Дело № 3а-91/16Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Владивосток 24 мая 2016 года
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
с участием прокурора Познер И.А.
при секретаре Деменевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Недодина ФИО6 к Думе городского округа Большой Камень, заинтересованное лицо Администрация городского округа Большой Камень о признании решения Думы городского округа ЗАТО Большой Камень № 420 от 14 января 2010 года об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Большой Камень не действующим в части
у с т а н о в и л:
Недодин С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе городского округа Большой Камень, указав в обоснование заявленных требований, что он на основании договора дарения от 7 июня 2012 года, является собственником части индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, 1938 года постройки, общей площадью 28 кв.м., жилой площадью 12,9 кв.м. С июля 2012 года он (административный истец) занялся оформлением прав на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом. 2 августа 2012 года Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень вынесено постановление №, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории № под эксплуатацию части индивидуального жилого дома, а постановлением № от 7 сентября 2012 года изменено разрешенное использование земельного участка с земель «для иных целей» на «под эксплуатацию части индивидуального жилого дома». Постановлением Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень № от 6 ноября 2013 года утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1383 кв.м. для использования в целях эксплуатации части индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Указанные постановления не отменены, являются действующими, в связи с чем, Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень обязана передать ему (административному истцу) указанный земельный участок. 30 июля 2015 года на земельный участок, на котором расположен жилой дом, выдан кадастровый паспорт, спорному земельному участку присвоен кадастровый номер №. Однако, ему (административному истцу) было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации на него права собственности с ссылкой на то, что земельный участок располагается в территориальной зоне зеленых насаждений Р 6. Согласно Приложения № 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденных решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года № 420, земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объектов производственного значения IV-V класса по санитарной классификации, в связи с чем размещение жилой зоны на данной территории невозможно. Считает, что нарушаются его права на пользование, владение и распоряжение земельным участком. На его обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень 23 ноября 2015 года дан ответ, из которого следует, что в настоящее время вновь разрабатывается и утверждается генеральный план городского округа Большой Камень и принимается решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Большой Камень, планируется изменить назначение территориальной зоны, в котором расположен спорный земельный участок на жилую зону и указан срок внесения изменений: июнь-август 2016 года. Полагая, что вопрос о переводе земельного участка из одной территориальной зоны в другую затягивается, просит суд признать недействующим решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень № 420 от 14 января 2010 года об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Большой Камень в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в территориальную зону Р 6.
До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию городского округа Большой Камень.
Недодин С.П. и его представитель ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Думы городского округа Большой Камень в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил письменные возражения на административный иск, в которых указал, что Правила землепользования и застройки утверждены решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года в соответствии с Генеральным планом городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденным решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 28 июня 2007 года № 37, согласно которому земельный участок <адрес> отнесен к рекреационной зоне Р 6 (зона зеленных насаждений специального назначения). Исходя из норм Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на развитие, то есть изменение в будущем территорий, а не на фиксацию сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Полагает, что Правила землепользования и застройки не нарушают прав собственника части жилого дома на использование земельного участка, что Правила соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Довод административного истца о том, что Дума городского округа ЗАТО Большой Камень признает факт нарушения его прав землепользования не соответствует действительности, так как Недодин С.П. не обращался в Думу городского округа ЗАТО Большой Камень. Ссылка административного истца на положения статьи 28 Земельного кодекса РФ не состоятельна, поскольку она утратила силу 1 января 2015 года.
Представитель Администрации городского округа Большой Камень в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставил письменные пояснения, указав, что Администрацией в настоящее время разрабатывается проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Большой Камень, в частности изменения территориальной зоны Р 6, в которой расположен спорный земельный участок, на территориальную зону Ж 1-А, что доведено до сведения Недодина С.П.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворения, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из содержания пунктов 17, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что при рассмотрении такой категории дел суду надлежит выяснять какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью; в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя; каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть; полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта был нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и части 20 статьи 14 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1). Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4).
Дума городского округа Большой Камень является представительным органом местного самоуправления (статья 19 Устава городского округа Большой Камень).
Решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года № 420 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, которые опубликованы в газете «ЗАТО» 26 января 2010 года № 5 (756), 2 февраля 2010 года № 7 (758).
