№ 3а-91/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 мая 2019 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареСафоновой М.В., с участием прокурора Иовлева Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом» о признании не действующими в части пунктов 3 и 4статьи 5Правил благоустройства и содержания территории Сегежского городского поселения, утвержденныхрешением XLI сессии Совета Сегежского городского поселенияIII созыва от 26 января 2017 г. № 203,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью«Управляющая компания Дом» (далее – ООО «УК Дом», Общество) обратилось с административным исковым заявлениемо признании недействующимипункта 3 в части слов «а также в радиусе 5 метров от границ этого участка» и пункта 4статьи 5Правил благоустройства и содержания территории Сегежского городского поселения, утвержденныхрешением XLI сессии Совета Сегежского городского поселенияIII созыва от26 января 2017 г. № 203 (далее – Правила) в части возложения на собственников и (или) иных законныхвладельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы в границах таких домов в содержании прилегающих территорий, посколькуони возлагают, в том числе на управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, обязанности по благоустройству придомовой территории домовземельные участки, под которыми прошли межевание, а такжеземельных участков, не поставленных в установленном порядке на регистрационный учет.
Административный истец полагает, что оспариваемые положения противоречат статье210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Земельному кодексу Российской Федерации.
Определением судьи от 04 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава Сегежского городского поселения, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.
В судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованных лиц Главы Сегежского городского поселения и администрации Сегежского городского поселения ФИО1 возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по делу не просили.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего административные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что ООО «УК Дом» является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, то есть субъектом отношений, регулируемых данным актом, административный истец имеет правона обращение с настоящим административным иском.
Отношения, связанные с благоустройством территорий, регулирует Федеральный закон№ 131-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14, части 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления городского поселения.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «Овнесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа было отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организация благоустройства территории поселения, городского округа. При этом оговаривалось, что правила благоустройства территории поселения, городского округа устанавливают, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а организация благоустройства территории поселения, городского округа, среди прочего, включает освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм.
Согласно абзацу 21 части 1 статьи 2Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 г.№ 463-ФЗ«Овнесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 463-ФЗ)абзац21 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ дает определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Этим же Федеральным законом № 463-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Федеральным законом№ 463-ФЗ в Федеральный закон № 131-ФЗ введенастатья 45.1, предусматривающая содержание правил благоустройства территории муниципального образования. Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Из приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено Федеральным законом№ 463-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе утверждению правил благоустройства территории, является Совет Сегежского городского поселения (статьи 25, 27 Устава Сегежского городского поселения).
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Решением XLI сессии Совета Сегежского городского поселенияIII созыва от 26 января 2017 г. № 203 утверждены Правила благоустройства и содержания территории Сегежского городского поселения, которые опубликованы в газете «Доверие» от 22 марта 2017 г № 12.
В настоящее время Правила действуют в редакции решений Сегежского городского поселения от 24 апреля 2017 г. № 214 и от 25 октября 2018 г. № 7.
При проверке процедуры принятия оспариваемых Правилустановлено нарушение порядка проведения публичных слушаний.
Статьей 28 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Так, решением II сессии Совета Сегежского городского поселения I созыва № 4 от 24 октября 2005 г. принято Положение о порядке проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Сегежское городское поселение».
Согласно данному Положению на публичные слушания выносятся, в том числе проект правил благоустройства территорий (подпункт 3 пункта 2 статьи 2).
Распоряжением администрации Сегежского городского поселения от 02 декабря 2016 г. № 608-р принято решение о проведении публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта решения Совета Сегежского городского поселения «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Сегежского городского поселения», которое опубликовано в газете «Доверие» от 28 декабря 2016 г. № 52 (9136).
По результатам публичных слушаний, проведенных 19 января 2017 г. в 12 час., составлен протокол и приняты рекомендации публичных слушаний.
