ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-91/17 от 25.10.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-91/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клепчи С.Н.,

при секретаре Пономаревой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 октября 2017 г. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,

установил:

представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 31 августа 2017 г. обратилась в Курганский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска указала, что 27 апреля 2004 г. между ФИО1 и Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области был заключен договор № 276-з аренды земельного участка с кадастровым условным номером , расположенного по адресу: <адрес>, для использования под платную стоянку транспорта.

Соглашениями о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 15 декабря 2009 г., 22 апреля 2010 г., 1 июня 2015 г. изменены кадастровый номер участка на , разрешение на условно-разрешенное использование вместо «под платную стоянку автотранспорта» на «для размещения объекта автосервиса», с 1 марта 2015 г. арендодателем стала Администрация г. Кургана.

Кадастровая стоимость земельного участка, согласно кадастровому паспорту земельного участка, составила 8463592,02 руб., тогда как по отчету об определении рыночной стоимости объекта оценки от 4 мая 2017 г., подготовленному независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) Б.М.С., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> по состоянию на 30 декабря 2015 г. составила 2119600 руб. Указала, что из-за завышенного размера кадастровой стоимости земельного участка арендная плата за период с 1 марта 2015 г. по 19 февраля 2017 г. составила 1496347 руб.

В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, ссылаясь на положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просила установить кадастровую стоимость арендуемого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные требования по административному иску поддержала в полном объеме, отчет ИП Б.М.С. не оспаривала, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявила.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области ФИО3 полагал, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку административный истец на момент обращения в суд не представил документ, подтверждающий его право на спорный земельный участок.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области ФИО4 рассмотрение данного спора оставила на усмотрение суда, не оспаривала обоснованность отчета ИП Б.М.С.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана ФИО5 в судебном заседании с административным иском не согласилась, поставила под сомнение выводы оценщика ИП Б.М.С. о рыночной стоимости спорного земельного участка.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежаще.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области ФИО6 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежаще, представила отзыв, в котором указала, что не оспаривает рыночную стоимость спорного земельного участка, однако указывает на не представление административным истцом документа, подтверждающего его право на земельный участок.

В соответствии со ст.ст. 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что на основании договора № 276-з аренды земельного участка от 27 апреля 2004 г. арендодателем Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области предоставлен арендатору ФИО1 земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, под платную стоянку автотранспорта в границах указанных в кадастровом плане участка с кадастровым номером , общей площадью 5757 кв.м.

15 декабря 2009 г. и 22 апреля 2010 г. сторонами подписаны соглашения о внесении изменения в договор аренды земельного участка от 27 апреля 2004 г. № 276-з, в соответствии с которыми изменены кадастровый номер участка из земель населенных пунктов площадью 2074 кв.м на и разрешение на условно-разрешенное использование – вместо «под платную стоянку автотранспорта» на «для размещения объекта автосервиса».

С 1 марта 2015 г. арендодателем указанного земельного участка стала Администрация г. Кургана, что следует из соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 27 апреля 2004 г. № 276-з от 1 июня 2015 г.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями договора -з аренды земельного участка от 27 апреля 2004 г. и соглашений к нему, акта приема-передачи в аренду земельного участка от 27 апреля 2004 г., кадастрового плана земельного участка от 13 февраля 2003 г., кадастрового паспорта земельного участка от 30 декабря 2015 г., выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 мая 2017 г.

В ходе судебного разбирательства представителем административного истца был представлен договор № 275 от 10 октября 2017 г. аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 2094 кв.м, по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией г. Кургана и ФИО1, который зарегистрирован в установленном порядке.

В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 декабря 2016 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определенная по состоянию на 30 декабря 2015 г., и содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 19 декабря 2016 г., составила 8463592,02 руб.

Согласно отчету ИП Б.М.С. от 4 мая 2017 г. № ИП.01.01.17-79 об определении рыночной стоимости объекта оценки – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта, площадь: 2094 кв.м, адрес (местоположение): Российская Федерация, <адрес>, кадастровый номер: , рыночная стоимость земельного участка была определена в размере 2119 600 руб. по состоянию на 30 декабря 2015 г.

31 августа 2017 г. представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 обратилась в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, указывая на нарушение прав ее доверителя, как арендатора указанного земельного участка, поскольку арендная плата за землю и земельный налог рассчитывается, исходя из его кадастровой стоимости, являющейся завышенной.

Обращение представителя ФИО1 в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316.

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Из п.п. 2, 4, 10 указанных Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.

Согласно ч. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспорить физическими лицами результаты определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, сведения в государственный кадастр недвижимости об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: внесены 30 декабря 2015 г.

Таким образом, именно на эту дату (30 декабря 2015 г.) в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка, что согласуется с положением п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку участвующими в деле лицами в установленном законом порядке не оспорены представленные административным истцом результаты оценки по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы участниками процесса не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения по делу судебной оценочной экспертизы, поскольку отчет оценщика ИП Б.М.С. об определении рыночной стоимости объекта оценки – земельного участка отвечает требованиям закона и является допустимым доказательством по делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: равной его рыночной стоимости в размере 2119 600 руб., определенной по состоянию на 30 декабря 2015 г. отчетом оценщика ИП Б.М.С. от 4 мая 2017 г. № ИП.01.01.17-79.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск ФИО1, обратившейся в Курганский областной суд 31 августа 2017 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , общей площадью 2094 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2119 600 руб. по состоянию на 30 декабря 2015 г.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья С.Н. Клепча