Настоящие Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень действуют в редакции изменений, внесенных решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 26 мая 2011 года № 645 (опубликовано в газете «ЗАТО» 7 июня 2011 года № 41-45 (894-898), решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 31 июля 2014 года № 256 (опубликовано в газете «ЗАТО» 12 августа 2014 года № 31(п) (1155), 19 августа 2014 года № 32(п) (1156).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой городского округа ЗАТО Большой Камень соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие муниципального нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года № 420 в данной части не оспаривалось.
Согласно материалам дела ФИО1 на основании договора дарения от 7 июня 2012 года, на праве собственности принадлежит часть жилого дома, назначение: жилое, общая площадь 28 кв.м., этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 10 июля 2012 года.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю 30 июля 2015 года, жилой дом, по адресу: <адрес>, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 2 августа 2012 года № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории № общей площадью 0,15 га (1500 кв.м.), расположенного в городском округе <адрес>, для использования в целях: под эксплуатацию части индивидуального жилого дома.
7 сентября 2012 года Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень издано постановление №, которым изменено разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, <...>, с «для иных целей» на «под эксплуатацию части индивидуального жилого дома».
Постановлением Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 6 ноября 2013 года № внесены изменения в постановление Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 2 августа 2012 года № и пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории № общей площадью 0,1383 га (1383 кв.м.), расположенного в городском округе <адрес>, для использования в целях: эксплуатация части индивидуального жилого дома, являющуюся неотъемлемой частью данного постановления (прилагается).».
В судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком и заинтересованным лицом, что Генеральный план городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденный решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 28 июня 2007 года № 37 (в редакции решения от 25 июля 2013 года № 164), содержит Карту функциональных зон городского округа ЗАТО Большой Камень, из которой следует, что земельный участок, расположенный по адресу:<адрес>, отнесен к рекреационной зоне, а именно к средозащитной буферной функциональной зоне.
Во исполнение требований части 3 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 18, части 3 статьи 31 пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, закрепляющих принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего в себе долгосрочные ориентиры ее развития, перед правилами землепользования и застройки, при установлении территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, территория на которой расположен спорный земельный участок <адрес> отнесена к рекреационной зоне Р 6 (зона зеленых насаждений специального назначения).
Поскольку такой вид разрешенного использования как «под эксплуатацию части индивидуального жилого дома» отсутствует в перечне основных, условно разрешенных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для территориальной зоны Р 6, в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и регистрации права собственности, ФИО1 было отказано.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса РФ предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса РФ наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
При этом в судебном заседании установлено и не оспаривается ФИО1 в административном иске, что 16 декабря 2015 года Администрацией городского округа Большой Камень издано постановление № 1768 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденные решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 января 2010 года № 420, которое доведено до сведения населения путем публикации в газете «ЗАТО» от 29 декабря 2015 года.
Как следует из сообщения Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 19 февраля 2016 года № 03/16-0186, адресованного ФИО1, комиссией по землепользованию и застройке городского округа Большой Камень принято решение о внесении в третьем квартале 2016 года изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Большой Камень в части изменения градостроительных регламентов территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с необходимостью внесения изменений в территориальные зоны Генерального плана, которые планируются проводиться в первом полугодии 2016 года.
Учитывая вышеизложенное суд полагает установленным, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка, его содержание в оспариваемой части не противоречит Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Кроме этого, в силу требований части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из смысла данной нормы следует, что ФИО1 вправе использовать земельный участок с кадастровым номером <адрес> в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования: в целях эксплуатации части индивидуального жилого дома, не смотря на то, что в соответствии с Генеральным планом городского округа ЗАТО Большой Камень и Правилами землепользования и застройки городского округа Большой Камень спорный земельный участок отнесен к рекреационной зоне Р 6 (зона зеленных насаждений специального назначения).
Следовательно, довод административного истца о том, что оспариваемым нормативным актом нарушаются его права на пользование, владение и распоряжение спорным земельным участком, суд не может принять во внимание, поскольку отсутствуют препятствия в использовании ФИО1 земельного участка в соответствии с имеющимся видом разрешенного использования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО6 к Думе городского округа Большой Камень, заинтересованное лицо Администрация городского округа Большой Камень о признании решения Думы городского округа ЗАТО Большой Камень № 420 от 14 января 2010 года об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Большой Камень не действующим в части – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева