ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-90/19 от 03.07.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-90/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 3 июля 2019 года

Хабаровский краевой суд

в составе председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

при секретаре Бурковой А.М.,

с участием представителя административного истца ФИО6,

представителя административного ответчика ФИО7,

прокурора Сырчиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Теплоэнергосервис» к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о признании недействующим пункта 1 Приложения 1 к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 г. № 40/83 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Теплоэнергосервис» в рабочем поселке Охотск (за исключением котельной № 15) Охотского муниципального района на 2019-2023 годы» в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию с 01.01.2019 по 31.12.2019, возложении обязанности принять новый нормативный акт об установлении иного тарифа и обязанности изменить тарифы на 2020-2023 годы,

УСТАНОВИЛ:

19 декабря 2018 г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление № 40/83 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Теплоэнергосервис» в рабочем поселке Охотск (за исключением котельной № 15) Охотского муниципального района на 2019-2023 годы» (опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края 21 декабря 2018 г.).

Акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – АО «ТЭС», общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1 Приложения 1 к постановлению № 40/83 в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 6 388,68 руб./Гкал., возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный акт, которым установить данный тариф в размере 7 821,5 руб./Гкал., и обязанности изменить тарифы на 2020-2023 годы.

В обоснование требований указало, что при расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на производство тепловой энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, Комитетом неправомерно исключены экономически обоснованные операционные расходы общества: расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на ремонт; расходы на оплату труда; расходы на прочие общехозяйственные и цеховые нужды (оплата услуг связи, технологический транспорт, агентские по сбыту, оплата проезда в отпуск); неподконтрольные расходы; расходы на приобретение энергетических ресурсов; прибыль.

В судебном заседании представители административного истца ФИО8, ФИО6, каждая в отдельности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, письменных пояснениях и дополнениях к ним.

Представители административного ответчика ФИО7, ФИО9, каждая в отдельности, заявленные требования не признали по тем основаниям, что оспариваемые тарифы утверждены уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречат, поддержали отзыв на административное исковое заявление и дополнения к нему.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично, суд приходит к следующим выводам.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразованиям № 1075), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен № 1075), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Постановление № 1075), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 г. № 142-пр, Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования (п. 1.2) и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере тепло- и электроснабжения (п. 3.1).

В области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию, цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Комитет устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей теплоснабжающих организаций в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, в том числе, льготные тарифы в соответствии с основанием, предусмотренным Законом Хабаровского края от 11 марта 2015 г. № 41 «О предоставлении льгот по оплате за тепловую и электрическую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей» (п. 4.1.3) и устанавливает тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (п. 4.1.12).

АО «Теплоэнергосервис» на территории Охотского муниципального района Хабаровского края осуществляет регулируемую деятельность по выработке и транспортировке тепловой энергии для потребителей.

3 мая 2018 г. АО «ТЭС» обратилось в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Охотского муниципального района.

Расчетные материалы общество представило не в полном объеме, в связи с чем, тарифный орган открыл дело № 165/ч от 17 мая 2018 г. об установлении тарифов по своей инициативе.

19 декабря 2018 г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление № 40/83, которым установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Теплоэнергосервис» в рабочем поселке Охотск (за исключением котельной № 15) Охотского муниципального района на 2019-2023 годы.

Постановление опубликовано 21 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru и в «Собрании законодательства Хабаровского края», 06.02.2019, № 12 (том 4), что соответствует требованиям статей 4, 5, 5.1 Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 г. № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края».

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов; тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности АО «ТЭС» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Дополнительными видами деятельности являются распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности котельных, тепловых сетей; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др..

Постановлением Комитета от 9 декабря 2015 г. № 37/51 утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей общества в п. Охотск, Аэропорт, Новое Устье и селах Булгино, Вострецово Охотского муниципального района, размер которых составил: с 1 января по 30 июня 2018 г. – 6 766,59 руб./Гкал, 7 984,58 руб/Гкал для населения (с НДС); с 1 июля по 31 декабря 2018 г. – 6 928,97 руб./Гкал., 8 176,18 руб./Гкал для населения (с НДС).

АО «ТЭС» предложило к утверждению на 2019 годы тариф на тепловую энергию для потребителей р.п. Охотск (за исключением котельной № 15) в размере (без НДС) 9 157,96 руб./Гкал (рост к тарифу на 2018 г. 134,1%).

