровой стоимости земельного участка, образованного в результате перераспределения, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> путём внесения сведений в ГКН о правильно рассчитанной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 904 228 руб., исходя из утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ с изменениями, внесёнными в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР- 1317, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 269,90 руб./кв.м.
Требования мотивированы тем, что Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области допустил кадастровую ошибку при расчёте кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (далее-вновь образованный земельный участок), которая выражается в применении действующих результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ без учёта изменений, внесённых в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР-1317.
Допущенная Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области ошибка, является кадастровой, так как данная ошибка в расчете кадастровой стоимости земельного участка допущенна в документе, воспроизведена в государственномкадастре недвижимости.
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержала, указав, что удельный показатель кадастровой стоимости в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должен составлять 2269 руб./кВ.м.
Представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (далее-административный ответчик) административный иск не признала, указав, что удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка обоснованно определены на основании Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ исходя из удельного показателя в размере 3786,36 руб./кВ.м. Просила в удовлетворении иска отказать. Представлены письменные возражения.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области (далее-заинтересованное лицо) просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что удельный показатель кадастровой стоимости в отношении вновь образованного земельного участка в размере 3786,36 руб./кВ.м., определенный Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ, административным ответчиком применен обоснованно. Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489 и Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР-1317 определены удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пункт 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 (далее - Правила кадастровой оценки), установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункты 2, 3 Правил кадастровой оценки).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил кадастровой оценки). В пункте 10 названных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
На основании пункта 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном пунктом 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Министерство экологии и природопользования Московской области в пределах своих полномочий Распоряжением № 566-РМ от 27.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (далее-Распоряжение № 566-РМ от 27.11.2013г.) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области в соответствии с предусмотренными группами видов разрешенного использования. Также были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Московской области.
Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец полагает, что административным ответчиком удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка в связи с допущением кадастровой ошибки необоснованно определена на основании Распоряжения № 566-РМ от 27.11.2013г. без учета внесенных в него изменений, в том числе в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>.
Как следует из установленных судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. категория земель: земли населенный пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок расположен по адресу: <данные изъяты> (л.д. 27).
При проведении очередной государственной кадастровой оценки на территории Московской области в 2013 году земельный участок был включен в перечень к Распоряжению № 566-РМ от 27.11.2013г. Результаты кадастровой оценки были внесены с реестр государственного кадастра недвижимости 09.12.2013г. по состоянию на 01.01.2013. Кадастровая стоимость земельного участка была определена исходя из удельного показателя, установленного указанным Распоряжением, в размере 3786,36 руб./кВ.м.
Административным ответчиком Решением № МО- 14/РКФ-683907 от 13 ноября 2014г. на основании заявления административного истца в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, площадь земельного участка в государственном кадастре недвижимости была внесена в размере 899 кв.м. Актом определения кадастровой стоимости от 13.11.2014г. кадастровая стоимость рассчитана исходя их удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3786,36 руб./кв.м., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 566-РМ от 27.11.2013г.
В соответствии с приложением № 1 к Распоряжению 12вр-1317 от18.08.2015г. Министерства имущественных отношений Московской области «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 09.12.2014г. № 12ВР-1489» (далее-Распоряжение №12ВР-1317) внесены изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городского округа Домодедово. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> с площадью 700 кв.м. содержатся в строке 32474 Приложения № 1 в размере 1 588 930 рублей (удельный показатель 2 269,90 руб./кв.м.) Данные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия 27.08.2015г. по состоянию на 01.01.2013г.
15.07.2016 г. кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты>, рассчитанная в соответствии с Распоряжением № 12ВР-1317 приведена в соответствие с измененной площадью 899 кв.м. по состоянию на 13.11.2014г.
Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенный по адресу: Московская <данные изъяты>, образован на основании Постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 20.04.2016г. № 1156 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель» из земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 899 кв.м, и земельного участка площадью 821 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённый вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На кадастровый учет земельный участок поставлен 6 июня 2016г.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», определяющей правовой режим земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, административный ответчик при определении удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка обоснованно отнес его к 2 группе видов функционального использования земель, как земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки. Административным истцом не оспаривается обоснованность действий административного ответчика в указанной части.
Давая оценку доводам административного истца о допущении административным ответчиком кадастровой ошибки при определении удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка, суд находит их основанными на неправильном толковании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 222 от 12.08.2006г.(Методические указания).
Как следует из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> рассчитана актом определения кадастровой стоимости от 06.06.2016г., в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования для кадастрового квартала <данные изъяты> города Домодедово Московской области, утвержденного Распоряжением № 566-РМ от 27.11.2013г. в размере 3786,36 руб./кв.м.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Пунктом 13 Правил кадастровой оценки предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В случае отсутствия кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка кадастровые стоимости образуемых земельных участков определяются согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках соответствующих категорий и видов разрешенного использования.
С учетом приведенного нормативного регулирования порядка определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, вопреки доводам административного истца, административный ответчик обосновано при определении удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, исходил из размера удельного показателя, установленного Распоряжением № 566-РМ от 27.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области». В судебном заседании бесспорно установлено, что вновь образованный земельный участок, поставленный в государственный кадастр недвижимости на учет 6 июня 2016г. в качестве временно учтенного, образовался в порядке перераспределения земель в результате объединения принадлежащего до настоящего времени административному истцу земельного участка и земельного участка площадью 821 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
Исходя из того, что в Распоряжение № 566-РМ от 27.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» не вносились изменения в части определения удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков по г. Домодедово, а также с учетом представленных в материалы доказательств, оцененных судом на предмет достаточности, достоверности и допустимости, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление ФИО1 о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, а именно неправомерное применение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель для кадастрового квартала <данные изъяты><данные изъяты> в размере 3 786,36 руб./кв.м, утверждённого Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ без учёта изменений, внесённых в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР-1317, использованного при рассчёте Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области кадастровой стоимости земельного участка, образованного в результате перераспределения, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, обязании Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области произвести правильный расчёт кадастровой стоимости земельного участка, образованного в результате перераспределения, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенного по адресу: Московская <данные изъяты> с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель для кадастрового квартала 50:28:0090110 города Домодедово Московской области, в размере 2 269,90 руб./кв.м, утвержденого Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ с изменениями, внесёнными в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР- 1317, в соответствии с пунктами 2.1.3. Методических указаний, утверждённых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Приказом от 12.08.2006 г. № 222 (в ред. от 17.11.2011г.), обязании Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области устранить в сведениях ГКН кадастровую ошибку, возникшую в результате неправомерного применения среднего значения удельного показателя вместо удельного показателя кадастровой стоимости земель для 2 группы видов функционального использования земель для кадастрового квартала <данные изъяты> города Домодедово Московской области при расчете кадастровой стоимости земельного участка, образованного в результате перераспределения, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1720 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> 1, путём внесения сведений в ГКН о правильно рассчитанной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 904 228 руб., исходя из утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013г. № 566-РМ с изменениями, внесёнными в данный документ Распоряжением Минмособлимущества от 09.12.2014г. № 12ВР-1489, Распоряжением Минмособлимущества от 18.08.2015г. № 12ВР- 1317, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 269,90 руб./кв.м. оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2016 года