ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-920/19 от 14.05.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Самара 14 мая 2019 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Князькиной А.С.,

с участием прокурора Гуляевой Е.С.,

представителя административного истца - Гоголевой Е.А., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-920/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» (далее также ООО «РН-Сервис») обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня принятия:

пункты №№ и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 (далее также Перечень на 2018г.) и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

В обоснование требований указано, что под названными пунктами в Перечень на 2018 год включены принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилые здания с кадастровым номером , расположенное в <адрес> и с кадастровым номером , расположенное в <адрес>, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные здания не являются административно-деловыми либо торговыми центрами, в них отсутствуют офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания, поскольку они предназначены и используются для размещения административных служб производственных предприятий, которым они переданы в аренду. Включение зданий в Перечень на 2018 год осуществлено без проверки их фактического использования, чем нарушаются права и законные интересы общества как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Гоголева Е.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что спорные объекты включены в Перечень на основании п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, как административные здания.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц закрытое акционерное общество «Удмуртнефть-Бурение» и общество с ограниченной ответственностью «РН-Транспорт» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» представило письменные пояснения, в которых выразило согласие с заявленным административным иском.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.

Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете «Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.

Оспариваемый приказ принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.

Из материалов дела следует, что ООО «РН-Сервис» является собственником объектов капитального строительства:

нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1133, 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и

нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 10.10.2017г., 15.11.2017г., от 04.04.2019

Указанные здания включены в Перечень на 2018 год под пунктами №№ и , соответственно.

В обоснование возражений на заявленные требования представитель министерства имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что спорные объекты включены в Перечень в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ по сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2018 год, суд не может согласиться.

По данным Единого государственного реестра недвижимости:

- объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 1133, 8 кв.м, имеет назначение: «нежилое здание» и наименование: «здание конторы (автогаража)».

- объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 1008, 7 кв.м, имеет назначение: «нежилое здание» и наименование: « нежилое здание (здание конторы с пристроем)».

Данные о виде разрешенного использования зданий, назначении и наименовании расположенных в них помещений в ЕГРН отсутствуют.

Согласно документам технического учета - экспликации к техническим паспортам на здания:

- здание конторы с пристроем КН включает в себя части назначением «кабинеты», «архив», «касса», «подсобное помещение», «коридоры», «сан.узлы», «тамбур», «лестничная площ.» (итого по 1 этажу 712, 10 кв.м); «кабинеты», «архив», «приемная», «сан.узлы», «тамбур», «склад», «коридор», «лестничная площ.» (итого по 2 этажу 277, 60 кв.м); пристрой 19 кв.м (общая – 1008, 7 кв.м);

- здание конторы (автогаража) КН состоит из частей назначением «гардероб», «умывальн.», «прачечная», «сушилка», «тамбур», «душевая», «каб. ЭВМ», «архив», «нач. ПТО», «подсобка», «ПТО», «кабинеты», «туалеты», «вестибюль», «лестничная клетка», «инж.по гражд.обороне», «зам.управ.по безопас.дор.движ.», «инж.по безоп.дор.движ.», «начальник АТС», «касса», «коридор», «холл», «бойлерная» (всего по 1 этажу 281,5 кв.м); «отдел орг.труда и з/пл», «коридор», «отдел ОТ и З», «бухгалт.Расчетный отдел», «зам.гд.инженера по пр-ву», «отдел кадров», «гл.экономист», «гл.инженер», «тамбур», «отдел ДОСААФ», «общий отдел», «профком», «туалеты», «коридор», «кабинеты», «директор», «юристконсульт», «гл.бухгалтер», «машбюро», «планово-эконом.отдел», «зам.управ.по общим вопросам» (всего по 2 этажу 544,8 кв.м), итого по зданию 1133, 8 кв.м.

Установлено также, что нежилые здания расположены:

- КН на арендуемом у муниципального образования муниципальный район Сергиевский Самарской области земельном участке с кадастровым номером , площадью 66315 кв.м, имеющем вид разрешенного использования – «производственная деятельность», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.09.2017г., 04.04.2019г.,

- КН на арендуемом у Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный земельном участке с кадастровым номером , площадью 97921 кв.м с видом разрешенного использования – «для использования под территорию производственной базы Серноводского управления разведочного бурения», что подтверждается выписками из ЕГРН от 13.04.2017г.

Таким образом, сведения об объектах, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в зданиях административно-деловых центров, как и вид разрешенного использования земельных участков не предполагает размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН, должны быть безусловными, бесспорными. Наличие одних только сведений о наименовании зданий «здание конторы (автогаража)», «здание конторы с пристроем» явно недостаточно для включения объектов капитального строительства в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из их кадастровой стоимости, поскольку не всякое административное здание, здание конторы является офисным.

Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилых зданий и вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год, не проводилось.

12.07.2018 г. ООО «РН-Сервис» обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу исключения нежилых зданий из Перечня.

Проверка фактического использований зданий министерством была поручена уполномоченной организации ГКУ Самарской области «Региональный центр недвижимости», которым 02.08.2018 г. составлены акты осмотра.

По сообщению министерства от 22.08.2018 г. по результатам проверки вид фактического использования объектов с кадастровыми номерами и определен как подпадающих под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, поскольку в актах осмотра отражено, что более 20% от общей площади зданий используются под офисы.

Между тем установлено, что по договору аренды и акту приема-передачи от 28.12.2017 г. нежилое здание конторы с пристроем с кадастровым номером ООО «РН-Сервис» передало в аренду ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» на период с 01.01.2018 г. до 30.11.2018 г. для использования по его назначению в составе производственного комплекса, расположенного по тому же адресу и включающего здания столярной мастерской, материального склада, пилорамы, электродного цеха, автозаправочной станции, асфальтированных и бетонированных площадок.

Нежилое здание конторы (автогаража) с кадастровым номером в составе имущественного комплекса, расположенного по тому же адресу и включающего в себя здания диспетчерской, механической мастерской, капитального ремонта автомашин, проведения технического осмотра, асфальтированные площадки, здание склада запасных частей, склада автомобильной резины, крытой стоянки, мастерской по ремонту тракторов, ремонтных мастерских, здания токарного и сварочного цехов, здание гаража, котельной, пропускной пункт и др., ООО «РН-Сервис» передано в аренду ООО «Транспорт-Отрадный-2» (в настоящее время после реорагинзации ООО «РН-Транспорт») на период с 01.02.2018 г. до 31.12.2018 г. для использования в производственных целях, что подтверждено договором аренды и актом приема-передачи от 01.02.2018 г.

Основным и единственным видом деятельности ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» является предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата; общество имеет лицензию от 27.11.2007г. на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов; основным видом деятельности ООО «РН-Транспорт» является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, дополнительными – производство прочих изделий из гипса, бетона или цемента, производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей и др. (выписки из ЕГРЮЛ от 19.02.2019г.), общество имеет лицензию на добычу подземных вод для технологического обеспечения водой объектов промышленности, на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности, на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности.

В спорных нежилых зданиях расположены административные и технические службы производственных предприятий, территория которых огорожена, действует пропускной и внутриобъектовый режим. Таким образом, спорные нежилые здания используются исключительно для обеспечения производственной деятельности обществ, что не позволяет отнести их к административно-деловым центрам по смыслу, придаваемому налоговым законодательством. Наличие в отдельных помещениях столов, стульев, компьютеров, что отражено в фотоматериалах к актам осмотра объектов от 02.08.2018г., доводов административного ответчика о наличии оснований для включения зданий в Перечни не подтверждает, поскольку термины «кабинет», «контора» равными по значению с термином «офис» не являются.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами и не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание данных норм недействующими со дня принятия.

В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, в пользу ООО «РН-Сервис» с административного ответчика подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд в размере 4500 рублей, отвечающем требованиям ст. 333.19 НК РФ, и подтвержденные платежным поручением № 195072 от 15.10.2018г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Заявление о взыскании судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.05.2019 года.