Комитетом одноставочный тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен в размере 6 388,68 руб./Гкал..

В материалы дела был представлен анализ достаточности тарифа на тепловую энергию для потребителей АО «ТЭС» в Охотском муниципальном районе (обобщенный расчет), согласно которому необходимая валовая выручка составляет 375 613,7 тыс. руб..

Из экспертного заключения следует, что при формировании тарифов Комитет в операционных (подконтрольных) расходах:

- снизил расходы по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов», заявленные обществом в сумме 24 492,2 тыс. руб., до 562,9 тыс. руб.;

- увеличил затраты по статье «Расходы на ремонт основных средств (хозспособом)» с 0 до 1 422,8 тыс. руб.;

- снизил расходы по статье «Расходы на оплату труда», заявленные обществом в сумме 74 011,7 тыс. руб., до 39 172,8 тыс. руб.;

- снизил расходы по статье «Прочие операционные расходы», заявленные обществом в сумме 44 158,8 тыс. руб., до 23 625,9 тыс. руб..

В неподконтрольных расходах Комитет:

-снизил затраты по статье «Арендная плата», заявленные обществом, с 1 790,6 тыс. руб. до 47 тыс. руб.;

В расходах на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя Комитет:

- увеличил затраты по статье «Электрическая энергия», заявленные обществом, с 61 186,1 тыс. руб. до 66 551,1 тыс. руб..

Кроме того, Комитет снизил размер необходимой прибыли с 5 574,5 тыс. руб., заявленных обществом, до 1 496,8 тыс. руб..

Общий размер корректировки НВВ по результатам 2017 года составил 1 777,0 тыс. руб..

В соответствии с Основами ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71).

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации (пункт 73).

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57).

Согласно пункту 58 операционные расходы, в числе иного, включают в себя расходы на приобретение сырья и материалов (подпункт «а»); расходы на ремонт основных средств (подпункт «б»); расходы на оплату труда (подпункт «в»); расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг (подпункт «д»).

Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования (пункт 59).

Из Правил установления долгосрочных параметров регулирования следует, что базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28-31, 40-42, 44 и 58 Основ ценообразования № 1075.

При установлении базового уровня операционных расходов регулируемой организации учитываются расходы, связанные с обеспечением достижения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, за исключением расходов на указанные цели, предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации (пункт 3).

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа (пункт 61).

В числе иного неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (подпункт «б»), арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа (подпункт «г») (пункт 62).

Проверяя обоснованность установления тарифным органом размера затрат предприятия по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов» и «Расходы на ремонт основных средств» в части затрат на обслуживание, проведение текущего и капитального ремонтов тепловых сетей, а также закупки ГСМ для работы машин и механизмов, суд приходит к следующему.

В соответствии с Основами ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями (пункт 40).

При определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями (пункт 41).

Общество заявило указанные расходы в размере 24 492,2 тыс. руб. в год, в обоснование представило перспективный план капитальных ремонтов на 2019-2024 г.г., сводный план ремонтов с указанием стоимости по статьям затрат, из которых следует, что стоимость материалов - 114 013 тыс. руб. (22 802 тыс. руб. в год), машины и механизмы - 8 448 тыс. руб. (1 689,6 тыс. руб. в год).

За основу расчета принята фактическая стоимость материалов и запасных частей из ранее заключенных по проведению конкурсных процедур контрактов с поставщиками. В подтверждение необходимости ремонтов котлового оборудования было направлено руководство по эксплуатации котла завода-изготовителя, где указано, что текущий ремонт – по мере надобности, но не реже одного раза в год; средний ремонт – периодичность более года; капитальный ремонт – раз в 6-7 лет, а также локальные сметные расчеты.

Согласно экспертному заключению Комитетом в НВВ были учтены затраты на приобретение материалов, предложенные обществом, по статьям затрат «прочие цеховые» и «прочие общехозяйственные расходы» в размере 562,9 тыс. руб. и поэтапно на 2019-2023 годы затраты в размере 1 422,8 тыс. руб.: на ремонт цепи транспортера – 82,5 тыс. руб., замену дымососов – 258,1 тыс. руб., ремонт котельного оборудования – 1 082,2 тыс. руб. (замена 2 единиц котлов), данные расходы приняты в части затрат на материалы и эксплуатацию машин, так как договоры подряда не представлены.

В отзыве административный ответчик указал, что затраты на капитальный ремонт зданий, сооружений не приняты, так как не представлены подтверждающие документы, кроме того, модульные котельные, находящиеся в собственности предприятия, не являются объектом капитального строительства; затраты на капитальный ремонт тепловых сетей не приняты в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении данных сетей, не представлены сметы расходов; договоры поставки материалов в 2018 году на сумму 30 584,59 тыс. руб. в адрес Комитета не поступали.

В связи с отсутствием доказательств направления и поступления в материалы тарифного дела документов, подтверждающих приобретение обществом в 2018 году материалов на указанную выше сумму, а также в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта зданий и сооружений и размер затрат на его проведение, суд считает обоснованным вывод Комитета о невключении данных расходов в НВВ.

Однако суд не может согласиться с исключением из НВВ заявленных обществом затрат на капитальный ремонт котлового оборудования и теплосети.

Из материалов тарифного дела следует, что в эксплуатируемых обществом котельных установлено 8 единиц котлов КВм-3,5 МВт и 2 единицы котлов КВм-2,5 МВт; исходя из года ввода котлов в эксплуатацию и периодичности проведения капитального ремонта в плановый период потребуется проведение капитального ремонта всех 10 единиц; в обоснование размера затрат на ремонт обществом представлены локальные сметные расчеты: № 1 на ремонт котлов КВм-3,5 МВт и № 2 на ремонт котлов КВм-2,5 МВт.

Экспертной группой затраты приняты на ремонт 2 единиц котельного оборудования (по одному котлу из каждой сметы) в части материалов и машин и механизмов. Объективные причины и основания исключения расходов на ремонт остальных восьми котлов административным ответчиком не приведены; доказательства того, что инвестиционной программой предусмотрено приобретение восьми новых котлов, не представлены.

Довод Комитета об экономической необоснованности заявленных обществом затрат на ремонт котельного оборудования не состоятелен и не последователен, поскольку не объясняет причину, по которой представленных административным истцом документов достаточно для учета затрат на ремонт двух котлов и недостаточно для учета затрат на ремонт остальных восьми котлов.

Отказывая в принятии расходов АО «ТЭС» на капитальный ремонт тепловых сетей, Комитет исходил из отсутствия у общества правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное законное право на данные сети.

Вместе с тем, согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) в числе иного прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Из буквального толкования указанной нормы следует, что в отношении объектов недвижимости теплоснабжающей организации следует представить документы, подтверждающие право владения объектом на законном основании, в том числе гражданско-правовые договоры, при этом законодатель предусмотрел, что права на имущество могут быть не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Обществом в адрес Комитета было направлено соглашение от 10 мая 2018 г. о распределении прав собственности к инвестиционному договору б/н от 22.04.2013, заключенное между администрацией Охотского муниципального района и АО «ТЭС», из которого следует, что общество становится собственником и эксплуатирует тепловые сети к котельным МКУ-17,5 и МКУ 10,5 в рп. Охотск, стоимость основных фондов по которым составляет 57 070 434 руб..

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Факт эксплуатации, обслуживания и ремонта АО «ТЭС» тепловых сетей в рп. Охотск подтвержден, в связи с чем, отсутствие регистрации права собственности общества на данные сети не может служить правовым основанием для отказа учета расходов на их содержание при установлении оспариваемого тарифа в порядке, установленном Основами ценообразования № 1075.

Доводы административного ответчика о непредставлении обществом при подаче заявления об установлении тарифа в мае 2018 года и в последующем по запросу Комитета в декабре 2018 года документов, обосновывающих объем мероприятий по ремонту основных средств, выполняемых хозяйственным способом, и расчетных цен, не могут служить основанием для полного отказа включения расходов на эти цели в НВВ, поскольку в данном случае в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен № 1075 тарифный орган должен был принять расходы на сырье и материалы, а также ремонт в тарифе на 2019 год и последующие годы исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), то есть на уровне экономически обоснованных расходов, учтенных в тарифах АО «ТЭС» на 2018 год, пропорционально количеству котельных установок, их мощности, протяженности тепловых сетей, оставшихся в ведении общества в рп. Охотск.

При этом необходимо учесть, что сроки проведения планово-предупредительных ремонтов тепловых сетей установлены пунктом 6.2.42 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 г. № 115.

Проверяя обоснованность снижения тарифным органом размера затрат предприятия по статьям расходов «оплата труда» и «социальные взносы», суд приходит к следующему.

