Дело № 3а-920
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пермь 3 сентября 2020 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике ФИО1
с участием прокурора Вохмяниной Ю.М.
представителя административного истца ФИО2- ФИО3,
представителя Пермской городской Думы- ФИО4,
представителя администрации г.Перми, Департамента экономики и промышленной политики администрации г.Перми - ФИО5,
представителя департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми -ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Пермской городской Думе о признании недействующим абзаца 4 пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 № 265,
у с т а н о в и л :
решением Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265 утверждены Правила благоустройства территории города Перми и признаны утратившими силу отдельные решения Пермской городской Думы. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 96, часть 1, 28 декабря 2018 года.
Абзац 4 пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, в действующей редакции от 18 декабря 2018 года № 265 предусматривает, что размещение некапитальных строений, сооружений должно соответствовать установленным видам разрешенного использования земельных участков (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством действие градостроительных регламентов на земельные участки не распространяется, а также случаев использования земель или земельных участков при размещении некапитальных строений, сооружений без предоставления земельных участков в соответствии с законодательством).
ФИО2 обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании данных положений нормативного правого акта, поименовав их как абзац 3 пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми. В обоснование требований указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **, категория: земли населенных пунктов, расположен по адресу: **** в территориальной зоне Ц-3 с видом разрешенного использования под 1-этажные здания торговых павильонов. На указанном земельном участке размещены некапитальные строения (торговые павильоны). 25.03.2020г. административной комиссией администрации Орджоникидзевского района г.Перми в отношении него было вынесено постановление №5-1-20 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.6.15 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» с назначением наказания в виде предупреждения. Основанием для привлечения явилось нарушение правил благоустройства, выразившееся в размещении некапитальных строений не соответствующим установленным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ц-3.
Полагает, что оспариваемая норма не является определенной, ограничивает права владения, пользования и распоряжения имуществом, принята органом местного самоуправления с нарушением требований Конституции РФ, ст. ст. 39.1, 39.33, 40 Земельного кодекса РФ, ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности», ст.209, 260 Гражданского кодекса РФ.
В ходе рассмотрения дела административный истец, в связи с ошибочным определением номера оспариваемого абзаца пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, изменил административное исковое заявление, заявил требования о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 4 пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018г. № 265. В дополнение к доводам, изложенным в административном исковом заявлении указал, что административным ответчиком была нарушена процедура принятия Правил благоустройства территории, что является самостоятельным основанием для признания акта недействующим. Утверждает, что допущено существенное нарушение процедуры проведения публичных слушаний при принятии решения Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265.
ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца- ФИО3 на административном иске настаивал. Просил удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом внесенных изменений.
Представитель Пермской городской Думы - ФИО7 требования не признала по доводам, изложенным в письменных объяснениях.
Представители заинтересованных лиц администрации г.Перми, Департамента экономики и промышленной политики администрации г.Перми - ФИО5, представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми - ФИО6 возражают против удовлетворения требований по доводам изложенным в письменных объяснениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Вохмяниной Ю.М., полагавшей, что административное исковое требование подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил благоустройства территории в городе Перми) утверждение правил благоустройства территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Правила благоустройства территории города Перми утверждены решением представительного органа местного самоуправления Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265 т.е. уполномоченным органом, опубликованы в установленном Уставом города Перми порядке в официальном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь». Вместе с тем, суд приходит к выводу о нарушении требований, предъявляемых к порядку принятия решения Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ ( в редакции данной нормы, действовавшей с 1 января 2012 года до 28 декабря 2017 года) проекты правил благоустройства территорий муниципальных образований подлежали вынесению на публичные слушания.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 29 декабря 2017 года № 463 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дополнен словами «благоустройство территорий».
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ « О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденный документ, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 19 Федерального закона № 455-ФЗ в случае, если решения о проведении публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденные документы, приняты до дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), публичные слушания по указанным проектам и вопросам проводятся в порядке, установленном в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что по вопросу обсуждения проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми» (в последующем решение Пермской городской Думы № 265), постановлением главы города Перми от 24 июля 2018 года № 110 назначены публичные слушания на 1 августа 2018 года, в соответствии со ст.28 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ, статьей 22 Устава города Перми, Положением о публичных слушаниях в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 22 февраля 2005 года № 32 (далее Положение о публичных слушаниях № 32)
Постановление главы города Перми от 24 июля 2018 года № 110 о назначении публичных слушаний опубликовано на официальном сайте Муниципального образования город Пермь 24 июля 2018 года, в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» 27 июля 2018 года. В указанную дату публичные слушания были проведены.