В соответствии со статьей 6 Положенияо порядке проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Сегежское городское поселение» рекомендации публичных слушаний подлежат обнародованию в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний, однако, эти требования соблюдены не были.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что рекомендации публичного слушания были опубликованы на официальном интернет-портале Сегежского городского поселения 20 января 2017 г.,между тем доказательств выполнения данного требования не представлено.
Следовательно, интернет-портал органа местного самоуправления не относится к средствам массовой информации.
Опубликование в установленном муниципальным правовым актом порядке результатов публичных слушаний административным ответчиком не произведено.
Таким образом, оспариваемые Правила утверждены решением Совета Сегежского городского поселения в пределах предоставленных полномочий, введения их в действие, в том числе правил опубликования, но с нарушением порядка принятия данного правового акта.
Пункт 3 статьи 5 Правил предусматривает, что субъекты благоустройства обязаны ежедневно в течение дня производить уборку территории в границах земельного участка, на котором расположено здание (помещение), принадлежащее, арендованное или используемое субъектом благоустройства, а также в радиусе 5 метров от границ этого участка.
Пункт 4 статьи 5 Правил устанавливает, что в случае, если невозможно определить границы земельного участка, указанного в пункт 3 настоящей статьи, то субъект благоустройства обязан ежедневно производить уборку территории на расстоянии 15 (пятнадцати) метров от здания (помещения), принадлежащего, арендованного или используемого субъектом благоустройства.
Административный истец оспаривает приведенные выше нормы в части содержащихся в пункте 3 слова «а также в радиусе 5 метров от границ этого участка» и пункт 4полностью.
Проанализировав в системном единстве приведенные правовые предписания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Правил противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом № 463-ФЗ, прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
21 июня 2018 г. Законодательным Собранием Республики Карелия принят Закон Республики Карелия № 2262-ЗРК «О порядке определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства муниципальных образований в Республике Карелия» (далее – Закон Республики Карелия № 2262-ЗРК), которым устанавливается порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства муниципальных образований в Республике Карелия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Карелия № 2262-ЗРК границы прилегающих территорий определяются путем установления расстояния от периметра зданий, строений, сооружений, границ земельных участков, в случае если такие земельные участки образованы, в метрах.
Информация о границах прилегающих территорий доводится до сведения собственников и (или) иных законным владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков путем размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом, определенным правилами благоустройства территории муниципального образования (пункт 6 статьи 2).
Таким образом, оспариваемыми пунктами Правилграницы прилегающих территорийне определены.
При этом, Федеральный закон № 131-ФЗ, допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложения на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные наравенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иноене предусмотрено настоящим Кодексом (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Действительно, федеральное законодательство, в частности, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагает на его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором, а также на землепользователя, землевладельца и арендаторов земельных участков.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
При отсутствии федерального закона, предусматривающего закрепление за физическими и юридическими лицами обязанности по содержанию имущества, не находящегося у них на законном основании, данные функции могут осуществляться только на договорной основе.
Кроме того, пунктом 13 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ при установлении права регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участковв содержании прилегающих территорий, прямо предусмотрен запреттакого участия для собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
Все вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что Совет Сегежского городского поселения, закрепив в Правилах благоустройства такие обязанности, вышел за пределы полномочий органа местного самоуправления.
Также суд считает, что формулировка «а также в радиусе 5 метров от границ этого участка» вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление № 50), является самостоятельным основанием для ее признания противоречащей федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.
Административный истец в административном исковом заявлении ставит вопрос о взыскании в его пользу расходов на уплату государственной пошлины в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215-217Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом» удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 статьи 5 в части слов «а также в радиусе 5 метров от границ этого участка» и пункт 4статьи 5Правил благоустройства и содержания территории Сегежского городского поселения, утвержденныхрешением XLI сессии Совета Сегежского городского поселенияIIIсозыва от 26 января 2017 г. № 203.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Сегежского городского поселения.
Взыскать с Совета Сегежского городского поселения в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом» понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
С.Е. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 03 июня 2019 г.