ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-91/18 от 18.12.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-91/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года город Орёл

Орловский областной суд в составе

председательствующего судьи Склярука С.А.,

при секретаре Настепанине В.Н.,

с участием представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по доверенности Третьяковой В.Н., заинтересованного лица - Степенева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Орловского района Орловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об оспаривании решения комиссии и исключении кадастровой стоимости земельных участков из сведений Единого государственного реестра недвижимости,

установил:

администрация Орловского района Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление) и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Комиссия) об оспаривании решения Комиссии от <...> июня 2018 года №<...> и исключении кадастровой стоимости земельных участков из сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что вышеназванным решением Комиссии были пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м., расположенных по адресу: <...> и земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> на основании заявления Степенева А.И. и отчета об оценке от <...> марта 2018 г. № <...>, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «<...>».

По мнению административного истца, данное решение Комиссии является незаконным, так как отчёт, явившийся основанием к изменению кадастровой стоимости указанных земельных участков, не отвечает требованиям Федеральных стандартов оценки и не применим при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости. При этом значительное снижение кадастровой стоимости нарушило права и законные интересы административного истца, поскольку повлечет потери бюджета, пополняемого за счет арендных платежей, уплачиваемых крестьянским хозяйством Степенева А.И., размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Просит суд признать незаконным и отменить решение Комиссии от <...> июня 2018 года №<...>, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> в размере <...> рубля, <...> в размере <...> рубля, <...> в размере <...> рублей, <...> в размере <...> рубля, <...> в размере <...> рублей, <...> в размере <...> рублей.

Представитель административного истца - администрации Орловского района Орловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания административный истец извещен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по доверенности Третьякова В.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что решение Комиссии принято на основании предоставленного заинтересованным лицом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, соответствующего требованиям законодательства. Комиссия полномочна, принимать решение о снижении кадастровой стоимости, сомнений относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности у Комиссии не возникло.

Заинтересованное лицо Степенев А.И. против удовлетворения заявленных требований возражал по аналогичным основаниям, указанным представителем вышеназванного административного ответчика.

Представитель административного ответчика - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 данной статьи).

В части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности, содержащая предписания о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусматривает право обжалования в месячный срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обязанность указанной комиссии в семидневный срок с даты поступления заявления направить уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости, а также возможность оспаривания решения комиссии в судебном порядке.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4.05.2012 № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), который регулирует процедурные вопросы работы комиссии.

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.

В Орловской области на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.11.2012 N П/548 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области.

В соответствии с пунктом 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.

В судебном заседании установлено, что между администрацией Орловского района Орловской области и крестьянским хозяйством Степенева А.И. заключен договор аренды земли № <...> от <...> 2014 г., по которому последнему предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: <...> с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м., категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> (т. 1 л.д. 133-136).

Также <...> 2015 г. между администрацией Орловского района Орловской области и крестьянским хозяйством Степенева А.И. заключен договор аренды земли № <...>, по которому последнему предоставлен земельный участок, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...> категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> (т. 1 л.д. 136-139).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области <...> апреля 2018 г., в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года №436 по состоянию на 1 мая 2014 года была установлена кадастровая стоимость указанных земельных участков в следующих размерах: кадастровый номер <...><...> рублей <...> копеек, кадастровый номер <...><...> рубля <...> копеек, кадастровый номер <...><...> рубля <...> копейки, кадастровый номер <...><...> рублей <...> копеек, кадастровый номер <...><...> рублей <...> копейки, кадастровый номер <...><...> рублей <...> копейки (т. 1 л.д. 140-142)

<...> мая 2018 г. Степенев А.И. обратился в Комиссию с целью пересмотра указанной кадастровой стоимости путем её установления в размере рыночной стоимости данных земельных участков.

Решением Комиссии от <...> июня 2018 г. № <...> заявление Степенева А.И. удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере его рыночной стоимости <...> рубль, с кадастровым номером <...> установлена в размере его рыночной стоимости <...> рубля, с кадастровым номером <...> установлена в размере его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номером <...> установлена в размере его рыночной стоимости <...> рубля, с кадастровым номер <...> установлена в размере его рыночной стоимости <...> рублей, с кадастровым номер <...> установлена в размере его рыночной стоимости <...> рублей по состоянию на 1 мая 2014 г. на основании отчета об оценке от <...> марта 2018 г. № <...>, составленного обществом с ограниченной ответственностью «<...>» (т. 1 л.д. 8-10).

Из предоставленных суду доказательств, следует, что, принимая оспариваемое решение, Комиссия установила, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям законодательства, а именно положениям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. В связи, с чем Комиссия пришла к выводу об удовлетворении заявления Степенева А.И. и изменении кадастровой стоимости.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для выяснения вопроса о соответствии предъявляемым требованиям отчёта об оценке рыночной стоимости № <...> от <...> марта 2018 г., составленного обществом с ограниченной ответственностью «<...>», Орловским областным судом по ходатайству представителя административного истца было назначено проведение судебной экспертизы Общероссийской общественной организацией «<...>».

Согласно выводам эксперта <...> А.Ю., содержащимся в заключение № <...> от <...> ноября 2018 г., в представленном отчете отсутствуют нарушения требований федеральных стандартов оценки и Закона об оценочной деятельности, влияющие на полученный результат рыночной стоимости оцениваемых объектов. В частности, эксперт пришел к выводу о том, что выявленные при проведении экспертизы нарушения, не являются существенными, не влияют на выводы о величине стоимости объекта, не вводят в заблуждение пользователей отчета об оценки, а информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной и проверяемой.

Эксперт указывает, что представленный на судебную экспертизу отчет об оценке № <...> от <...> марта 2018 г., составленный обществом с ограниченной ответственностью «<...>», соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2015, а также, что оцениваемые объекты соответствуют заданию на оценку, в связи, с чем выводы сделанные экспертом-оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными.

Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее проведение поручалось выбранному судом эксперту, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

Оценив указанное заключение эксперта по правилам ст. 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его достоверным доказательством, которое может быть положено в основу решения.

При этом доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не предоставлено.

Так, в качестве такого доказательства не может рассматриваться представленная административным истцом рецензия на вышеуказанный отчет об оценке, выполненная оценщиком <...> А.М., поскольку суду не представлено доказательств того, что к компетенции данного лица отнесено, в том числе, проведение экспертиз отчетов об оценке.

Ходатайств о назначении по административному делу повторной или дополнительной судебной экспертизы участниками процесса заявлено не было.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что положенный в основу оспариваемого решения Комиссии отчет об оценке рыночной стоимости № <...> от <...> марта 2018 г., составленный обществом с ограниченной ответственностью «<...> в отношении спорных земельных участков, является применимым для целей изменения установленной кадастровой стоимости, а решение Комиссии от <...> июня 2018 г. № <...> об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - законным.

Нарушений Комиссией иных требований Закона об оценочной деятельности и вышеуказанного Порядка при принятии оспариваемого решения при рассмотрении настоящего административного дела также не установлено.

При таких обстоятельствах заявленные административным истцом требования не могут быть признаны обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления администрации Орловского района Орловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об оспаривании решения комиссии и исключении кадастровой стоимости земельных участков из сведений Единого государственного реестра недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 24 декабря 2018 года.

Председательствующий судья С.А. Склярук