Принимая во внимание, что поскольку на указанную дату нормативные акты, регулирующие вопросы проведения на территории города Перми публичных слушаний и общественных обсуждений, в том числе по проектам правил благоустройства, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 131-ФЗ ( в редакции Федерального закона № 455-ФЗ) приведены не были, проведение публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми» ( в последующем решение Пермской городской Думы № 265) назначенных по инициативе Главы города Перми 24 июля 2018 года № 110 подлежало осуществлению в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции данного закона, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 455-ФЗ.
Вопросы проведения публичных слушаний по проектам правил благоустройства территории муниципального образования до 29 декабря 2017 года Градостроительным кодексом Российской Федерации не регулировались.
Между тем, в силу требований Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до 29 декабря 2017 года, проекты правил благоустройства подлежали вынесению на публичные слушания.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при организации и проведении публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми» (в последующем решение Пермской городской Думы № 265) органы местного самоуправления города Пермь должны были руководствоваться Положением о публичных слушаниях № 32 раздел 10 «Особенности организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности» в редакции указанного нормативного акта, действовавшей на момент проведения публичных слушаний.
В соответствии с разделом 10 Положения о публичных слушаниях №32 мероприятия в рамках публичных слушаний проводятся не ранее чем по истечению четырнадцати рабочих дней после дня опубликования правового акта о назначении публичных слушаний.
24 июля 2018 года Главой города Перми принято постановление № 110, которым по названному выше проекту решения назначены публичные слушания на 1 августа 2018г.
Постановление Главы города № 110 было опубликовано на официальном сайте Муниципального образования город Пермь 24 июля 2018 года, в печатном издании « Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» 27 июля 2018 года. Публичные слушания состоялись 1 августа 2018 года, то есть фактически срок на ознакомление с проектом правил благоустройства составил 5 рабочих дней, при установленных 14 рабочих днях, что свидетельствует о существенном нарушении процедуры проведения публичных слушаний, выразившейся в нарушении срока ознакомления с проектом Правил благоустройства.
Доводы представителя ответчика о необходимости применения Положения о публичных слушаниях № 32 ( раздел 7) в общей его части, поскольку по состоянию на июль-август 2018 года для Правил благоустройства не было принято отдельное Положение о проведении публичных слушаний по проектам Правил, не свидетельствуют о соблюдении процедуры принятия оспариваемого акта. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 155-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации- городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимые для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежат принятию и опубликованию не позднее 1 июля 2018 года. В установленные законом сроки нормативно-правовой акт необходимый для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний органами местного самоуправления принят не был, в связи с чем после 1 июля 2018 года при проведении публичных слушаний по вопросу благоустройства подлежало применению Положение о публичных слушаниях № 32 в части, регулирующий проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, устанавливающий более длительный срок для ознакомления с проектом нормативно-правового акта, чем срок, указанный в разделе 7 Положения о публичных слушаниях № 32 ( 7 календарных дней), подлежащий применению, по мнению административного ответчика.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г.№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Принимая во внимание, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено с нарушением норм федерального законодательства, при его принятии существенным образом были ограничены права граждан на участие в публичных слушаниях, что выразилось в предоставлении значительно меньшего срока для ознакомления с проектом нормативно-правового акта, административное исковое заявление о признании недействующим абзаца 4 пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265 следует признать недействующими по иску ФИО2, являющегося субъектом отношений, регулируемых Правилами благоустройства. Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что постановлением административной комиссии администрации Орджоникидзевского района г.Перми от 25.03.2020 ФИО2 привлекался к административной ответственности по ч.2 ст. 6.15 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» за нарушение правил благоустройства.
Допущенное административным ответчиком существенное нарушение процедуры принятия оспариваемого акта является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленного требования, поэтому иные доводы административного истца оценке не подлежат.
Следует также учесть, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 декабря 2019 года «По жалобе граждан ФИО8, ФИО9 и ФИО10, а также товарищества собственников жилья «Мирный» указал, что проведение публичных слушаний по проектам правил благоустройства территории направлено на обеспечение легитимности принимаемых органами местного самоуправления решений. Таким образом, существенные нарушения при проведении публичных слушаний свидетельствуют о наличии основания для признания оспариваемых норм недействующими.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Решение № 265 в оспариваемой его части подлежит признанию недействующим, суд учитывает то обстоятельство, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 4 пункта 9.4.4.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись