ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-90/20 от 08.09.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-90/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000191-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Никифоровой Е.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И.,

представителей административного истца акционерного общества «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО3,

представителей заинтересованного лица акционерного общества «Силикатный завод» ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» о признании недействительным приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2019 года №293-НПА «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год, в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22 января 2020 года № 6-НПА,

установил:

приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 30 октября 2019 года № 293-НПА установлены тарифы на транспортировку сточных вод для акционерного общества «Силикатный завод» (далее – АО «Силикатный завод»), осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год в размере 15,10 руб./куб.м.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 1 ноября 2019 года.

Приказом РСТ Забайкальского края от 22 января 2020 года № 6-НПА в вышеназванный приказ внесены изменения, в соответствии с которыми определен период действия установленного тарифа с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года и действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 23 января 2020 года.

10 июля 2020 года акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» (далее по тексту – АО «Водоканал-Чита») в лице генерального директора ФИО6 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь с учетом уточнений на противоречие оспариваемого нормативного правового акта подпункту «а» пункта 16, пункту 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также подпункту 6 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

Полагает, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы не только АО «Водоканал-Чита», но и потребителей п. Антипиха, размер тарифа на транспортировку сточных вод, установленный для АО «Силикатный завод» является необоснованным в силу следующего.

Взаимоотношения между АО «Водоканал-Чита» и АО «Силикатный завод» строятся на основании договора №6191 от 2015 года на прием сточных вод, по условиям которого АО «Силикатный завод» как организация осуществляющая водоотведение, к канализационным сетям которой подключены потребители п. Антипиха, осуществляет прием и транспортировку сточных вод от потребителей п. Антипиха до границы эксплуатационной ответственности с АО «Водоканал-Чита», в свою очередь АО «Водоканал-Чита» осуществляет прием, транспортировку и очистку сточных вод от потребителей п. Антипиха от границы раздела по канализационным сетям.

Решением Забайкальского краевого суда по административному делу № 3а-88/2019 от 13 сентября 2019 года признан недействующим со дня принятия пункт 2 приложения № 10 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 716-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы»; на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт. Исполняя данное решение суда, РСТ Забайкальского края издала приказ от 22 января 2020 года № 6-НПА, которым действие приказа от 30 октября 2019 года № 293-НПА распространила на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Вместе с тем, согласно экспертному заключению РСТ Забайкальского края, представленному при рассмотрении дела № 3а-88/2019 необходимая валовая выручка, включенная в тариф на водоснабжение для АО «Силикатный завод» на 2019 год, включает возмещение выпадающих доходов по услуге водоотведения в размере 5 014 547 рублей. Данная сумма, полученная АО «Силикатный завод» за услуги водоотведения при оказании услуги водоснабжения потребителям в 2019 году, в нарушение пункта 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не была исключена из необходимой валовой выручки при установлении тарифа на транспортировку сточных вод. И поскольку расходы, связанные с оплатой транспортировки сточных вод по инженерным сетям АО «Силикатный завод» за период с января по октябрь 2019 года, не были включены в тариф на водоотведение, установленный для АО «Водоканал-Чита» на 2019-2020гг., данные расходы будут учтены в тарифе на водоотведение для АО «Водоканал-Чита» на 2021 год, что приведет к двойной оплате потребителями содержания и эксплуатации сетей водоотведения АО «Силикатный завод». Кроме того, АО «Силикатный завод», оказывая услуги водоснабжения, компенсировало содержание транзитных канализационных сетей за счет установленного тарифа на водоснабжение в 2019 году.

С учетом уточнения требований просит суд признать недействительным приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 293-НПА «Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год» в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22 января 2020 года № 6-НПА; обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый с учетом исключения из необходимой валовой выручки экономически не обоснованных доходов, полученных АО «Силикатный завод» по водоотведению за 2019 год, а также в соответствии положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Исполняющий обязанности руководителя РСТ Забайкальского края ФИО7 представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что РСТ Забайкальского края законно установила тарифы на услугу водоотведения для АО «Силикатный завод», поскольку расчет тарифа в размере 15,10 руб./куб. метр, произведен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) при условии, что в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, поскольку ранее для регулируемой организации тариф на транспортировку сточных вод не устанавливался. Необходимая валовая выручка АО «Силикатный завод» на 2019 год составила 3 115 808 рублей и сложилась исходя из размера экономически обоснованных расходов на текущий ремонт централизованных систем водоотведения, амортизации основных средств, прочих неподконтрольных расходов, расходов на оплату электрической энергии согласно пунктам 39, 40, 43, 48 Основ ценообразования.

В письменных пояснениях представитель заинтересованного лица АО «Силикатный завод» ФИО8 административный иск полагает не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на прекращение действия оспариваемого приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2019 года №293-НПА и пропуск срока обращения в суд с заявленными требованиями. Обращает внимание, что в рассматриваемом деле предметом рассмотрения является оспаривание тарифа на транспортировку сточных вод, а не тарифа по холодному водоснабжению. Полагает, что административным истцом избран неверный способ защиты права, поскольку в административном иске не указано, какая сумма тарифа на транспортировку сточных вод нарушает права и законные интересы АО «Водоканал-Чита».

В судебном заседании представители административного истца АО «Водоканал-Чита» ФИО1 и ФИО2 уточненные требования поддержали, дали пояснения, аналогичные вышеизложенным, дополнительно указали, что оспариваемый нормативный акт затрагивает интересы АО «Водоканал-Чита», поскольку именно с применением установленного оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края № 293-НПА от 30 октября 2019 года тарифа АО «Силикатный завод» выставляет административному истцу плату за транспортировку сточных вод от потребителей п. Антипиха за 2019 год и взыскивает ее с АО «Водоканал-Чита» в рамках дела № А78-2149/2020, которое в настоящее время рассматривается в Арбитражном суде Забайкальского края. Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует подпункту «а» пункта 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку при формировании необходимой валовой выручки не были исключены необоснованные доходы в размере 5 014 547 рублей, а так же в нарушение пункта 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения учтены суммы на текущий ремонт в размере 125 236 рублей исходя из фактически понесенных АО «Силикатный завод» расходов в 2018 году. В нарушение подпункта 6 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э включены прочие неподконтрольные расходы в размере 1 871 748 рублей. Обращают внимание, что административным ответчиком не предоставлено доказательств принятия решения об исключении суммы необоснованных доходов АО «Силикатный завод» в размере 5 014 547 рублей в последующие регулируемые периоды.

Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края ФИО3 относительно удовлетворения требований возражала, поддержала позицию, изложенную в ранее представленных письменных пояснениях, в которых дополнительно указано, что при формировании тарифа по услуге водоотведения на 2019 год общая сумма затрат сложилась в размере 9 202 910 рублей, в связи с чем экономически обоснованный тариф на водоотведение в среднем по 2019 году составил 41,55 рублей за 1 куб.м, однако, с учетом индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Федерации на 2019 год, РСТ Забайкальского края не могло установить тариф для населения на уровне экономически-обоснованного тарифа, поэтому при тарифном регулировании услуги водоотведения на 2019 год сформировались выпадающие доходы в сумме 5 014 547 рублей, которые были учтены при тарифном регулировании услуги водоснабжения на 2019 год. Учитывая, что сумма выпадающих доходов в размере 5 014 547 рублей сформировалась при установлении тарифа на водоотведение для АО «Силикатный завод» на 2019 год, при установлении тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 года, с учетом положений подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования, у РСТ Забайкальского края не было оснований для исключения указанной суммы из необходимой валовой выручки по услуге транспортировки, поскольку данный пункт предусматривает исключение экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования. В 2018 году для АО «Силикатный завод» Приказом № 716-НПА установлены тарифы на коммунальные услуги на долгосрочный период регулирования, а именно 2019-2023 годы. В соответствии с пунктом 90 Методических указаний, пунктом 73 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования произведет корректировку необходимой валовой выручки по услуге водоснабжения на 2021 - 2023 годы.

Представители заинтересованного лица АО «Силикатный завод» ФИО4 и ФИО5 в удовлетворении требований административного истца просили отказать в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в дел, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Казанцевой Л.И., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ( далее – Основы Ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 части 8 статьи 31 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на водоотведение. При этом из содержания пункта 2 статьи 2 названного закона следует, что услуга водоотведения предусматривает прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 части 7, пунктом 2 части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на транспортировку сточных вод - к регулируемым тарифам.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.21 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 30 октября 2019 года № 293-НПА, которым установила тарифы на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год в размере 15,10 рублей за 1 куб.м.

В названный нормативный правовой акт приказом РСТ Забайкальского края от 22 января 2020 года № 6-НПА внесены изменения, которыми определен период действия установленного тарифа с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года и действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Приказы РСТ Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 293-НПА, от 22 января 2020 года № 6-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы от 2 сентября 2019 года № 207, 13 ноября 2019 года № 300, выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 59, от 22 января 2020 года №3), с учетом экспертного заключения по расчету тарифов на водоотведение для АО «Силикатный завод», официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 1 ноября 2019 года, 23 января 2020 года.

Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.

Оценив содержание нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ранее АО «Силикатный завод» являлось гарантирующей организацией, осуществляющей на территории городского округа «Город Чита» водоотведение, с зоной деятельности: часть Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» - <...> (до ул. Гагарина, 5), что подтверждается постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 30 января 2015 года № 17 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Чита» и установлении зон их деятельности» (утратило силу в связи с изданием постановления администрации городского округа «Город Чита» от 19 июня 2020 года № 253).

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 716-НПА утверждены производственные программы и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городского округа «Город Чита» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы, в том числе пунктом 2 приложения № 10 к названному приказу установлены тарифы на водоотведение для АО «Силикатный завод» на 2019-2023 годы.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 марта 2019 года по делу № А78-15293/2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2019 года, признан недействительным пункт 2 раздела Водоотведения в приложении к постановлению администрации городского округа «Город Чита» от 30 января 2015 года № 17 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Чита» и установлении зон их деятельности» в отношении АО «Силикатный завод», как несоответствующий Федеральному закону от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с возложением на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Силикатный завод» в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения данного дела арбитражным судом установлено, что канализационные сети АО «Силикатный завод» технологически присоединены к канализационным сетям, которые стоят на балансе АО «Водоканал-Чита» в отдельной замкнутой централизованной системе – река Ингода, очистные сооружения АО «Водоканал-Чита», канализационный коллектор мкр. Батарейный, Сосновый бор, пос. Антипиха, пос. Песчанка, пос. Осетровка. АО «Силикатный завод» в границах централизованной системы водоотведения осуществляет транспортировку сточных вод от абонентов до границы ответственности с АО «Водоканал-Чита» (ул. Гагарина, 5), после чего сточные воды подаются по канализационным сетям, собственником которых является АО «Водоканал-Чита», проходят процесс очистки на очистных сооружениях, принадлежащих АО «Водоканал-Чита», и уже очищенными сбрасываются в р. Ингода. АО «Силикатный завод» непосредственно услугу по водоотведению потребителям не оказывает, а осуществляет отдельный вид регулируемой деятельности в виде транспортировки сточных вод.

Решением Забайкальского краевого суда по делу № 3а-88/2019 признан недействующим со дня принятия пункт 2 приложения № 10 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 716-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы».

В связи с утратой статуса гарантирующей организации, осуществляющей на территории городского округа «Город Чита» водоотведение, 29 августа 2019 года АО «Силикатный завод» обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 год, на основании которого РСТ Забайкальского края 11 сентября 2019 года приказом № 218 открыло дело об установлении тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 год.

Из представленных стороною административного ответчика документов следует, что расчет тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 год для АО «Силикатный завод» произведен методом экономически обоснованных расходов.

Согласно подпункту «а» пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

С учетом положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ, подпункта «а» пункта 37 Основ ценообразования, учитывая, что ранее в отношении АО «Силикатный завод» государственное регулирование вида деятельности по транспортировке сточных вод не осуществлялось, расчет тарифа правомерно произведен органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов.

Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных АО «Силикатный завод» документов и подготовлено заключение, согласно которому общая сумма расходов АО «Силикатный завод» в рамках тарифного регулирования услуги по транспортировке сточных вод (необходимая валовая выручка) на 2019 год составила 3 115 808 рублей, среднегодовой экономически обоснованный тариф на 2019 год сложился в размере 15,10 рублей за 1 м3. Данный тариф был установлен приказом РСТ Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 293-НПА.

Считая установленный приказом РСТ Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 293-НПА тариф на транспортировку сточных вод экономически необоснованным, затрагивающим права и интересы АО «Водоканал-Чита» по причине применения оспариваемого приказа в правоотношениях с АО «Силикатный завод», руководитель АО «Водоканал-Чита» ФИО6 обратился в суд с настоящим административным иском.

Свои требования административный истец обосновывает, в том числе, нарушением подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования, поскольку полагает, что при формировании тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 год из необходимой валовой выручки в размере 3 115 808 рублей не были исключены необоснованные доходы прошлого периода регулирования в размере 5 014 547 рублей, полученные АО «Силикатный завод» при оказании услуги водоснабжения в 2019 году.

Подпункт «а» пункта 16 Основ ценообразования предусматривает исключение при установлении тарифов из необходимой валовой выручки экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Согласно экспертному заключению по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Силикатный завод» на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха»), на долгосрочный период 2019-2023 года (раздел 4.1.2. Анализ экономической обоснованности расходов, включенных в себестоимость водоснабжения), общая сумма затрат по услуге водоснабжения на 2019 год составила 9 483 887,26 рублей, при этом в данную сумму включены экономически выпадающие доходы по услуге водоотведения, сложившиеся на 2019 год в размере 5 014 547 рублей.

Формирование выпадающих доходов при установлении тарифа по услуге водоотведения на 2019 год в сумме 5 014 547 рублей и включение данной суммы в тариф по водоснабжению орган регулирования объясняет отсутствием возможности установления тарифа для населения по услуге водоотведения на уровне экономически обоснованного тарифа, в силу требований Индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р и постановления Губернатора Забайкальского края от 7 декабря 2018 года № 62 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края 2019 - 2023 годы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Правил регулирования тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 293-НПА тариф на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод» установлен впервые, что указывает на отсутствие прошлых периодов регулирования по данной услуге.

Установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с положениями подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования и подпункта «а» пункта 9 Правил регулирования свидетельствуют об отсутствии у органа регулирования правовых оснований для исключения из необходимой валовой выручки экономически необоснованного дохода в сумме 5 014 547 рублей при установлении тарифа на услугу по транспортировке сточных вод на 2019 год, поскольку оспариваемым приказом тариф на транспортировку сточных вод был установлен впервые и на аналогичный период регулирования, в котором образовались экономически не обоснованные доходы по услуге водоснабжения (2019 год), в то время как подпункт «а» пункта 16 Основ ценообразования предусматривает исключение из необходимой валовой выручки только экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что при корректировке долгосрочных тарифов АО «Силикатный завод» на 2021-2023 года, РСТ Забайкальского края скорректирует необходимую валовую выручку по услуге водоснабжения и сумма выпадающих доходов в размере 5 014 547 рублей будет исключена.

Представленными стороною административного ответчика заявлением АО «Силикатный завод» на установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, приказом РСТ Забайкальского края от 14 мая 2020 года № 90 подтверждается факт открытия регулирующим органом дела о корректировке тарифа на водоснабжение для АО «Силикатный завод» на 2021 год. Данные обстоятельства опровергают позицию административного истца о том, что в течение 2020 года АО «Силикатный завод» прекратит оказывать регулируемый вид деятельности по водоснабжению.

Следовательно, довод административного истца о том, что потребители дважды оплатят за содержание и эксплуатацию сетей водоотведения АО «Силикатный завод» подлежит отклонению как не нашедший своего подтверждения.

В судебном заседании установлено, что выпадающие доходы по услуге водоотведения, сложившиеся на 2019 год в размере 5 014 547 рублей, включены в необходимую валовую выручку по услуге водоснабжения при установлении тарифа на водоснабжение для АО «Силикатный завод», утвержденного приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 716-НПА, законность которого не является предметом настоящего административного иска. В тариф на транспортировку сточных вод, утвержденный оспариваемым приказом РСТ Забайкальского края № 293-НПА от 30 октября 2019 года, выпадающие доходы в размере 5 014 545 рублей не включены. АО «Водоканал-Чита» потребителем услуги водоснабжения, оказываемой АО «Силикатный завод» не является.

Данные обстоятельства подтверждают позицию административного ответчика о том, что не исключение из необходимой валовой выручки выпадающих доходов в размере 5 014 545 рублей прав административного истца не затрагивает.

Довод административного истца о том, что органом регулирования не применены положения пункта 51 Основ ценообразования, в нарушение которых при расчете тарифа в необходимую валовую выручку включены расходы на текущий ремонт в размере 125 236 рублей исходя из фактически понесенных АО «Силикатный завод» расходов на текущий ремонт канализационных сетей в 2018 году, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права в силу следующего.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

В силу положений подпункта «а» пункта 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В составе тарифной заявки в обоснование мероприятий по ремонту централизованных систем водоотведения АО «Силикатный завод» представило сведения о расходах по данной статье в размере 125 236 рублей, исходя из фактически понесенных расходов в 2018 году. По результатам анализа обосновывающей документации тарифный орган пришел к выводу, что сумма расходов по данной статье подлежит учету в полном объеме по предложению предприятия.

Из пояснений административного ответчика следует, что при обращении АО «Силикатный завод» с тарифной заявкой производственная программа, содержащая сведения об объемах и ценах на текущий и капитальный ремонты, представлена не была, в связи с чем, в соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования тарифный орган включил расходы на ремонт исходя их фактически понесенных расходов на текущий ремонт канализационных сетей в 2018 году.

Согласно пункту 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Поскольку АО «Силикатный завод» не представило производственную программу, содержащую сведения об объемах и ценах на текущий и капитальный ремонты, у административного ответчика отсутствовали основания для определения расходов на ремонт на основании пункта 51 Основ ценообразования и обоснованно в соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования принят объем и стоимость ремонтных работ фактически понесенных в 2018 году.

Нарушений в применении к спорным правоотношениям положений пункта 23 Основ ценообразования суд не усматривает, поскольку данная норма отнесена законодателем к общим положениям о регулировании тарифов и предельных индексов (раздел III Основ ценообразования).

Довод административного истца о том, что пункт 23 Основ ценообразования, исходя из взаимосвязанного толкования с пунктом 95 Методических указаний, подлежит применению только при установлении тарифа на долгосрочный период времени, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права, поскольку пункт 23 Основ ценообразования не содержит запрета для его использования в целях определения фактических значений расходов методом экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифа впервые.

Подлежит отклонению и довод административного истца о необоснованном включении в необходимую валовую выручку расходов в размере 1 871 478 рублей в силу следующего.

Согласно заключению по расчету тарифов на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод» на 2019 год по статье прочие неподконтрольные расходы, приняты расходы размере 1 871 478 рублей на оплату услуг ООО «Стромремонт», ООО ЖЭУ «УЮТ» по обслуживанию канализационных сетей, сооружений.

В силу положений пункта 2 Основ ценообразования к неподконтрольным расходам относятся расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению.

Перечни расходов, относящихся к неподконтрольным, приведены в пункте 65 Основ ценообразования и пункте 49 Методических указаний, при этом расходы на оплату услуг сторонним организациям за обслуживание канализационных сетей в данные перечни не входят.

При таких обстоятельствах суд находит необоснованным включение органом регулирования расходов АО «Силикатный завод» на оплату услуг ООО «Стромремонт», ООО ЖЭУ «УЮТ» по обслуживанию канализационных сетей, сооружений в размере 1 871 478 рублей в неподконтрольные расходы.

Положениями подпункта «в» пункта 39 Основ ценообразования предусмотрен учет в составе производственных расходов сумм, израсходованных регулируемыми организациями на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Следовательно, исследуемые расходы в размере 1 871 478 рублей подлежали включению в состав производственных расходов при исчислении необходимой валовой выручки.

Вместе с тем, ошибочное отнесение понесенных АО «Силикатный завод» расходов (затрат) на оплату услуг сторонним организациям за обслуживание канализационных сетей и сооружений в размере 1 871 478 рублей в неподконтрольные расходы, а не в производственные расходы в силу требований закона, не привело к установлению тарифа в экономически необоснованном размере, нарушению прав потребителей и административного истца.

Достоверность и обоснованность сумм понесенных АО «Силикатный завод» расходов на ремонт в размере 125 236 рублей и оплату услуг сторонним организациям за обслуживание канализационных сетей и сооружений в размере 1 871 478 рублей в ходе рассмотрения настоящего административного дела сторонами не оспаривались.

Следует также учесть, что при расчете тарифа на транспортировку сточных вод органом регулирования взяты за основу суммы расходов, фактически понесенных АО «Силикатный завод» при оказании услуги водоотведения в 2018 году. Однако их использование в целях расчета тарифа на транспортировку суд находит возможным, поскольку из материалов дела следует, что объем проводимых АО «Силикатный завод» работ в рамках данных услуг является идентичным и со снятием с АО «Силикатный завод» статуса гарантирующей организации по оказанию услуги водоотведения, не изменился.

Кроме того, учет органом регулирования фактически понесенных регулируемой организацией затрат, а не планируемых свидетельствует о большей обоснованности тарифа и не нарушает прав потребителей и иных заинтересованных лиц.

В силу установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что произведенные РСТ Забайкальского края расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование; оспариваемый приказ по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца.

Следовательно, оснований для удовлетворения поданного АО «Водоканал-Чита» административного искового заявления судом не установлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оснований для прекращения производства по делу, о чем заявило АО «Силикатный завод» в своих письменных возражениях, суд не усматривает, поскольку несмотря на истечение срока действия оспариваемого нормативного правового акта, он продолжает применяться к спорным правоотношениям, возникшим между АО «Водоканал-Чита» и АО «Силикатный завод» в период действия оспариваемого нормативного правового акта, который в настоящее время хотя формально и прекратил свое действие, но сохраняет свойства нормативности.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований акционерного общества «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» о признании недействительным приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2019 года № 293-НПА «Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для АО «Силикатный завод», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год», в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22 января 2020 года № 6-НПА, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2020 года