Дело № 3а-91/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 14 мая 2020 г. в г. Кургане Курганской области административное дело по иску ФИО1 к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания гаража в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 7 апреля 2020 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости –здания гаража в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска ФИО1 указывал, что является собственником здания гаража, общей площадью 334,1 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 27 июня 2012 г. согласно выписке из ЕГРН, составляет 4995051,78 руб.
Согласно отчету ИП ФИО2 от 26 марта 2020 г. рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 27 июня 2012 г. составила 1585 900 руб.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, равном рыночной, а именно в размере 1 585 900 руб.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 не явились, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Представители административных ответчиков - Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области, заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили письменные отзывы на иск, в которых ходатайствовали о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, оставляя разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку это отвечает целям и задачам административного судопроизводства и не повлечет нарушения прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером № здание гаража, общей площадью 334,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Право собственности ФИО1 на указанный объект зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Курганской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 марта 2020 г. кадастровая стоимость принадлежащего ФИО1 объекта недвижимого имущества составляет 4 995051, 78 руб.
Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма содержится в ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). Согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 по состоянию на 27 июня 2012 г.
На кадастровый учет принадлежащий истцу объект недвижимости поставлен до 27 июня 2012 г.; кадастровая стоимость объекта определена в соответствии с положениями данного нормативного правового акта (п/н 7619 приложения 1 к постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586).
Таким образом, рыночная стоимость спорного объекта также может быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, то есть на 27 июня 2012 г.
Согласно отчету об оценке объекта от 26 марта 2020 г., подготовленного оценщиком ИП ФИО2, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 27 июня 2012 г. составляет 1 585 900 руб.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости и его рыночной стоимости.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (гл. 32).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в ч. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 ч. 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 ч. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г., № 813-р от 29 декабря 2018 г. (в редакции от 27 декабря 2019 г. и от 30 декабря 2019 г.) установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 г., 2018 г., 2019 г., 2020 г. соответственно.
В указанные перечни на 2017 - 2020 гг. принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером 45:25:030309:297 не включен.
Вместе с тем, указанная выше кадастровая стоимость объекта недвижимости до ее пересмотра судом является действующей и, хотя не участвует в формировании налоговой базы в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на 2017-2020 гг., однако, в силу сохранения своей актуальности, может быть использована как при формировании соответствующего перечня объектов налогообложения в последующие годы, так и в иных правоотношениях, тем самым сохраняя угрозу нарушения прав административного истца.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов отчета от 26 марта 2020 г. № об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного оценщиком ФИО2, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету от 26 марта 2020 г. №, в сумме 1585900 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1, обратившегося в Курганский областной суд 7 апреля 2020 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания гаража для хранения легкового автотранспорта на 9 машино-мест, общей площадью 334,1 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 1 585 900 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства может быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В. Пшеничников