УИД 28OS0000-01-2019-000103-36
Дело № 3а-90/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 августа 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ковалёвой Ю.В.,
при секретаре Габриелян Д.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя министерства финансов Амурской области ФИО3; представителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ФИО4; представителя министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области ФИО5; представителя администрации города Благовещенска ФИО6; представителя Финансового управления администрации города Благовещенска ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Благовещенска Амурской области, в обоснование которого указал, что вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2017 года на администрацию города Благовещенска Амурской области возложена обязанность предоставить ему жилое помещение в границах муниципального образования город Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.
17 марта 2017 года Специализированным отделом по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России возбуждено исполнительное производство по исполнению указанного судебного решения, однако до настоящего времени оно не исполнено.
Просит присудить компенсацию в размере 200 000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, судебные расходы на уплату госпошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 на доводах административного иска настаивали и дополнили, что размер компенсации определен из расчета понесенных расходов по оплате арендованного жилья, которая составляет ежемесячно 13 000 рублей. Договор аренды жилого помещения письменно не составлялся, проживает в комнате общежития по устной договоренности с собственником.
Представитель администрации города Благовещенска ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая на доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнила, что администрация также обращалась в Благовещенский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 11 января 2017 года о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в отношении ФИО1 Определением суда от 08 июля 2019 года им было отказано в удовлетворении заявления, данное определение в настоящее время находится в стадии обжалования.
В письменных возражениях представитель администрации города Благовещенска указывает на то, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному административному иску, поскольку в действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в разумный срок, так как органом местного самоуправления с момента принятия судебного акта, предпринимаются меры к его исполнению, но ни субъект Российской Федерации - Амурская область, ни главный распорядитель бюджетных средств - Министерство социальной защиты населения Амурской области не исполняют своих полномочий по финансированию переданных органу местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме.
Во исполнение решения суда от 11 января 2017 г. 09 января 2017 г. были направлены письма №№ 01-09/37, 01-09/38 в Министерство социальной защиты населения Амурской области и заместителю Председателя Правительства Амурской области о потребности в бюджетных ассигнований на 2017 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в размере 804 315 600,00 руб. Согласно ответам (от 26 января 2017 № 17-253, от 01.02.2017 № 05-11/589) следует, что администрации города Благовещенска выделены в 2017 г. средства в размере 72 317 850 руб. на приобретение 41 квартиры, предусмотреть дополнительные субвенции в запрашиваемом размере, отсутствует возможность.
В 2018 году из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 36 126 320,50 рублей, вместо необходимых 806 079 450,00 руб.
Неоднократно направлялись письма в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительство Амурской области о потребности в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот в размере 806 079 450,00 рублей. В 2018 году было приобретено 24 жилых помещения, которые предоставлены соответствующей категории граждан по судебным актам первого полугодия 2015 года.
Законом Амурской области от 10 декабря 2018 № 292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей (из них за счет средств областного бюджета 8 819 300 рублей). Считают, что администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления ФИО1 жилого помещения в соответствии с решением суда, в связи в с чем просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель Финансового управления администрации города Благовещенска ФИО7 в судебном заседании, доводы представителя администрации города Благовещенска поддержала и просила в удовлетворении административного иска отказать.
В письменных возражениях представитель Финансового управления администрации города Благовещенска указала, что на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в городском бюджете были предусмотрены ассигнования в следующих размерах: в 2017 году - 72 317 900 руб. (в том числе: 31 749 300 руб. - средства федерального бюджета, 40 568 600 - средства областного бюджета), освоены в полном объеме; в 2018 году - 36 126 300 руб. (в том числе 29 070 900 руб. - средства федерального бюджета, 7 055 400 - средства областного бюджета), освоены в полном объеме; в 2019 году – 45 860 100 руб. (в том числе: 37 040 800 руб. - средства федерального бюджета, 8 819 300 - средства областного бюджета), освоено 10 253,6 тыс. руб.
Двухмесячный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе не является пресекательным. В действиях администрации города Благовещенска отсутствует вина в неисполнении судебного акта, поскольку обязанность по финансированию дополнительных гарантий детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилых помещений является расходным обязательством субъекта и предоставляется из областного бюджета в виде субвенции.
Полагают, что общая продолжительность исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения в пользу ФИО1 к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и особенностей исполнения законодательства Российской Федерации в данной области, не выходит за рамки срока, который в конкретном случае является разумным.
В судебном заседании представитель министерства финансов Амурской области ФИО3 возражала против доводов административного искового заявления, поддержала письменный отзыв.
В письменном отзыве представитель Министерства финансов Амурской области указала, что министерство финансов Амурской области не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку на него не возложены полномочия по обеспечению жильем детей-сирот. Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для обеспечения детей-сирот. В 2017-2018 годах администрации города Благовещенска выделялись денежные средства, которые были полностью освоены и приобретены квартиры для данной категории граждан. Просила в административном иске отказать.
Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая на доводы, изложенные в письменном отзыве министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства юстиции, выступающего в интересах Правительства Амурской области. Дополнила, что поскольку решением суда обязанность по обеспечению ФИО1 возложена на администрацию города Благовещенска, то ни Правительство Амурской области, ни министерство социальной защиты населения Амурской области не являются надлежащими ответчиками.
По существу заявленных требований также возражала, указывая на то, что в соответствии с Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выполнение этих обязательств осуществляется за счёт средств областного бюджета в виде субвенций, предоставляемым муниципальным районам в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом об областном бюджете. После поступления субвенций Министерство социальной защиты заключает с органами местного самоуправления соглашение о предоставлении субвенций бюджетом муниципальным образования на основании заявок и в пределах поступившего финансирования. После поступления средств Министерство социальной защиты Амурской области перечисляет субвенции муниципальным районам, в 2017-2018 годах данные субвенции были перечислены администрации города Благовещенска. Министерство социальной защиты Амурской области неоднократно обращалось в Правительство РФ, Министерство образования РФ по вопросу увеличения финансирования объёмов субвенций на предоставление жилых помещений, но, как следовало из полученных ответов, увеличение субвенций не планируется. Считает, что размер компенсации не может быть рассчитан исходя из понесенных административным истцом расходов по аренде жилья, поскольку компенсация не направлена на восполнение имущественного вреда.
Из письменного отзыва министерства юстиции, выступающего в интересах Правительства Амурской области следует, что не являются надлежащим ответчиком. Административным истцом не представлено доказательств в обоснование заявленной суммы и что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь и не заменяет собой возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий.
В письменном отзыве министерство социальной защиты населения Амурской области полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, сообщает о порядке осуществления полномочий главного распорядителя средств областного бюджета на финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и предпринимаемых Министерством мерах по увеличению субвенций на реализацию. Считают, что министерство не является надлежащим ответчиком.
Представитель Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объёме, указывая на доводы, изложенные в письменном отзыве представителя УФССП России по Амурской области.
В письменном отзыве представитель УФССП России по Амурской области указывает на то, что предпринимались достаточные меры в целях своевременного исполнения судебного акта, оказавшиеся неэффективными по объективным причинам. Обращает внимание, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок имеет целью компенсацию причиненного неимущественного вреда и не замещает имущественный вред, ее присуждение лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за такие нарушения. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО9, представитель УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, их участие обязательным судом не признано.
Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело при указанной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, материалы гражданского дела № 2-556/17, с материалы исполнительного производства, представленные доказательства и возражения на иск, показания свидетеля ФИО10, в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 250 Кодекса Российской Федерации административного судопроизводства, лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 10 Кодекса Российской Федерации административного судопроизводства, статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 36 названного Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса Российской Федерации административного судопроизводства при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
При этом согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 36 названного Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Как разъяснено в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно положениям статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации (часть 6).
Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий (часть 7).
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 утверждён Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2 Порядка расходования субвенций, утверждённого указанным постановлением Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее – главный распорядитель) на основании соглашений, заключённых с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет её перечисление органам местного самоуправления на балансовый счёт Управления Федерального казначейства по Амурской области № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.
В силу пункта 4 данного Порядка органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчётным, представляет в Министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (пункты 7, 8 Порядка).
Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также утверждён Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с положениями пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Учитывая приведенные положения правовых норм и разъяснений, а также решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2017 года, которым на администрацию города Благовещенска Амурской области возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются администрация города Благовещенска и Финансовое управление администрации города Благовещенска, как финансовый орган администрации муниципального образования района.
Привлеченные к участию в деле в качестве ответчиков Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты Амурской области, являются ненадлежащими ответчиками, однако являются лицами, чьи права и обязанности могут быть затронуты при разрешении данного административного дела, в связи с чем суд в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства считает необходимым сохранить их участие при рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика.
Как следует из материалов дела, в том числе из материалов исполнительного производства, решением Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2017 года на администрацию города Благовещенска Амурской области возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение в границах муниципального образования город Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 14 февраля 2017 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 17 марта 2017 года на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации города Благовещенска Амурской области и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В целях исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем предпринимались следующие меры:
06 апреля 2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Решением Благовещенского городского суда от 05 июня 2019 года установлено, что администрацией предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательства; обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, не установлено. В связи с чем администрация г. Благовещенска освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Администрация г. Благовещенска неоднократно предоставляла в адрес службы судебных приставов сведения о том, что в пределах выделенных бюджетных средств администрация не имеет возможности исполнения всех решений суда, возлагающих на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам (письма от 30.03.2017 № 06-09/2155, от 25.04.2017 № 06-09/3163, от 13.11.2017 № 06-09/8780, от 07.03.2019 № 06-09/1822, от 28.03.2018 № 06-09/2162, от 15.04.2019 № 06-09/3258).
09 ноября 2017 года, 04 марта 2019 года мэр г. Благовещенска Ф.И.О.14 предупреждена об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указанное свидетельствует, что в рамках исполнительного производства №-ИП службой приставов предпринимались предусмотренные законом меры для исполнения решения суда.
До настоящего времени решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2017 года, обязывающее администрацию города Благовещенска Амурской области предоставить ФИО1 как лицу из числа детей-сирот жилое помещение, не исполнено.
Определяя достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий должника, наличие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) для исполнения решения суда, суд исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации предусмотрена статьей 19 Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реализована в Законе Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, статья 5 указанного Закона Амурской области наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению лицам из числа детям-сирот за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется бюджетам муниципальных районов и городских округов за счёт средств областного бюджета в виде субвенции.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 утверждён Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2 Порядка расходования субвенций Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее – главный распорядитель) на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.
В силу пункта 4 данного Порядка органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункту 17 Порядка предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанные законоположения свидетельствует о том, что возможность исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот поставлена в зависимость от объема поступающих субвенций из областного бюджета на цели приобретения таких жилых помещений, определяемого в свою очередь не потребностями муниципального образования, а возможностями регионального бюджета. Указанное подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дел, по информации Министерства социальной защиты населения Амурской области от 01 апреля 2019 года в список детей-сирот, достигших 18 лет, которые подлежат обеспечению жильем в Амурской области, включено 2946 человека, из них 1065 имеют судебные решения. Объём средств, необходимый для обеспечения указанных лиц жилыми помещениями, составляет 3 406 369 230 рублей, из них 1 369 191 380 рублей для исполнения судебных решений.
В 2017 году в областном бюджете было предусмотрено на реализацию указанных мероприятий 169 478 140 руб. (из федерального бюджета 76 123 300 руб., средства областного бюджета 93 354 800 руб.). Администрации города Благовещенска выделены средства в размере 72 317 850 руб. (из федерального бюджета 31 749 300 руб., средства областного бюджета 40 568 600 руб.), на которые приобретено 41 квартира.
В 2018 году в областном бюджете на реализацию указанных мероприятий было предусмотрено 115 млн. рублей, из них средства областного бюджета -17,28 млн. рублей, средства федерального бюджета – 97,3 млн. руб. Администрации города Благовещенска вместо необходимых 806 079 450,00 рублей выделены средства в размере 36 126 300 руб. (из федерального бюджета 29 070 000 руб., средства областного бюджета 7 055 400 руб.), на которые было приобретено 24 жилых помещения.
Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию указанных мероприятий предусмотрено 167 148 400 руб., из них, в том числе Муниципальному образованию город Благовещенск доведены лимиты на реализацию указанных мероприятий в размере 45 860 100 руб., из которых в настоящее время освоено 10 253 600 руб.
Исследовав представленные доказательства, суд признает недостаточным объем доведенных денежных средств, для реализации мероприятий по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями на территории города Благовещенска Амурской области в полной мере и создающим объективную невозможность исполнения соответствующих судебных решений, в том числе в отношении ФИО1, в разумные сроки и не является следствием бездействия органа местного самоуправления района.
В свою очередь администрацией города Благовещенска принимались меры по исполнению решения суда, в результате которых ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Благовещенска.
Администрацией города Благовещенска неоднократно направлялись в Министерство социальной защиты населения Амурской области, губернатору Амурской области обращения о дополнительном выделении бюджетных субвенций для исполнения государственных полномочий по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, предоставлялись в адрес службы судебных приставов сведения о том, что в пределах выделенных бюджетных средств администрация района не имеет возможности исполнения всех решений суда, возлагающих на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
10 июня 2019 года и 26 июля 2019 года состоялись совещания губернатора Амурской области по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на которых обсуждалась ситуация по обеспечению в 2019 году жилыми помещениями данная категория граждан, по итогам которых решено проработать механизм финансирования строительства жилья для данной категории граждан и увеличь объем субвенций на обеспечение предоставления 15 жилых помещений данной категории граждан.
В судебном заседании установлено, что на территории города Благовещенска отсутствует свободный жилищный фонд, пригодный для исполнения судебного решения в отношении ФИО1
Обращения администрации города Благовещенска Амурской области к органам государственной власти области о дополнительном выделении бюджетных ассигнований бюджету района на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, ситуацию с финансированием указанных государственных полномочий не изменили.
Лимиты бюджетных обязательств, доведённые до муниципального образования города Благовещенска Амурской области, не покрывают потребность администрации города на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в том числе не позволяют исполнить решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2017 года в отношении ФИО1
Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемые должником меры для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные постановления о предоставлении жилья не имеют должного эффекта в силу объективных обстоятельств, являющихся для должника непреодолимыми и непредотвратимыми при данном нормативном регулировании в указанной сфере.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок исполнения судебного акта (2 года 5 месяцев) не может быть признан неразумным, поскольку увеличение общей продолжительности исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения связано с выделением денежных средств из областного бюджета и поставлено в зависимость от решений и действий третьих лиц, возможность влиять на которые у административного ответчика практически отсутствует.
Факт нарушения процедурных условий (срока исполнения решения суда), обеспечивающих реализацию права ФИО1 на исполнение решения суда от 11 января 2017 года в разумный срок, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Доводы административного истца и его представителя о том, что компенсация за нарушение ее права на исполнение судебного акта в разумные сроки составляет 200 000 рублей, установлена исходя из расходов, понесенных по оплате аренды жилья, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявитель должен обосновать основания и размер требуемой компенсации.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, а имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий.
Показания свидетеля ФИО10 о том, что ее внук ФИО1 не имеет собственного жилья и более года проживал в арендованном им жилье и нес ежемесячно расходы в размере 13 000 рублей, подтверждают лишь обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда от 11 января 2017 года и подтверждают пояснения ФИО1 о расходах, связанных с арендой жилья.
Действующими нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» не предусмотрена возможность рассмотрения требований о возмещении имущественного вреда в виде расходов, понесенных за оплату аренды жилья, в рамках настоящего административного дела.
Учитывая рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, принятие должником по настоящему делу всех необходимых мер для обеспечения возможности исполнить решение суда, степень достаточности и эффективности таких мер, общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Поскольку взыскание понесенных расходов на оплату государственной пошлины в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации поставлено в зависимость от удовлетворения административного иска, то соответствующие требования административного истца также не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО8 о присуждении компенсации в размере 200 000 рублей за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта – решения Благовещенского городского суда Амурской области от 11 января 2017 года, судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06 августа 2019 года.
Председательствующий Ю.В. Ковалёва