ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-913/2021 от 25.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000472-29

Дело № 3а-913/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А., представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Кудымкарские тепловые сети» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим в части приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года №СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода (далее – нормативы), дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов.

Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 50, том 2, 23 декабря 2019 года, и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 18 декабря 2019 года.

В настоящее время приказ действует в редакциях Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 февраля 2020 года № СЭД-24-02-50-35, от 23 апреля 2020 года № СЭД-24-02-50-81, от 08 июня 2020 года № СЭД-24-03-10-ПР-1, от 02 сентября 2020 года № СЭД-24-02-50-ПР-85, Приказов Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 06 ноября 2020 года № 46-01-06-27, от 25 декабря 2020 года № 46-02-04-72, с изменениями, внесенными решениями Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 года № 3а-70/2021, от 18 мая 2021 года № 3а-101/2021, 3а-1979/2020, от 23 июня 2021 года № 3а-732/2020.

Указанные приказы также опубликованы в установленном законом порядке в официальных печатных изданиях.

ООО «Кудымкарские тепловые сети» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании не действующим со дня принятия приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года №СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в части нормативов, утвержденных для 11 климатического района (городской округ – город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район).

В обоснование требований указал на несоответствие оспариваемых положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Административное исковое заявление поступило в суд 26 июля 2021 года; определением суда от 28 июля 2021 года административное исковое заявление принято к производству суда.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец ООО «Кудымкарские тепловые сети» изменил предмет заявленных требований, в окончательном виде просил признать приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года №СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» (в редакции приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 декабря 2020 года № 46-02-04-72) в части нормативов, утвержденных для 11 климатического района (городской округ – город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район), в отношении: 5-9- этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года постройки; 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года постройки (т. 1 л.д. 227-235).

Представитель административного истца ООО «Кудымкарские тепловые сети» ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения, дополнительных письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Административный ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Определением суда от 25 ноября 2021 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края с согласия административного истца исключено из числа ответчика, привлечено в качестве заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом; от представителя поступило заявление с просьбой рассмотрения дела без их участия.

Определением суда от 11 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».

Заинтересованное лицо ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Определением суда от 22 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора Пермского краевой прокуратуры, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.

Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, отопления, и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее по тексту – Правила № 306).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» оспариваемым административными истцами в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных (жилых) домов, расположенных в 11 климатическом районе.

С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 года № 605-п «Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг», указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 года № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года № 630-п «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края», действующих в редакциях на дату принятия оспариваемого приказа в части, суд пришел в выводу, что приказ от 16 декабря 2019 года №СЭД-24-02-46-149 принят уполномоченным на дату его принятия органом – Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается.

При этом суд считает необходимым отметить, что с 1 ноября 2020 года функции рассматриваемой в сфере переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края, которое является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, следовательно, обязательным субъектом в настоящее время в данном публичном правоотношении является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Так, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода (далее – нормативы), дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов.

Указанным приказом утверждены нормативы, в том числе, для 11 климатического района (городской округ – город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район), для многоквартирных и жилых домов, дифференцированных по количеству этажности (1 этажные, 3-4 этажные, 5-9 этажные многоквартирные жилые дома), по году постройки (до 1999 года постройки включительно, либо после 1999 года постройки) и по группам многоквартирных и жилых домов (многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича; многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов), в том числе, оспариваемые:

для 5-9- этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года постройки составил 0,0230 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года постройки составил 0,0152 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц

Норматив для 5-9- этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года определен методом аналога, а норматив для 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года – расчетным методом.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Кудымкарские тепловые сети» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 11 климатическом районе на территории Пермского края.

Таким образом, административный истец являются субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в части нормативов для 11 климатического района.

Административный истец, полагая, что установленные административным ответчиком оспариваемые нормативы для 11 климатического района, определенные как аналоговым методом, так и расчетным методом, приняты с нарушением Правил № 306, в связи с чем он обратился в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным правилам.

Пунктами 13, 19 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).

Как отмечено выше, норматив для 5-9-этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года определен методом аналога.

Пунктом 31 Правил № 306 предусмотрено, что определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32 (2) Правил № 306.

По мнению суда, административным ответчиком нарушен порядок измерений и снятия показаний приборов учета в домах, предварительно выбранных для расчета норматива, в силу следующего.

Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306).

Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

По смыслу пунктов 37 и 38 Правил № 306 названный план содержит сведения, устанавливающие сроки проведения мероприятий по снятию показаний приборов учета в домах из сформированного объема выборки.

Между тем, судом установлено, что план, предусмотренный пунктом 36 Правил № 306, не составлялся. Сведений о том, что снятие показаний приборов учета производилось в сроки, установленные в пункте 37 названных правил, административным ответчиком в материалы дела не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпункта «е» пункта 38 Правил № 306.

Следует отметить, что представитель административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2 в судебном заседании подтвердила, что по имеющимся у нее данным, не осуществлялось снятия показаний приборов учета при установлении нормативов. Суд отмечает, что данные о показаниях приборов учета были предоставлены ресурсоснабжающими организациями не на текущие даты, в соответствии с утвержденным Планом проведения измерений и снятия показаний приборов учета, а по архивным данным, хранящимся у ресурсоснабжающих организациях. При этом административному ответчику не известно о том, когда эти показания были сняты сторонними организациями, в каком порядке и при каких обстоятельствах. Сведения о показаниях приборов учета, предоставленные ресурсоснабжающими организациями министерству, также отсутствуют в материалах дела.

То обстоятельство, что у административного ответчика не имелось времени для составления плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета, не является поводом для нарушения порядка определения нормативов методом аналогов.

В данном случае, одним из главных показателей для определения норматива указанным методом является показания приборов учета. Их снятие в нарушении предусмотренного порядка влечет недостоверность указанных сведений, и как следствие, определенный методом аналогов норматив не может расцениваться, как рассчитанный с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по формуле 5 приложения № 1 к Правилам № 306, составляющими показателями которой являются суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал); общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м); период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.

При этом орган регулирования не устанавливал фактические даты начала и окончания отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в котором производилось снятие показаний приборов учета. Между тем, указанное обстоятельство является существенным для определения норматива методом аналогов, поскольку показания приборов учета снимаются в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода (подпункт «б» пункт 37 Правил № 306).

Установив указанные нарушения пунктов 37, 38 Правил № 306 при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 5-9- этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в данной части.

Между тем, проанализировав представленные доказательства, суд не усматривает нарушений со стороны административного ответчика при включении домов в выборку и порядок определения выборки.

Учитывая выявленные судом нарушения в порядке определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 5-9- этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года, отсутствие нарушений в части включения домов в выборку и порядок определения выборки, не свидетельствует о законности определенного с нарушением норматива.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года определен расчетным методом.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к настоящим Правилам (пункт 43 Правил).

Тем самым, расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.

Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели: Qо - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м); nот - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

Согласно формуле 19 показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), а также показателей tвн (температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома), tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), ttро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления), количественные значения которых и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил № 306.

Также в формуле 19 используются значения nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.

Пунктом 20 Правил № 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qуд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).

По результатам исследования и оценки, представленных административным ответчиком расчетов, суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода использовались недостоверные значения ряда показателей.

Переменными значениями в данных формулах, в частности, являются значения tсро, определяющее среднесуточную температуру наружного воздуха за отопительный период; tвн - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C); tро - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C); nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.

Согласно пункту 2 Правил 306 количественные значения показателей tвн, tсро, tро и nо по существу являются климатическими условиями.

В расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года на территории 11 климатического района Пермского края административный ответчик использовал показатель tсро равный минус 4,7°C, показатель tро равный минус 24°C, а показатель tвн равный 18 °C.

Показатель tвн для расчета норматива установлен равным 18 °C, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», как нормативная температура воздуха в жилых помещениях.

Между тем показатели tсро, tро подлежат определению в соответствии с пунктом 44 Правил № 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется, исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; а расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены «СНиП 23-01-99*. Строительная климатология», введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 года № 45.

СНиП 23-01-99 предусматривают климатические параметры холодного периода года только по 4 населенным пунктам Пермского края: Бисер, Ножовка, Пермь, Чердынь (таблица 1*).

Из пункта 1.2* СНиП 23-01-99 усматривается, что в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Для пунктов, не указанных в таблицах, расположенных в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ и в местностях с абсолютной отметкой более 500 м, а также удаленных от метеостанций более чем на 100 км, климатические параметры следует определять по данным НИСФ РААСН, Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова или территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.

Таким образом, в силу прямого указания пункта 44 Правил климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период и расчетной температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Из буквального толкования названного пункта следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, только в отсутствие, которых расчет температуры может быть осуществлён, исходя из параметров ближайшего населенного пункта.

При таких обстоятельствах, климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Тем самым, из пункта 44 Правил № 306 следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, только в отсутствие, которых расчет температуры может быть осуществлён, исходя из параметров ближайшего населенного пункта.

Судом установлено, что метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении них могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период, что подтверждается отчетом от 12 августа 2019 года, выполненным ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».

При расчете норматива административным ответчиком, как установлено судом, использовались данные, содержащиеся в отчете от 12 августа 2019 года, выполненном ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», путем сопоставления таблиц 4.5 и 4.6 Отчета. Согласно которым, среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (tсро) в 11 климатическом районе составила минус 4,7°C, а расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (tро) составила минус 24°C.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что министерство при расчете нормативов не использовало данные органов гидрометеорологической службы, поскольку полагало достаточным использования данных, приведенных в отчете, поскольку они составлены на основании данных органов гидрометеорологической службы.

Суд не может согласиться с указанной позицией административного ответчика, поскольку данные, представленные в отчете, являются расчетными, и получены с целью определения климатических районов на территории Пермского края, объединяющих районы Пермского края по аналогичным климатическим условиям. Данный отчет не подлежал использованию в целях определения показателей среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро) и расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (tро), поскольку Правила предусматривают приоритетное использование сведений органов гидрометеорологической службы. То обстоятельство, что университет при определении климатических районов мог использовать данные органов гидрометеорологической службы, не освобождает административного ответчика от специального получения названных сведений от органов гидрометеорологической службы, поскольку согласно тексту отчета, полученные данные подверглись математическому анализу в целях определения климатических районов и получения усредненных показателей. При этом указанные в отчете данные о температуре в 11 климатическом районе не соответствуют справке Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 29 августа 2019 года № 2222, приложенной к отчету.

Так, к отчету приложена справка Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ «Уральское УГМС» от 29 августа 2019 года № 2222, согласно которой приведены данные среднесуточной температуры воздуха за последние 5 отопительных периодов, а также средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки, средняя продолжительность отопительного периода по 6 метеостанциям (Вая, У-Черная, Чермоз, Кын, ФИО3, ФИО4), однако только две метеостанции (Чермоз и ФИО3), из числа приведенных, регистрирует климатические условия в 11 климатическом районе. Судом установлено, что значения, приведенные в указанной справке по двум метеостанциям, не были использованы при определении норматива.

Исходя из анализа сведений, поступивших из органов гидрометеорологической службы и отчета университета, суд приходит к выводу, что значения температуры в 11 климатическом районе, являются различными, причем, температура в 11 климатического района по данным органов гидрометеорологической службы является ниже, чем температура, указанная в отчете. Данное обстоятельство, по мнению суда, указывает на то, что в приведенные показатели температуры в отчете, подлежали использованию лишь для определения климатических районов, а не использование их в непосредственном расчете норматива.

Анализ данных, содержащихся в оспариваемом приказе, показывает, что в некоторых случаях нормативы для населенных пунктов, расположенных в климатических зонах с более благоприятными климатическими условиями, значительно превышают нормативы, установленные для более холодных климатических зон, при том, что нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление этих домов, безусловно, должен иметь обратную зависимость.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности использования административным ответчиком в качестве показателей tсро, tро данных, содержащихся в отчете университета.

Кроме того, переменным значением в данных формулах, в частности, является значение nо, то есть продолжительность отопительного периода.

Из формулы 19 Приложения 1 Правил № 306 следует, что значение nо, то есть продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.

В расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных и жилых домах на территории 13 климатического района Пермского края административный ответчик использовал показатель nо, равный 225 суткам. Указанный показатель также определен административным ответчиком исходя из сведений, содержащихся в отчете университета.

Между тем, по аналогии значение nо (количество суток в отопительном периоде, когда среднесуточная температура наружного воздуха была 8 °C и ниже), которое уточняет значение показателя nот (количество месяцев в отопительном периоде), также должно определяться на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд в соответствии с пунктом 44 Правил №306 с одной и той же станции метеонаблюдения, что и для показателя tсро, поскольку в противном случае (в случае использования разных источников) не будет обеспечена достоверность и актуальность этих значений.

Таким образом, допустимость расчетов климатических параметров, а – значения tсро, tро, nо, на основании отчета университета, исключается предписаниями, содержащимися в пункте 44 Правил № 306, из которых следует, что единственным компетентным органом, который обладает необходимыми полномочиями для определения среднеарифметического значения средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период, а также продолжительности периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже, являются только органы гидрометеорологической службы, учитывая при этом то обстоятельство, что у органов гидрометеорологической службы имеется информации о данных климатических параметрах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерности использования административным ответчиком в качестве показателей продолжительности отопительного периода значения nо, равного 225 суткам, исходя из сведений, содержащихся в отчете. При этом суд отмечает, что административный ответчик не анализировал и не устанавливал продолжительности отопительного периода по сведениям органов гидрометеорологической службы.

Установив указанные нарушения Правил № 306 при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года постройки, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований также в данной части.

Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта права административных истцов не нарушают, находятся в неустранимом противоречии с исследованными судом доказательствами. Административный истец является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 11 климатическом районе на территории Пермского края, осуществляют расчеты с потребителями на основании оспариваемых нормативов. Административный истец оспаривает нормативный правовой акт только в той части, в которой он непосредственно затрагивает его права.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам № 306, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующими нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года постройки; 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года постройки, расположенных в 11 климатическом районе (городской округ – город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район) на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 декабря 2020 года № 46-02-04-72.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Кудымкарские тепловые сети» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 5-9-этажных многоквартирных жилых домов со стенами и камня и кирпича до 1999 года постройки; 4-5-этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня и кирпича после 1999 года постройки, расположенных в 11 климатическом районе (городской округ – город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район) на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25 декабря 2020 года № 46-02-04-72.

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья