ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-91/2016 от 14.10.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-91/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2016 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.,

с участием прокурора Овчинниковой Н.А., представителей административного истца Медведева В.В., Михайлова И.В., представителя административного ответчика Ефимова О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года №175/1431-V «О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва», обязании внести изменения в протокол Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года о распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями в части указания распределения депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва между избирательными объединениями,

у с т а н о в и л:

18 сентября 2016 года проведены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года №175/1431-V «О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва» утвержден протокол Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями, которым Чувашскому региональному отделению Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» распределены 14 депутатских мандатов, Чувашскому республиканскому отделению политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» – 3 мандата, Чувашскому региональному отделению Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России – 3 мандата, Региональному отделению Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике – 3 мандата.

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, обязании внести изменения в протокол о распределении депутатских мандатов, распределив их следующим образом: Чувашское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – 13 мандатов, Чувашское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» – 3 мандата, Чувашское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России – 3 мандата, Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике – 3 мандата.

По мнению административного истца, при разрешении вопроса о распределении депутатских мандатов административный ответчик должен был руководствоваться нормами пункта 4.1 ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 6.1 ст.69 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики», согласно которым каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата, то есть каждому из четырех допущенных к распределению депутатских мандатов избирательных объединений подлежали к распределению по 1 мандату, затем оставшиеся 18 мандатов должны быть распределены в соответствии со ст.70 Закона Чувашской Республики; аналогичная позиция изложена и в письме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 сентября 2016 года №05-15/11177, направленном в адрес ЦИК Чувашской Республики. Административный истец полагает, что состоявшееся распределение мандатов нарушает его права, несоблюдение вышеназванного порядка противоречит смыслу пропорциональной системы распределения мандатов и принципу равного избирательного права.

В судебном заседании представители административного истца – Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике Медведев В.В., Михайлов И.В. заявленные требования поддержали, пояснив, что метод распределения мандатов, примененный ЦИК Чувашской Республики, при сравнительно небольшом количестве распределяемых мандатов (22) нарушает принцип пропорциональности в пользу партии-фаворита, что, в частности, усматривается из искажения пропорциональности: получилось, что каждый мандат, распределенный Чувашскому региональному отделению партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», соответствует 20108 голосам избирателей, а каждый распределенный Региональному отделению партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ мандат соответствует 34953 голосам избирателей, таким образом, партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ нужно было получить в 1,5 раза больше голосов, чтобы получить один мандат. Предполагая возможность подобных ситуаций, учитывая недостатки применения такого метода, законодатель и принял положения пункта 4.1 ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 6.1 ст.69 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Данные положения, означающие, что партиям обязательно распределяется по одному мандату и затем осуществляется распределение согласно правилам ст.70 Закона Чувашской Республики, направлены на обеспечение наиболее пропорционального отражения результатов выборов. Соответствующий смысл нормы 4.1 ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подтверждается материалами законопроектной работы в 2010 году комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. Обязанность применения такого порядка распределения мандатов усматривается и из буквального изложения части 2 ст.70 указанного Закона Чувашской Республики, согласно которой число голосов избирателей делится до числа оставшихся депутатских мандатов.

Представитель административного ответчика - Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что нормы пункта 4.1 ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 6.1 ст.69 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» не относятся к методике распределения мандатов, а являются гарантией участия в распределении мандатов политическим партиям, получившим достаточное количество голосов избирателей. Представленные материалы законопроектной деятельности Государственной Думы в 2010 году подтверждают правомерность указанного толкования норм законодательства. Позиция же Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенная в письме от 11 сентября 2016 года №05-15/11177, носит рекомендательный характер, не заменяет и не отменяет действия норм законодательства и направлена на исключение ситуаций, когда при необходимом числе набранных голосов какому-либо списку кандидатов не будет передано ни одного мандата, кроме того, в письме не указывается на неправомерность методики распределения мандатов, закрепленной в ст.70 Закона Чувашской Республики. Доводы представителей административного истца о возможности возникновения парадоксальных ситуаций в случае применения действующей методики считал несостоятельными ввиду их предположительности.

Представители заинтересованных лиц по делу - Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯ», Чувашского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. Представителями Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯ» заявлены ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей остальных лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 ст.11 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 1 ст. 1). Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

При этом Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона (пункт 6 ст.1).

К вопросам, разрешаемым на уровне субъекта Российской Федерации, относится установление методики распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.

Согласно ст.9 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года №9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» Государственный Совет Чувашской Республики избирается сроком на пять лет и состоит из 44 депутатов; 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с настоящим Законом, 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории Чувашской Республики.

Из норм частей 3, 6 ст.69 указанного Закона Чувашской Республики следует, что к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии со статьей 70 настоящего Закона.

Частью 6.1 данной статьи установлено, что каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с настоящим Законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.

Статьей 70 Закона Чувашской Республики, определяющей порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, установлено, что Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов по единому избирательному округу, допущенный к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 3 - 5 статьи 69 настоящего Закона (часть 1); число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) начиная с двух до числа оставшихся депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу; полученные в результате такого деления частные по всем спискам кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, (после запятой до шестого знака включительно) располагаются в порядке убывания (части 2, 3); частное, порядковый номер которого равен числу оставшихся депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которые имеет каждый список кандидатов по единому избирательному округу, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов по единому избирательному округу.

Административный истец ссылается на письменное сообщение ЦИК Российской Федерации в адрес ЦИК Чувашской Республики от 11 сентября 2016 года №05-15/11177, в котором изложено мнение о том, что порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, до их распределения передается по одному депутатскому мандату, наиболее соответствует федеральному законодательству, системному содержанию статей 69, 70 Закона Чувашской Республики и способствует соблюдению принципа равного избирательного права.

Суд, учитывая форму и содержание письменного сообщения, соглашается с доводами административного ответчика, о том, что вышеприведенная позиция носит рекомендательный характер, а не является предписанием для обязательного применения.

Суд находит, что последовательность и содержание указанных норм Закона Чувашской Республики не подтверждают доводов административного истца о необходимости распределения депутатских мандатов в два этапа: первоначально определить по одному мандату каждому списку кандидатов, в данном случае 4, затем распределить «оставшиеся» 18 мандатов в соответствии со ст.70 Закона Чувашской Республики.

Статья 69 Закона Чувашской Республики регламентирует определение результатов выборов по единому избирательному округу, то есть признания выборов состоявшимися или несостоявшимися, действительными или недействительными, и допуск к распределению депутатских мандатов. Содержащаяся в данной статье часть 6.1 не может рассматриваться как регулирующая процедуру самого распределения депутатских мандатов.

Толкование части 6.1 данной статьи, приводимое административным истцом, противоречит содержанию отсылочной нормы предыдущей части 6 данной статьи, которой указано, что депутатские мандаты распределяются в соответствии со статьей 70 настоящего Закона.

Отсутствуют основания для признания доводов административного иска правомерными и исходя из содержания статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающей общие основы определения результатов выборов. Следует отметить, что пункт 4.1 данной статьи, которым установлено, что каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата, является развитием, продолжением пункта 4 данной статьи, согласно которому закон, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.

Кроме того, порядок распределения мандатов определяется законом, регулирующим конкретные выборы, Федеральный закон порядка распределения мандатов непосредственно не предусматривает.

Суд приходит к выводу о том, что положение части 2 ст.70 указанного Закона Чувашской Республики, согласно которому число голосов избирателей делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) начиная с двух до числа оставшихся депутатских мандатов, тоже не означает «предварительного» распределения по одному депутатскому мандату каждому из списков кандидатов, как это утверждается административным истцом. Суд учитывает при этом, что депутатские мандаты могут передаваться до распределения депутатских мандатов в случаях, предусмотренных ст.69.1 Закона, таким образом, формулировка «оставшиеся депутатские мандаты» подразумевает такие случаи.

Из вышеизложенного следует, что положения Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года и Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года №9 как в отдельности, так и во взаимосвязи не предусматривают применения такого метода распределения депутатских мандатов, на который ссылается административный истец.

Довод административного истца о заведомо непропорциональном отражении результатов выборов при распределении депутатских мандатов, производимом без передачи мандатов согласно части 6.1 ст.69 Закона Чувашской Республики, то есть в порядке, осуществленном ЦИК Чувашской Республики, не может повлечь удовлетворения административного иска. За Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не может признаваться обязанность путем математического анализа обеспечить наибольшее соответствие между волеизъявлением избирателей и результатами выборов и в этих целях трактовать положения законодательства. Подобных требований не содержат ни вышеназванные законы, ни Закон Чувашской Республики от 01 июля 1999 года №12 «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики».

Доводы о предполагаемых намерениях законодателя устранить путем принятия указанных норм диспропорциональность результатов выборов не могут быть приняты судом во внимание. Вышеизложенные обстоятельства не предоставляют оснований для такого вывода, равно и для вывода о безусловном несоответствии результатов выборов, выраженных в распределении депутатских мандатов, волеизъявлению избирателей.

В силу части 2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Нарушений законодательства о выборах при принятии ЦИК Чувашской Республики оспариваемого постановления и составления протокола о распределении депутатских мандатов судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 178 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года №175/1431-V «О распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва», обязании внести изменения в протокол Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 21 сентября 2016 года о распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу между избирательными объединениями в части указания распределения депутатских мандатов в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва между избирательными объединениями отказать.

На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Д.В.Алексеев

Мотивированное решение составлено 19 октября 2016 года.