РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 22 марта 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Гуриной К.О.,
с участием представителя административного истца Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-907/2018 по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Безопасная среда» обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 578 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый нежилым административным зданием с прилегающей территорией, расположенного по адресу ориентира в границах участка, имеющего почтовый адрес: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.09.2016 года в размере 3 670 285 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что владеет на праве собственности нежилым зданием с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Указанное здание расположено на спорном земельном участке, кадастровая стоимость которого установлена в размере 5 223 027 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость в размере 3 670 285 рублей, определенном отчетом об оценке ФИО1№ от 20.12.2017 г., что нарушает права административного истца, поскольку он как собственник здания имеет исключительное право на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность, а выкупная цена исчисляется с учетом величины кадастровой стоимости.
Однако, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области заявление организации о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке. Просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности <данные изъяты> ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации г.о. Самара, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменных отзывов по делу не представили.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке №, общей площадью 578 кв.м., расположенного по адресу: расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, имеющего почтовый адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.02.2018 года.
Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» принадлежит на праве собственности нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2016 г. Данное здание расположено на спорном земельном участке.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 21.09.2016 года и составляет 5 223 027 рублей 64 копейки, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16.02.2018 г.
В соответствии со ст.39.20 Земельного кодекса РФ, административный истец как собственник здания имеет исключительное право на приобретение вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в комиссии или суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Административный истец воспользовался предоставленным ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и 27.04.2017 г. обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта исходя из его рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 09.02.2018 г. № заявление Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» отклонено.
Согласно статье 24.18 ФЗ РФ от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке № от 20.12.2017 г., подготовленный ФИО1.
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся спорный земельный участок, итоговая величина его рыночной стоимости составляет 3 670 285 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 21.09.2016 года, т.е. на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объекта капитального строительства основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный оценщиком ФИО1 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 221.09.2016 года, подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в Комиссию является 15.01.2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый нежилым административным зданием с прилегающей территорией, общей площадью 578 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, имеющего почтовый адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21.09.2016 года в размере 3 670 285 рублей.
Датой подачи Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Безопасная среда» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать – 15.01.2018 года, в суд – 27.02.2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.03.2018 г.