ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-90/2022 от 17.08.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

3а-90/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 17 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 августа 2021 года по административному делу <Номер обезличен>, ФИО1 присуждена с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере ... рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 декабря 2021 года решение суда первой инстанции в части присуждения ФИО1 компенсации оставлено без изменения.

16 июня 2022 года ФИО1 обратился с административным иском о присуждении 15 000 рублей компенсации за нарушение права на исполнение названного решения суда в разумный срок.

В обоснование указал, что решение суда о присуждении компенсации не исполнено.

По утверждению административного истца, в результате длительного исполнения он лишен возможности распорядиться присужденными денежными средствами.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, которой явка представителя в судебное заседание не обеспечена.

Административный истец, принимавший участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, требование поддержал.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Ю. с требованиями административного истца не согласился, указав, что исполнительный лист, выданный на основании решения Ухтинского городского суда по административному делу <Номер обезличен>, на исполнение в Минфин России не поступал.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон №68-ФЗ) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Положения статей 187, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для случаев немедленного исполнения судебного акта устанавливает правило, согласно которому исполнительный лист выдается судом после принятия такого судебного акта.

В силу части 3.1 этой же статьи исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией соответствующего судебного акта направляется судом в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством исполнять решение о присуждении компенсации, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума №11) разъяснено, что для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5).

Из приведенных норм права и разъяснений относительно их применения следует, что немедленное исполнение решения о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении означает выдачу и направление судом исполнительного листа в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством исполнять судебный акт, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме, и исполнение данного решения соответствующим органом с соблюдением порядка, установленного главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как указано в пунктах 40, 46 постановления Пленума №11, при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 55 постановления Пленума №11, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Установлено, что решение Ухтинского городского суда от 4 августа 2021 года по административному делу <Номер обезличен> принято в окончательной форме 18 августа 2021 года. В тот же день выдан исполнительный лист серии ...<Номер обезличен>, предусматривающий взыскание в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере ... рублей. В исполнительном листе содержится указание о том, что судебный акт подлежит немедленному исполнению.

Пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные документы направляются в Минфин России.

Документы, подтверждающие направление судом исполнительного листа в Минфин России, отсутствуют.

В материалах дела <Номер обезличен> имеется сопроводительное письмо, датированное 18 августа 2021 года (л.д.78а), о направлении исполнительного листа серии ...<Номер обезличен> и копии решения суда в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее - Межрегиональное операционное УФК).

Фактически исполнительный лист направлен судом указанному адресату 9 февраля 2022 года, получен им 14 февраля того же года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России <Номер обезличен>, а также ответом Межрегионального операционного УФК от 2 августа 2022 года.

Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года №104-ФЗ) предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата поступивших на исполнение документов взыскателю.

Руководствуясь названными положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Межрегиональное операционное УФК письмом от 16 февраля 2022 года <Номер обезличен> возвратило поступившие на исполнение документы ФИО1 для дальнейшего их направления взыскателем в Минфин России.

Оснований, приведенных в пункте 3.1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем доводы административного истца о том, что документы подлежали возврату в суд, являются несостоятельными.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России <Номер обезличен> письмо Межрегионального операционного УФК, адресованное ФИО1, поступило в почтовое отделение 17 февраля 2022 года, вручено адресату 24 февраля того же года.

Обстоятельство получения взыскателем документов подтверждается отметкой о вручении, выполненной на копии конверта.

Из объяснений административного истца следует, что возвращенные документы находились при нем, в августе 2022 года он направил их на исполнение в Минфин России.

На момент рассмотрения настоящего дела решение суда о присуждении ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не исполнено. Сведений о поступлении документов в Минфин России не имеется.

Общая продолжительность исполнения судебного акта составляет с 19 августа 2021 года (дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме) по 17 августа 2022 года 11 месяцев 29 дней.

Такая длительность исполнения судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, является чрезмерной и не отвечающей требованию разумности.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлены обстоятельства несоблюдения Ухтинским городским судом административного процессуального и бюджетного законодательства при обращении к исполнению решения суда по административному делу <Номер обезличен> (направление исполнительного листа с нарушением срока и в ненадлежащий орган), значительно повлиявшие на длительность исполнения судебного акта (прошло более 6 месяцев до возврата взыскателю документов), то суд приходит к выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено и имеются основания для присуждения компенсации.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что после возвращения документов взыскателю (с 24 февраля 2022 года) обстоятельств, препятствующих самостоятельному направлению их для исполнения в Минфин России, не установлено.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению не истек.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1 постановления Пленума №11).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, введя в правовое регулирование институт присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи с соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, по сути, установил специальный - вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов, - механизм защиты прав на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство (Постановление от 19 июля 2011 года №17-П).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение и его длительность, поведение взыскателя после возврата ему документов, которое также повлекло задержку исполнения судебного акта, что имеет значение для оценки значимости наступивших для него негативных последствий, принципы разумности и справедливости суд считает требуемую административным истцом компенсацию чрезмерной и определяет к присуждению компенсацию в размере 3000 рублей.

Такой размер компенсации является достаточным и адекватным последствиям нарушенного права административного истца на исполнение в разумный срок судебного акта о присуждении ему ... рублей.

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок исполняется за счет средств федерального бюджета Минфином России (часть 2 статьи 5 Закона №68-ФЗ).

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 3000 рублей, с перечислением их на лицевой счет ФИО1 в ФКУ ИК-<Номер обезличен> УФСИН России по Республике Коми, <Адрес обезличен>, ИНН <Номер обезличен>, КПП <Номер обезличен>, счет №<Номер обезличен>, Отделение - ..., УФК по <Адрес обезличен>, БИК <Номер обезличен>, лицевой счет <Номер обезличен>, назначение платежа - компенсация ФИО1.

Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 августа 2022 года.

Судья А.Г. Пешкин