ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-908/2023 от 23.11.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-908/2023

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 23 ноября 2023 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,

с участием прокурора Назаровой П.А., административного истца ФИО1, представителя Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области»,

УСТАНОВИЛ:

Законом Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области» Закон Нижегородской области от 20 июля 2006 года №75-З «О референдуме Нижегородской области» дополнен статьей 492 «Дистанционное электронное голосование», Закон Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» дополнен статьей 632 «Дистанционное электронное голосование», Закон Нижегородской области от 28 июня 2012 года №70-З «О выборах Губернатора Нижегородской области» дополнен статьей 662 «Дистанционное электронное голосование».

Закон Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 08.06.2022 года.

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области» в части проведения дистанционного электронного голосования.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал на то, что статья 492 «Дистанционное электронное голосование» Закона Нижегородской области от 20 июля 2006 года №75-З «О референдуме Нижегородской области», статья 632 «Дистанционное электронное голосование» Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», статья 662 «Дистанционное электронное голосование» Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года №70-З «О выборах Губернатора Нижегородской области» регламентируют порядок проведения дистанционного голосования при проведении выборов и референдумов, однако данные нормы противоречат основному закону государства – Конституции Российской Федерации, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам ввиду нарушения принципа тайного голосования.

По мнению административного истца, дистанционное электронное голосование проводит не избирательная комиссия, а программное обеспечение, что усугубляет риск потери контроля за голосованием, вследствие чего, результаты выборов будут являться недостоверными.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО2. возражала против удовлетворения административного искового заявления, указала на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта были приняты в пределах предоставленных полномочий, не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.

Изучив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Назаровой П.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующего на момент принятия оспариваемых положений), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации.

По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Устава Нижегородской области, систему органов государственной власти в области составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти области - Законодательное Собрание; высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство; министерства и иные органы исполнительной власти области; мировые судьи области. Высшим должностным лицом области является Губернатор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава Нижегородской области, Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Устава Нижегородской области Законодательное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

Согласно пункту 2 статьи 31 Устава Нижегородской области, законом области регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.

Аналогичные положения содержит Закон Нижегородской области от 01 марта 2011 года №25-З «О Законодательном Собрании Нижегородской области».

В силу пункта 1 статьи 26 Устава Нижегородской области, Губернатор подписывает и обнародует законы области путем их официального опубликования либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием.

Закон области вступает в силу после его официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным законом или самим законом области (пункт 6 статьи 50 Устава Нижегородской области).

Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.

Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что Законодательное Собрание области принимает Устав области, законы, постановления.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», закон области - нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные стороны государственной и общественной жизни области, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом области (п.1).

Законом области регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям Нижегородской области (п.4).

На основании пункта 2 статьи 40 указанного Закона, закон области подлежит официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после дня его подписания Губернатором области, за исключением случаев, когда федеральным законодательством установлен иной порядок официального опубликования законов области.

Официальным опубликованием закона области является первая публикация его полного текста в газете «Нижегородские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Проанализировав положения Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» во взаимосвязи с нормами статей 21, 26, 31, 50 Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 февраля 2006 года 1866-III, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Закон Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области» принят как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Законодательного Собрания Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, к процедуре его принятия, а также к порядку его опубликования.

По данным основаниям вышеуказанные положения Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области» административным истцом не оспариваются.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец исходит из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам ввиду нарушения принципа тайного голосования.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом №67-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, вышеназванный Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории Нижегородской области порядок назначения, подготовки и проведения выборов и референдумов, отнесенные федеральным законодательством к ведению Нижегородской области, регулируются Федеральным законом №67-ФЗ, а также Законом Нижегородской области от 20 июля 2006 года №75-З «О референдуме Нижегородской области», Законом Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», Законом Нижегородской области от 28 июня 2012 года №70-З «О выборах Губернатора Нижегородской области».

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона №67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Подпунктами «в», «м» пункта 10 статьи 23 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 64.1 Федерального закона №67-ФЗ при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании (пункт 1). Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 4). В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (пункт 5). На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы (пункт 8). При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 данной статьи порядок с учетом требований, предусмотренных пунктом 13 данной статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 12).

При проведении выборов и референдумов на территории Нижегородской области может проводиться дистанционное электронное голосование. Порядок и условия проведения дистанционного электронного голосования определяются статьей 64.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Порядком дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года №86/716-8, а также статьей 492 Закона Нижегородской области от 20 июля 2006 года №75-З «О референдуме Нижегородской области», статьей 632 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», статьей 662 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года №70-З «О выборах Губернатора Нижегородской области».

Согласно порядку дистанционного электронного голосования на выборах и референдумов на территории Нижегородской области, утвержденному статьей 492 Закона Нижегородской области от 20 июля 2006 года №75-З «О референдуме Нижегородской области», статьей 632 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», статьей 662 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года №70-З «О выборах Губернатора Нижегородской области», тайна голосования обеспечивается процедурой аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего лицо получает доступ к дистанционному электронному голосованию.

В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем (участником референдума) изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается.

Данным порядком установлено, что для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель (участник референдума) обращается на специальный портал в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.

При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.

При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем (участником референдума) и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей (участников референдума) и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя (участника референдума) и результатом его волеизъявления.

Проанализировав оспариваемые положения нормативного правового акта, регулирующее порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах и референдумах, суд приходит к выводу, что оспариваемыми положениями предусмотрена процедура точной идентификации личности избирателя (участника референдума), надлежащая система, обеспечивающая тайну, безопасность голосования и волеизъявления избирателей; предусмотрена четкая и ясная процедура составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования, учета этих данных при определении результатов выборов.

При этом оспариваемые положения не противоречат публичному характеру института выборов, поскольку предусмотрены положения об обеспечении наблюдения за дистанционным электронным голосованием в соответствии с положениями Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Порядком дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года №86/716-8.

Оспариваемые положения соответствуют положениям Федерального закона №67-ФЗ, предусматривающими дистанционное электронное голосование, а также требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08 июня 2022 года №86/715-8, и содержание оспариваемых положений нормативного правового акта, не имеют положений, которые бы противоречили названным актам.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, субсидиарные способы осуществления активного избирательного права, такие как голосование по доверенности, голосование по почте и по сети Интернет, получили широкое распространение в избирательном законодательстве современных государств, для которого характерна тенденция к усилению юридических, организационных и иных гарантий реализации избирательных прав. Накопленный ими опыт свидетельствует о том, что нацеленное на достижение всеобщности избирательного права разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует и росту числа граждан, принявших участие в голосовании, повышению гражданской активности, однако при этом для обеспечения подлинности и справедливости избирательного процесса и его результатов должны быть гарантированы надежность и эффективность субсидиарных механизмов, применяемых для организации голосования, соблюдение принципов свободных выборов и адекватное отображение волеизъявления избирателей, реализующих в процессе выборов свое право на участие в управлении делами государства (Постановление от 15 апреля 2014 года №11-П).

С учетом этого и в целях обеспечения избирателям дополнительной возможности отдать свои голоса на выборах сообразно собственным предпочтениям оспариваемое административным истцом законодательное регулирование, закрепляющее в качестве субсидиарного способа реализации активного избирательного права возможность проведения дистанционного электронного голосования предусматривает требования к обеспечению гласности при проведении дистанционного электронного голосования и к установлению порядка его проведения в части процедуры идентификации избирателя и обеспечения тайны голосования, а также определяет полномочия избирательных комиссий при проведении дистанционного электронного голосования.

Таким образом, соответствующие нормы Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области», рассматриваемые в действующей системе правового регулирования, в том числе подзаконного, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права административного истца. Совершенствование же в дальнейшем нормативного регулирования порядка дистанционного электронного голосования не дает оснований полагать, что оспариваемые положения не соответствуют конституционным требованиям всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Проверив оспариваемые положения Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области», на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области», следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2023 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин