Дело № 3а-914/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 30 июля 2020 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике судьи Цыганковой Е.В.
с участием прокурора Пермского края Меньтиной А.С.
представителя общества с ограниченной ответственностью «Заря» ФИО1,
представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Заря» к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункта 1859 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункта 4299 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Заря» (далее – ООО «Заря», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края, в котором с учетом уточненных требований просит признать недействующими со дня принятия пункт 1859 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - постановление № 756-п); пункт 4299 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - постановление № 874-п).
В обоснование заявленных требований общество указывает, что Правительством Пермского 29 ноября 2018 г. и 28 ноября 2019 г. приняты постановления № 756-п и № 874-п, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 и 2020 г.г. (далее - Перечень на 2019 г. и Перечень на 2020 г.).
Указанные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края»», вступили в силу.
В пункт № 1859 Перечня на 2019 г. и в пункт 4299 Перечня на 2020 г. включено трехэтажное административное нежилое здание общей площадью 1145, 3 кв.м с кадастровым номером: **:2188, расположенное по адресу: <...>, которое принадлежит обществу на праве собственности с мая 2019 г.
Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в Перечень на 2019 г. и на 2020 г. не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).
Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, общей площадью 132 805 кв.м по адресу: <...>.
Вышеуказанное здание представляет собой здание производственного назначения, изначально использовалось в качестве здания проходной.
Согласно техническому паспорту объекта недвижимости здание не имеет помещений, предназначенных для размещения объектов торговли, бытового обслуживания, офисных помещений, имеет производственное назначение. В настоящее время фактически здание не используется в данных целях, пустует.
Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы общества, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.
Представитель ООО «Заря» требования поддерживает.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края требования не признает.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформированы Перечни на 2019 г. и 2020 г. и Правительством Пермского края утверждены в постановлениях №756-п и № 874-п.
Таким образом, постановления № 756-п и № 874-п изданы Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликованы (обнародованы), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу Губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемых Перечней) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений № №756-п, 874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечни.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Зданий в оспариваемые Перечни на 2019-2020 гг.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, обществу с ограниченной ответственностью «Заря» на праве собственности принадлежит нежилое трехэтажное административное здание с кадастровым номером: **:2188 общей площадью 1145,3 кв.м по адресу: <...>, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером **:188 площадью 94044 кв.м по адресу: <...>, имеющим вид разрешенного использования: «строительная промышленность», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на объект недвижимости (л.д. 18, 89-90).
Из пояснений представителя административного истца и представленных выписок из Единого государственного реестра прав на объект недвижимости следует, что до 20 ноября 2019 г. вышеуказанный объект недвижимого имущества располагался на земельном участке с кадастровым номером: **:19 по адресу: <...> площадью 132805+/-637,7 кв.м, имеющим вид разрешенного использования: «для размещения производственной базы», который в ноябре 2019 г. был разделен.
Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 30.06.2020 г. на запрос суда земельный участок с кадастровым номером: **:19 снят с государственного кадастрового учета 20.11.2019., по состоянию на 29.11.2018 г. и 28.11.2019 г. имел вид разрешенного использования: «для размещения промышленной базы» (л.д. 84-85).
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером: **:19 административное здание с кадастровым номером: **:2188 общей площадью 1145,3 кв.м по адресу: <...> в настоящее время располагается на земельном участке с кадастровым номером **:188 с видом разрешенного использования: «строительная промышленность».
В возражениях на административное исковое заявление Правительство Пермского края указывает, что основанием для включения объекта недвижимости с кадастровым номером: **:2188 в Перечни на 2019 г. и 2020 г. послужило его наименование: административное здание, что позволяло его отнести к зданию, предназначенному для использования в целях административного назначения.
Между тем, положениями статьи 378.2 НК РФ наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром.
Из содержания технического паспорта, составленного Межрайонным бюро технической инвентаризации следует, что нежилое здание с кадастровым номером: **:2188 площадью 1145,3 кв.м имеет назначение: проходная, состоит из трех этажей ( л.д. 26-32).
Первый этаж здания включает в себя следующие помещения: проходные, кабинеты вахтера, бюро пропусков, кабинеты пожарной охраны, бытовое помещение, санузлы, тамбуры, кабинеты начальников ПО, диспетчерские, конторское помещение, помещение центральной табельной, кассу, парикмахерскую (общая площадь по первому этажу 379, 3 кв.м.).
Второй этаж здания состоит из коридора, приемной, кабинетов ВУС, ВЛКСМ, парткома, мастера, производственного отдела, санузлов, шкафов, подсобных хозяйств (общая площадь по второму этажу 376, 6 кв.м.).
На третьем этаже располагаются зубные кабинеты, здравпункт, процедурный кабинет, бытовое помещение, кабинет гинеколога, санузлы, моечная, учебный класс, физкабинеты, кабинет ЛФК (общая площадь по третьему этажу 389, 4 кв.м.).
Таким образом, назначение здания и наименование расположенных в нем помещений не предусматривают размещение в нем офисов, а равно торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия Перечней в установленном законом порядке не проводилось.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Правовое значение имеет вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание. В рассматриваемом случае, как вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: **:19, на котором располагалось здание до 20 ноября 2019 г., то есть по состоянию на 29 ноября 2018 г. – для размещения производственной базы, так и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:188, на котором здание располагалось по состоянию на 28 ноября 2019 г. - строительная промышленность, не предполагают размещение на них объектов в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств обратного Правительством Пермского края не представлено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу Здания условиям, установленным ст. 378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в Перечень на 2019 г. и 2020 г., в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия оспариваемых постановлений.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Факт уплаты государственной пошлины в размере 9000 руб. подтверждается платежным поручением № 49 от 20 мая 2020 г.(л.д. 11).
В связи с тем, что заявленное административным истцом требования судом удовлетворено, расходы, понесенные ООО «Заря» по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей, подлежат взысканию в пользу общества с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Заря» удовлетворить.
признать недействующим со дня принятия пункт 1859 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 4299 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Заря» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 9 000 (девять тысяч) рублей 00 копеек.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2020 г.
Судья