ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-91/19 от 25.07.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-91/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 25 » июля 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием представителей АО «Оборонэнерго» ФИО1 и ФИО2, представителей управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО3 и ФИО4, представителя АО «ДРСК» ФИО5, прокурора отдела прокуратуры Амурской области Петренко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Оборонэнерго» к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

АО «Оборонэнерго» обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 21 декабря 2018 года управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – управление) принят приказ № 170-пр/э, которым внесены изменения в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 декабря 2014 года № 183-пр/э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций и установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Амурской области». 26 декабря 2018 года управлением принят приказ № 178-пр/э, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год, поставляемой прочим потребителям. Из представленных в ходе ежегодной корректировки на 2019 год АО «Оборонэнерго» предложений об установлении тарифов следовало, что расчет величины текущего налога на прибыль был произведен с учетом величины налога на прибыль по регулируемым видам деятельности, прочим производственным услугам, которая соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженная в налоговой декларации по налогу на прибыль. Определив размер расходов общества на уплату налога на прибыль на 2019 год исходя из расходов на оплату налога, связанного с утвержденной инвестиционной программой общества, а не из величины текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных обществом в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (далее – ПБУ 18/02), утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 114н, управлением нарушены принципы и методы регулирования цен и тарифов в электроэнергетике. Полагает необоснованным отказ во включении в тарифы предложенных обществом расходов на корректировку необходимой валовой выручки (далее – НВВ) по налогу на прибыль за 2017 год в размере <данные изъяты> тыс. руб., рассчитанной на основании разницы между размером налога на прибыль, фактически уплаченного в бюджет Амурской области за 2017 год, и размером налога на прибыль, включенного управлением в НВВ общества на 2017 год. Размер текущего налога на прибыль за 2017 год по АО «Оборонэнерго» в целом определен обществом в соответствии со статьями 246, 288 НК Российской Федерации, пунктами 20, 21 ПБУ 18/02 и включает: 1) по виду деятельности «передача электрической энергии»: сумму условного расхода (-<данные изъяты> тыс. руб.), постоянные налоговые обязательства (<данные изъяты> тыс. руб.), изменения отложенных налоговых активов (<данные изъяты> тыс. руб.), изменения отложенных налоговых обязательств (<данные изъяты> тыс. рублей); размер текущего налога на прибыль по виду деятельности «передача электрической энергии» составил <данные изъяты> тыс. руб.; 2) по виду деятельности «технологическое присоединение»: сумму условного расхода (<данные изъяты> тыс. руб.), постоянные налоговые обязательства (<данные изъяты> тыс. руб.), изменения отложенных налоговых активов (<данные изъяты> тыс. рублей), изменения отложенных налоговых обязательств (<данные изъяты> тыс. руб.); размер текущего налога на прибыль по виду деятельности «технологическое присоединение» составил <данные изъяты> тыс. руб. Расчет размера налога на прибыль по регулируемым видам деятельности общества, приходящегося на обособленное подразделение – РЭС «Амурский» составил <данные изъяты> тыс. руб. (величина налога на прибыль по регулируемому виду деятельности передача электрической энергии, приходящаяся на обособленное подразделение <данные изъяты> тыс. руб., и величина налога на прибыль по регулируемому виду деятельности технологическое присоединение, приходящаяся на обособленное подразделение <данные изъяты> тыс. руб.). Считает, что оспариваемыми нормативно-правовыми актами управление, включив в необходимую валовую выручку АО «Оборонэнерго» на 2019 год налог на прибыль на 2019 год в размере <данные изъяты> тыс. руб., а также скорректировав необходимую валовую выручку по налогу на прибыль за 2017 год в размере «- <данные изъяты>» тыс. руб., нарушил принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, вследствие чего, установил экономически не обоснованный объем финансовых средств (НВВ), необходимых юридическому лицу для осуществления регулируемой деятельности в течение 2019 года на территории Амурской области, и, тем самым, не обеспечил экономическую обоснованность затрат в установленном обществу тарифе на 2019 год. В дополнениях также административный истец указал, что исходя из положений законодательства, регулирующих спорные отношения, исчисление налога на прибыль должно быть произведено по юридическому лицу в целом, а не по обособленному подразделению. Налогооблагаемая база в результате деятельности по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям за 2017 год по АО «Оборонэнерго» является положительной, убыток отсутствует. На основании изложенного, административный истец просил признать недействующими строку 5 Приложения № 1 к приказу управления от 21 декабря 2018 года № 170-пр/э «О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от 19.12.2014 № 183-пр/э, от 26.06.2015 № 75-пр/э» в части установления АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Дальневосточный» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь в размере <данные изъяты> руб., строку 5 Приложения № 2 к приказу управления от 21 декабря 2018 года № 170-пр/э «О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от 19.12.2014 № 183-пр/э, от 26.06.2015 № 75-пр/э», строку 6 Таблицы 1 Приложения № 1 к приказу управления от 26 декабря 2018 года № 178-пр/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год»; обязать управление принять новые нормативные акты; взыскать государственную пошлину.