В силу положений пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При определении расходов по указанной статье между сторонами возникли разногласия относительно подлежащей учету численности производственного, ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала.

При установлении тарифов Комитетом:

с учетом продолжительности отопительного периода численность производственного персонала уменьшена с 21 единицы до 18,92 единиц, при этом в межотопительный период дополнительно учтены 3 единицы сторожа;

из численности ремонтного и цехового персонала исключены единицы работников, обслуживающих тепловые сети, персонал аварийно-диспетчерской службы, в том числе слесари по ремонту оборудования тепловых сетей, а также 2 единицы водителей погрузчика и 1 водитель автомобиля, осуществляющий подвоз воды, так как представлен договор холодного водоснабжения от 22.09.2018 № 032/2018, из которого следует, что поставщиком холодного водоснабжения для общества является ООО «Энергетик», нет экономической обоснованности учета в качестве цехового персонала этих должностей; машинист экскаватора и машинист бульдозера – 2 единицы, так как общество не обосновало наличие в его эксплуатации экскаватора и бульдозера; ведущий механик - 1 единица, фельдшер – 0,5 единицы, грузчик саночистки – 1 единица, так как нет экономической обоснованности, затраты на указанный персонал не соотносятся с регулируемым видом деятельности;

численность административно-управленческого персонала рассчитана без учета 4,5 единиц для предоставления сбытовых услуг.

В связи с наличием в эксплуатации АО «ТЭС» тепловых сетей по основаниям, указанным выше относительно затрат по ремонту и обслуживанию данных сетей, суд приходит к выводу о необоснованности исключения из фонда оплаты труда, подлежащего включению в НВВ, расходов на оплату труда ремонтного персонала, обслуживающего тепловые сети, в том числе машиниста экскаватора и машиниста бульдозера.

Кроме того, суд считает подлежащими включению в НВВ расходы на оплату труда персонала аварийно-диспетчерской службы общества.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении в числе иного теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб (пункт 1); обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).

Кроме того, в соответствии с пунктом 15.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при эксплуатации систем теплоснабжения и теплопотребления мощностью 10 Гкал/ч и более организуется круглосуточное диспетчерское управление. В силу пункта 15.1.3 данных Правил в организации, осуществляющей производственную деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, организуется круглосуточное оперативное управление оборудованием.

Из материалов дела следует, что АО «ТЭС» является единой теплоснабжающей организацией на территории рп. Охотск, суммарная мощность трех котельных составляет 28,38 Гкал/ч, следовательно, общество должно обеспечить на обслуживаемой территории функционирование аварийно-диспетчерской службы.

Тот факт, что Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65 (далее – Рекомендации), не предусмотрена численность дежурного персонала аварийно-диспетчерской службы предприятия (пункт 1.5), не является основанием для невключения расходов на оплату данного персонала в НВВ, поскольку согласно пункту 1.11 Рекомендаций расчет численности рабочих, не предусмотренных данным сборником, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, производится по действующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду; при отсутствии в сборниках нормативных данных на отдельные виды работ численность рабочих устанавливается на местах.

Довод административного ответчика о непредоставлении обществом для расчета численности работников в соответствии с разделом 2.8 «Обслуживание и ремонт трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей» Рекомендаций сведений о технических характеристиках тепловой сети (протяженность, диаметр труб) противоречит материалам тарифного дела, в котором данные сведения имелись.

Довод Комитета о том, что в связи с отсутствием в рп. Охотск горячего водоснабжения деятельность аварийно-диспетчерской службы необходима только в период отопительного сезона (9 месяцев), заслуживает внимания, но не является основанием для полного невключения расходов по оплате труда работников данной службы общества в НВВ.

Довод административного ответчика об экономической необоснованности указанных расходов в связи наличием у администрации Охотского муниципального района единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) не состоятелен, так как из Положения об ЕДДС, утвержденного постановлением Охотского муниципального района Хабаровского края от 2 августа 2013 г. № 406, следует, что устранение аварий в функции данной службы не входит.

Вместе с тем, суд считает, что расчет численности производственного персонала экспертной группой произведен верно в соответствии с таблицей 2 пункта 2.2 «Обслуживание котлов, работающих на твердом топливе» и пунктом 2.4 «Обслуживание насосных установок» части 1 Рекомендаций, с учетом продолжительности отопительного периода 9 месяцев, что соответствует пункту 1.9 Рекомендаций.

Следует согласиться и с приведенным Комитетом обоснованием исключения из НВВ расходов на оплату труда 2 единиц водителей погрузчика, 1 единицы водителя автомобиля, осуществляющего подвоз воды, 1 единицы ведущего механика, 0,5 единицы фельдшера, 1 единицы грузчика саночистки.

Поскольку при тарифном регулировании обществом не были направлены документы, подтверждающие штатную численность ремонтного персонала, работающего в ночное время, а в расчете АО «ТЭС», предоставленном в Комитет, отсутствовали сведения о размере оплаты за работу в ночные часы, Комитет обоснованно произвел расчет фонда оплаты труда персонала без доплаты за работу в ночное время.

Является правильным и исключение тарифным органом расходов на оплату 4,5 единиц административно-управленческого персонала, занимающихся предоставлением сбытовых услуг в Охотском филиале.

В силу положений пункта 10 Методических указаний № 760-э при установлении цен (тарифов) не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, обоснованные расходы на выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.2, согласно которой в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 1 части 1).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 данной статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Кодекса (пункт 1 части 7).

В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, в случае реализации положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ и заключением прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающей организацией на последнюю, как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается обязанность по выставлению платежных документов на оплату соответствующих коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах.

Следовательно, расходы ресурсоснабжающей организации на указанные выше действия могут быть учтены в составе НВВ при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и водоснабжения, но только в случае их экономического обоснования и при отсутствии данных расходов в составе платы за содержание жилого помещения.

Из административного иска и пояснений представителей административного истца следует, что дополнительная численность административно-управленческого персонала введена в связи с переходом на прямые договоры теплоснабжения с потребителями коммунальных услуг в рп. Охотск.

Вместе с тем, доказательств перехода АО «ТЭС» на прямые договоры с потребителями и невключения заявленных расходов в размер платы за содержание жилого помещения в материалы тарифного дела представлено не было. Кроме того, не было представлено доказательств, подтверждающих расчетную численность административно-управленческого персонала для предоставления сбытовых услуг.

В связи с неправильным определением расходов общества, подлежащих включению в НВВ по статье затрат «оплата труда», является неправильным и расчет Комитетом затрат на социальные нужды, поскольку данные расходы производны от величины расходов на оплату труда.

По основаниям, указанным выше относительно оплаты труда административно-управленческого персонала в части сбытовых услуг, является верным исключение Комитетом из НВВ общецеховых расходов общества по статье «Агентские по сбыту» в размере 455 148,03 руб..

Обоснованно тарифным органом уменьшены и заявленные обществом расходы на услуги связи, так как ранее услуги оказывались в нескольких населенных пунктах, с 2019 г. – только в рп. Охотск. Из материалов тарифного дела следует, что в договоре оказания услуг связи от 28.10.2010 с ОАО «Мегафон» расшифровка абонентов по филиалам отсутствует, в приложении № 2 к договору оказания услуг связи от 25.12.2015 с ПАО «Ростелеком» рп. Охотск отсутствует, в связи с чем, Комитет верно принял расходы на оплату услуг связи в сумме 89,3 тыс. руб. из расчета подтвержденных 1,4 тыс. руб. согласно счет-фактуре от 31.10.2018 с применением индексации.

Соглашается суд и с уменьшением заявленных обществом расходов по статье «Оплата проезда в отпуск».

Обществом при подаче заявления об установлении тарифов указанные расходы были заявлены в размере 1000 тыс. руб. и 1 400 тыс. руб., в административном исковом заявлении АО «ТЭС» указывает иные суммы – 473,4 тыс. руб. и 1 146,7 тыс. руб., Комитетом данные расходы учтены в размере 1 218,0 тыс. руб. (360 и 858 тыс. руб.).

При этом тарифный орган исходил из того, что обществом не обоснован факт использования отпуска в г. Москва в объеме 100% от численности работников, имеющих право на эту выплату, фактические расходы по данной статье затрат за 2017 г. не представлены, в связи с чем Комитетом принята численность работников 31 единиц (половина от всего персонала) и 14 ед. членов семьи (принята ориентировочно), всего 45 единиц и стоимость проезда по маршруту Охотск-Хабаровск-Охотск 26 тыс. руб. (44 единицы) и Охотск-Хабаровск-Москва-Хабаровск-Охотск 74 тыс. руб. (1 единица).

В связи с непредставлением АО «ТЭС» подтверждающих документов принятие Комитетом указанных расходов в минимальном размере следует признать правильным.

Вместе с тем, по основаниям, указанным выше относительно расходов на ремонт тепловых сетей, оплату труда по должностям машиниста экскаватора и машиниста бульдозера, суд признает необоснованным исключение Комитетом из НВВ заявленных обществом затрат по технологическому транспорту в части затрат на экскаватор и бульдозер, используемые в обслуживании тепловых сетей.

Проверяя обоснованность исключения заявленных обществом неподконтрольных расходов суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В числе иных расходов по указанной статье обществом были заявлены расходы на аренду муниципального имущества (нежилого помещения под офис), расположенного в рп. Охотск, в размере 135,1 тыс. руб., в обоснование был представлен договор аренды недвижимого имущества (помещения) от 20.08.2017 с ежемесячной арендной платой 12 277,9 руб., заключенный на период с 20.08.2017 по 20.07.2018. В связи с окончанием срока действия договора в июле 2018 г. затраты на аренду на 2019 г. не учтены (сами расходы и их экономически обоснованный уровень организацией не подтверждены).

Заявленные обществом расходы по статье «Страхование имущества» по договору страхования имущества «от всех рисков» от 09.01.2018, заключенному на период с 27.07.2018 по 26.07.2019, обоснованно учтены Комитетом в части расходов на 1 и 2 кварталы 2019 г. в размере 68,407 тыс. руб. в квартал, всего 136,8 тыс. руб..

В учтенных Комитетом расходах на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя общество оспаривает расходы на электрическую энергию, принятые в размере 2010 кВт/час.. В обоснование указывает, что в первом полугодии 2018 г. предприятие вводило в работу собственный дизель-генератор для выработки электроэнергии на технологические нужды котельных, при норме расхода на 1 Гкал выработанной тепловой энергии – 38,05 кВт ч/Гкал, объем выработанной электроэнергии составил 159 тыс. кВт/час, следовательно, на 2019 г. дополнительно не учтена покупная электроэнергия в размере 159 тыс. кВт/час (всего 2 169 кВт/час).

Вместе с тем, из материалов тарифного дела следует, что при формировании тарифа общество заявило расходы на электроэнергию исходя из объема потребления 2010 кВт/час, что и было принято Комитетом.

При этом следует учесть, что общество не подтвердило экономическую обоснованность необходимости подключения дизель-генератора.

Расходы на оплату проезда к месту использования отпуска членов семьи работников, заявленные обществом в разделе «Прибыль» в размере 810 тыс. руб. (численность членов семьи - 15,4 чел., стоимость проезда по маршруту Охотск-Хабаровск-Москва-Хабаровск-Охотск - 52,6 тыс. руб. на человека), были частично учтены Комитетом по статье затрат «Прочие расходы» в размере 364,0 тыс. руб., из них по статье «Прочие общехозяйственные расходы» - 130,0 тыс. руб., по статье «Прочие цеховые» - 234,0 тыс. руб..

Как и в отношении расходов по оплате проезда в отпуск самих работников, в связи с непредставлением АО «ТЭС» подтверждающих документов принятие Комитетом указанных выше расходов в минимальном размере следует признать правильным. Повторное включение одних и тех же расходов в разные статьи затрат не допустимо.

Разрешая заявленные требования в части неучтенных расходов на сырье и материалы, арендную плату, страхование имущества, услуги связи, оплату работников общества и членов их семьи к месту использования отпуска, суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 12 Методических указаний № 760-э в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.

Поскольку при утверждении тарифа на тепловую энергию для АО «ТЭС» регулирующим органом для его расчета необоснованно была занижена НВВ предприятия по отдельным статьям расходов, указанным выше, административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Вместе с тем, с учетом разъяснений, данных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в удовлетворении административных исковых требований о возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный акт, которым установить оспариваемый тариф в размере 7 821,5 руб./Гкал., и обязанности изменить тарифы на 2020-2023 годы следует отказать.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административные исковые требования акционерного общества «Теплоэнергосервис» удовлетворить частично,

признать недействующим с даты принятия пункт 1 Приложения 1 к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 г. № 40/83 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Теплоэнергосервис» в рабочем поселке Охотск (за исключением котельной № 15) Охотского муниципального района на 2019-2023 годы» в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию с 01.01.2019 по 31.12.2019,

в удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Взыскать с Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в пользу акционерного общества «Теплоэнергосервис» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская

.