ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-91/2016 от 08.02.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-91/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Пушкаревой Н.В.,

при секретаре Шандрамайло Ю.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«08» февраля 2016 года

административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс-Ресурс» (далее – ООО «Кузбасс-Ресурс», Общество) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кузбасс-Ресурс» обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что ООО «Кузбасс-Ресурс» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

Являясь собственником земельных участков, Общество платит земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость данных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет:

с кадастровым номером

с кадастровым номером

с кадастровым номером

с кадастровым номером

с кадастровым номером .;

с кадастровым номером

с кадастровым номером

с кадастровым номером

Между тем рыночная стоимость данных земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Научно-исследовательский институт Ресурсы Развития» № ОН/ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость спорных земельных участков ниже кадастровой стоимости.

Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость указанных земельных участков существенно выше их рыночной стоимости, уплата повышенного земельного налога нарушает права и интересы общества как собственника земельных участков.

В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:

Досудебный порядок урегулирования спора Обществом соблюден посредством обращения с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости, в удовлетворении которого было отказано.

Представитель ООО «Кузбасс-Ресурс» - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Оценщик ФИО3 суду пояснил, что при проведении оценки рыночной стоимости земельных участков, указанных в отчете, был произведен анализ рынка недвижимости, все необходимые выводы имеются в отчете, исходные данные приведены в приложении. Формулы и расчеты также имеются в отчете на стр. 60, 61, 65, 66, 70, 71.

Административные ответчики, заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», представило письменный отзыв по материалам кадастрового дела, в котором против удовлетворения требования не возражало, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (том 2 л.д. 140-144).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в письменных возражениях указало, что не является заинтересованным лицом по делу, т.к. судебным актом, принятым по данному делу, его права и интересы затронуты не будут, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 2 л.д. 128-130).

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области в письменных возражениях указал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствует расчет по указанным в Отчете формулам (п.8 и ФСО № 3). При определении корректировки на местоположение стр. 62, 67, 72, 77, 83, 88, 94, 99 не указан порядок расчета среднего значения цены земель населенных пунктов, с января по июнь 2014 г., руб./кв. м. (п.8 и ФСО № 3). Анализ структуры рынка земель промышленности и иного специального назначения Кемеровской области (стр. 35-40) не обоснован, оценщиком не приведены формулы для расчета, не описан процесс расчета, отсутствуют ссылки на источники информации (п.8 и ФСО № 3).

Коллегия Администрации Кемеровской области своего представителя в судебное заседание не направила, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела, ООО «Кузбасс-Ресурс» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

Право собственности ООО «Кузбасс-Ресурс» подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 59), № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 64), № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 69), № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 74), № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 79), № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 84), № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 89), № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 94).

Согласно кадастровым паспортам и кадастровым справкам указанные выше земельные участки поставлены на государственные кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относятся к землям земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположены по адресу: <адрес>, <адрес>, в и имеют следующие уникальные характеристики (кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, кадастровая стоимость):

Кадастровая стоимость земельных участок определена в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Кемеровской области» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО «Кузбасс-Ресурс» как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельных участков определена отчетом ООО «Научно-исследовательский институт Ресурсы Развития» №

Согласно положительному экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик ФИО3, отчет № ОН/ от ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.

Оценивая относимость отчетов оценщика, определившего рыночную стоимость земельных участков: с кадастровыми номерами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

Как указано выше и следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков, установлена в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 66 ЗК РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку административный истец просит определить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату, которую соответствует дате определения кадастровой стоимости указанных земельных участком, суд приходит к выводу о необходимости определения рыночной стоимости спорных земельных участков именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.

Отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, как и положительное экспертное заключение, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, затратный и доходный подходы к оценке не применялись. Экспертом проверена правильность применения оценщиком методов и подходов оценки и дано заключение о том, что объекты оценки идентифицированы, выбранные оценщиком подходы и методы оценки обоснованны.

При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков, и положительному экспертному заключению.

Следовательно, представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.

При этом административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо доказательств недостоверности величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости земельных участков, достоверности сведений о спорных земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости либо иной рыночной стоимости земельных участков.

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков их рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который несет обязанность оплачивать земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости земельных участков, т.е. в значительно большем размере, в связи с чем, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Предусмотренный абзацем первым ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора Обществом соблюден. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области, о том, что данное учреждение не являются надлежащим административным ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Доводы Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области о недопустимости представленного отчета, опровергнуты выводами эксперта, изложенными в экспертном заключении, а также показаниями оценщика в судебном заседании. Доказательств иной рыночной стоимости спорных земельных участков, либо достоверности использованных сведений о земельных участках, использованных при проведении массовой кадастровой оценки, суду административным ответчиком не представлено.

Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях Управления Росреестра по Кемеровской области и не влечет для указанного лица каких-либо неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО «Кузбасс-Ресурс» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс-Ресурс» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: в целях строительства <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: в целях строительства путевого <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: в целях строительства путевого бремсберга 2403, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: в целях строительства дегазационной скважины, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: в целях строительства дороги, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Дата обращения Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс-Ресурс» с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовление в мотивированном виде.

В окончательной форме решение принято 12 февраля 2016 года.

Судья: Пушкарева Н.В.

Дело № 3а-91/2016

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>