В письменных возражениях представитель правительства Амурской области ФИО3 выразила несогласие с заявленными требованиями. Указала, что оспариваемые положения приказов приняты управлением в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Рассчитанный обществом налог на прибыль не обоснованно отнесен на регулируемые виды деятельности (передача электрической энергии и технологическое присоединение), в связи с отрицательным финансовым результатом от осуществляемых видов деятельности по Амурской области. При расчете налога на прибыль на 2019 год управлением были учтены обоснованные обществом расходы на оплату налога на прибыль, связанного с утвержденной инвестиционной программой филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» (реализуемый за счет прибыли) в размере <данные изъяты> тыс. руб., с учетом нулевого налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированным по данным бухгалтерского учета за 2017 год, что соответствует требованиям пункта 20 Основ ценообразования.

В судебном заседании представители АО «Оборонэнерго» ФИО1 и ФИО2 настаивали на заявленных требованиях.

В судебном заседании представители управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО3 и ФИО4 просили отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель АО «ДРСК» ФИО5 в судебном заседании оставила разрешение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, АО «Оборонэнерго» осуществляет на территории Амурской области деятельность в сфере передачи электрической энергии. Данный вид деятельности в силу Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» подлежит тарифному регулированию.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 декабря 2014 года № 183-пр/э установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Амурской области.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 июня 2015 года № 75-пр/э установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Амурской области.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 декабря 2018 года № 170-пр/э в указанные приказы внесены изменения.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 декабря 2018 года № 178-пр/э установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год, поставляемой прочим потребителям.

В рамках настоящего дела административный истец оспаривает данные приказы, считая установленную необходимую валовую выручку, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Амурской области и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год не соответствующими принципу экономической обоснованности, ссылаясь при этом на необходимость учета при определении НВВ затрат по налогу на прибыль, корректировки неподконтрольных расходов по налогу на прибыль по итогам деятельности.

Поскольку оспариваемые приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является АО «Оборонэнерго», данная организация была вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (статья 1).

В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Федерального закона к числу общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики относится:

соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;

учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);

учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов;

обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;

обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В силу пунктов 1.1, 3.4 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (утв. постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 г. № 491) управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.

К полномочиям управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в пределах компетенции, подписаны уполномоченным должностным лицом, опубликованы на официальном сайте управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, что не оспаривается административным истцом в рамках настоящего дела.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В силу пунктов 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.

Из документов, представленных управлению сетевой организацией при установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, усматривается, что согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год филиалом Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» зачислен налог на территории Амурской области в размере доли <данные изъяты> от суммы налога на прибыль в целом по юридическому лицу - <данные изъяты> тыс. руб., что составляет <данные изъяты> тыс. руб., в том числе в бюджет Амурской области 85 % или <данные изъяты> тыс. руб.

Распределение прибыли, приходящейся на территорию Амурской области, по расчету общества, определено как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизированного имущества на территории Амурской области в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизированного имущества в целом по Обществу.

Обществом произведено распределение налога на прибыль по видам деятельности в целом по юридическому лицу пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности. С учетом данных финансовой отчетности общества прибыль (убыток) до налогообложения за 2017 год составила по передаче электрической энергии -<данные изъяты> тыс. руб., по технологическому присоединению <данные изъяты> тыс. руб., что отражено в «Отчете о финансовых результатах» за 2017 год (таблица 1).

Между тем, из указанных материалов следует, что в составе необходимой валовой выручки (и тарифов) обществом учтен налог, относящийся не только к регулируемой деятельности по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, но и к прочим видам деятельности в тех случаях, когда в соответствующих обособленных подразделениях организации по ним имеется положительный финансовый результат, что противоречит установленным частью 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» принципам определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) и обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Согласно пункту 4.3.Устава Акционерного общества «Оборонэнерго» одним из основных видов деятельности является передача и распределение электрической энергии. В этой связи распределение величины суммы налога на прибыль АО «Оборонэнерго» между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности должно осуществляться в соответствии с нормами законодательства в сфере электроэнергетики, а не учетной политике организации.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 20 Основ ценообразования).

АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых общество оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании договоров, в том числе на территории Амурской области, Хабаровский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область в зоне деятельности филиала «Дальневосточный».

Согласно представленных обществом данных раздельного учета по данным бухгалтерского учета за 2017 год, выручка по передаче электрической энергии (без учета потерь) и технологическому присоединению на территории Амурской области филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» составила <данные изъяты> млн. руб. расходы - <данные изъяты> млн. руб., управленческие расходы - <данные изъяты> млн. руб., прочие доходы - <данные изъяты> млн. руб., прочие расходы - <данные изъяты> млн. руб., результат от регулируемой деятельности - убыток <данные изъяты> млн. руб.

При этом убыток по регулируемым видам деятельности в размере <данные изъяты> млн. руб. сложился у общества из убытка от деятельности по передаче электроэнергии -<данные изъяты> млн. руб., убытка от деятельности по технологическому присоединению -<данные изъяты> млн. руб.

Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Соответственно сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль на территории Амурской области от регулируемых видов деятельности АО «Оборонэнерго» составляет -<данные изъяты> млн. руб. (-<данные изъяты> млн. руб.= -<данные изъяты> млн. руб.*20 %).

В соответствии с пунктом 8 статьи 274 НК Российской Федерации в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

При таких обстоятельствах представленный обществом расчет налога на прибыль не обоснованно отнесен на регулируемые виды деятельности (передача электрической энергии и технологическое присоединение), в связи с отрицательным финансовым результатом от осуществляемых видов деятельности по Амурской области.

Кроме того, вопреки позиции АО «Оборонэнерго», пунктом 2 статьи 288 НК Российской Федерации определено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе разграничения доходов, расходов и источников финансирования бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и сбалансированности бюджетов.

Порядок ведения раздельного учета по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики являются предметом специального регулирования. Такой учет ведется на основе данных бухгалтерского учета, но в соответствии с правилами, определенными в Порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденном Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 декабря 2011 года № 585.

Согласно представленным административным истцом данным бухгалтерского учета за 2017 год налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль и отнесения его на регулируемые виды деятельности составила отрицательную величину.

На основании пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Ввиду того, что фактический размер налога на прибыль по Амурской области за 2017 год определен управлением на уровне 0, на 2019 год корректировку по статье «корректировка неподконтрольных расходов, исходя из фактических значений, выявленных по итогам 2017 года» управление произвело путем исключения суммы налога на прибыль в размере <данные изъяты> тыс. руб., учтенного управлением при утверждении НВВ на 2017 год, что соответствует вышеуказанным нормам пункта 7 Основ ценообразования.

Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль, принята управлением на основании имеющихся в структуре неподконтрольных расходов общества капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство финансируемых за счет прибыли на 2019 год - <данные изъяты> тыс. руб. Налог на прибыль на 2019 год определен в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В этой связи управлением в соответствии с положениями пункта 20 Основ ценообразования обоснованно не приняты представленные обществом сведения о размере налога на прибыль, как экономически необоснованные, и учтен в расчете необходимой валовой выручки филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» на 2019 год в составе статьи «корректировка неподконтрольных расходов, исходя из фактических значений, выявленных по итогам 2017 года» налог на прибыль в размере 0 руб. и учтены обоснованные обществом расходы на оплату налога на прибыль, связанного с утвержденной инвестиционной программой филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» (реализуемой за счет прибыли) в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречат.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В этой связи в удовлетворении требований АО «Оборонэнерго» следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований АО «Оборонэнерго» о признании недействующими строки 5 Приложения № 1 к приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 декабря 2018 года № 170-пр/э «О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от 19.12.2014 № 183-пр/э, от 26.06.2015 № 75-пр/э» в части установления АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Дальневосточный» необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь в размере <данные изъяты> руб., строки 5 Приложения № 2 к приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 декабря 2018 года № 170-пр/э «О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области от 19.12.2014 № 183-пр/э, от 26.06.2015 № 75-пр/э», строки 6 Таблицы 1 Приложения № 1 к приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 декабря 2018 года № 178-пр/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Амурской области на 2019 год» – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31 июля 2019 года.

Председательствующий Никитин В.Г.