ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-922/2021 от 02.12.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–922/2021

УИД 26 ОS0000-04-2021-000610-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 02 декабря 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

с участием: представителя административного истца М.С.А.,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.Н.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим в части со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года № 1462,

установил:

М.Н.А. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462 в части включения в пункт 972 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ….., расположенного по адресу: …...

В обоснование административных исковых требований указано, что пунктом 972 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462, включено принадлежащее М.Н.А. на праве собственности здание с кадастровым номером …., расположенное по адресу: …...

Административный истец считает, что указанное нежилое здание не соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 НК РФ, и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

Согласно поэтажному плану и экспликации к нему площадь имеющегося в спорном объекте недвижимости торгового зала составляет 65.4 кв.м. – 16.4% от общей площади здания 398.3 кв.м. Остальные помещения не предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, парковки.

Здание не используется в качестве торгового объекта, что подтверждается Актом обследования объекта недвижимого имущества по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, от 09 апреля 2021 года.

С момента подключения электроэнергии, согласно Договору на энергоснабжение № 168 от 08 июня 2017 года и по настоящее время, в здании не производилось потребление электроэнергии, что подтверждается справкой от 01 февраля 2021 года, выданной филиалом ГУП СК «Ставрополькрайэнерго».

Кроме того, указанное здание не газифицировано и не подключено к системе водоснабжения и водоотведения (подтверждается справками от 01 февраля 2021 года соответствующих организаций), что является обязательным условием для возможности осуществления торговой деятельности. Данный факт известен ответчику, но проигнорирован им.

Учитывая изложенное, спорное здание, по мнению административного истца, не может быть включено в оспариваемый Перечень ни по наименованию здания, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится.

В судебном заседании представитель административного истца М.С.А. требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. в предыдущих судебных заседаниях просила отказать в удовлетворении требований административного иска.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказ в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Л.Н.В., полагавшей административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что административному истцу М.Н.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером …, номер и дата государственной регистрации права: ….., 11 мая 2017 года.

Таким образом, М.Н.А., являясь собственником объекта недвижимости, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающее его законные права в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

28 декабря 2020 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В утвержденный данным приказом Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ….. (пункт 972), расположенный по адресу: …...

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанный оспариваемый приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах, оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года №ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года №137, Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.

Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), административно-деловых центров, нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

Критериями для включения нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы и сопутствующая офисная инфраструктура (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.

Административный истец М.Н.А. неоднократно обращалась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлениями об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером …… из оспариваемого Перечня.

Из ответа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 13408/06 от 27 июля 2021 года усматривается, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером ……. с наименованием «Магазин промышленных товаров», расположен на земельном участке с кадастровым номером ….. с видом разрешенного использования на момент формирования Перечня «под объекты торговли».

Решением Ставропольского краевого суда от 04 марта 2021 года по делу № 3а-220/2021 установлено, что спорное здание отвечает условиям, предусмотренным п.п. 1,2 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, оно подлежало включению в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ……, внесенные в ЕГРН в 2021 году, не дают правовых оснований для исключения из Перечня объекта недвижимости с кадастровым номером …….

Заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края М.Р.В. в ответе № 17533/06 от 27 сентября 2021 года указал, что по информации, полученной от ГБУ СК «Ставкрайимущество» от 29 января 2021 года № 3613-03, при исправлении технической ошибки в техническом паспорте объекта недвижимости с кадастровым номером …. состав, площадь и назначение помещений не изменились. Торговая площадь 65.4 кв.м. составляет 22% от общей площади объекта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04 мая 2021 года об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости, имеющейся в материалах административного дела, спорное нежилое здание с кадастровым номером ….., площадью 398.3 кв.м., имеет наименование: магазин промышленных товаров, назначение: нежилое.

Вместе с тем, наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях торгового центра (комплекса), а также одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Само по себе наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является. Для такого признания установлены иные критерии в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно экспликации к поэтажному плану строения с кадастровым номером …. по адресу: ….., к техническому паспорту Межрайонного отдела № 2 ГБУ СК «Ставкрайимущество» по состоянию на 06 октября 2014 года, обследование 02 декабря 2015 года, в здании расположены следующие нежилые помещения: Литер А, этаж 1: 1) торговый зал, торговая вспомогательная площадь 65.4 кв.м.; 2) складское помещение, складская основная площадь 295.2 кв.м.; 3) коридор, торговая вспомогательная 14 кв.м.; 4) санузел, торговая вспомогательная площадь 2.8 кв.м.; 5) санузел, торговая вспомогательная площадь 2 кв.м.; 6) помещение техслужащей, торговая вспомогательная площадь 8.4 кв.м.; 7) комната персонала, торговая основная площадь 10.5 кв.м. Итого общеполезной площади 398.3 кв.м., из которой: торговой основной площади 305.7 кв.м. торговой вспомогательной – 92.6 кв.м.

Согласно экспликации к поэтажному плану строения, инвентарный номер 10883, расположенного по адресу: ……, являющейся приложением к техническому паспорту, составленному Межрайонным отделом № 2 ГБУ СК «Ставкрайимущество» по состоянию на 06 октября 2014 года, отметка об обследовании 26 августа 2021 года, в здании с кадастровым номером 26:04:171604:90 расположены следующие нежилые помещения: Литер А, этаж 1: 1) торговый зал, торговая основная площадь 65.4 кв.м.; 2) склад, складская основная площадь 295.2 кв.м.; 3) коридор, 14 кв.м.; 4) санузел, 2.8 кв.м.; 5) санузел, 2 кв.м.; 6) подсобное, 8.4 кв.м.; 7) комната персонала, 10.5 кв.м. Итого общеполезной площади: 398.3 кв.м., из которой: торговая основная площадь составляет 65.4 кв.м., складская основная площадь – 295.2 кв.м., прочая основная площадь – 10.5 кв.м., прочая вспомогательная – 27.2 кв.м.

Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту помещения с назначением «Офисы» или помещения с сопутствующей офисной инфраструктурой отсутствуют.

Складские помещения не отвечают критериям торговых объектов, в них не имеется помещений, специально оснащенных оборудованием, предназначенных и используемых для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Все остальные помещения в составе нежилого здания, как усматривается из экспликации плана объекта недвижимости, являются вспомогательными (подсобными), не имеющими самостоятельного назначения.

Как усматривается из экспликации плана, в здании отсутствуют помещения, подлежащие отнесению к объектам общественного питания и бытового обслуживания.

В здании действительно имеется помещение с торговым назначением – торговый зал. В соответствии с техническим паспортом площадь торгового зала составляет 65.4 кв.м. Однако, площадь данного торгового зала менее 20% по сравнению с общей площадью здания 398.3 кв.м., что не позволяет в порядке ст. 378.2 НК отнести данное здание к торговому объекту. Иных торговых помещений в здании не имеется.

Из ответа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 2217/06 от 10 февраля 2021 года следует, что объект недвижимости с кадастровым номером ….. включен в Перечень на 2021 год на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Для принятия решения об исключении либо о невозможности исключения вышеуказанного объекта из Перечня необходимо провести обследование на предмет его фактического использования. Указанный в обращении объект недвижимости включен в перечень объектов, в отношении которых будут проводиться указанные мероприятия.

С 04 марта 2021 года по 20 марта 2021 года ГБУ СК «Ставкрайимущество» проведены мероприятия по определению вида фактического использования помещений объекта недвижимости с кадастровым номером ….., по итогам которых составлен соответствующий акт. При визуальном осмотре техником Межрайонного отдела № 2 С.Ж.В. установлено, что здание не эксплуатируется. Признаки торгового использования отсутствуют.

Согласно справке заместителя генерального директора главного инженера АО «Новоалександровскрайгаз» К.С.Н. от 01 февраля 2021 года принадлежащее М.Н.А. здание магазина промышленных товаров с кадастровым номером …., расположенное по адресу: ….., не газифицировано, заявление на газификацию не подавалось.

Указанное здание с 11 мая 2017 года и по сегодняшний день не подключалось к системе водоснабжения, водоотведения (канализации), заявление на подключение не подавалось (справка руководителя производственно-технического подразделения Новоалександровский филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» «Центральный» Г.И.В. от 01 февраля 2021 года).

С 08 июня 2017 года по сегодняшний день в здании не производится потребление электрической энергии. Договор энергоснабжения № 168 от 08 июня 2017 года (справка директора филиала ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» г. Новоалександровск – «Энергосбыт» Б.В.В. от 01 февраля 2021 года).

На момент включения объекта недвижимости с кадастровым номером …… указанный земельный участок имел вид разрешенного использования – под объект торговли, для размещения объектов торговли.

При этом, указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых, офисных объектов.

Включение здания в оспариваемый Перечень не обусловлено его фактическим использованием.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 03 июня 2021 года следует, что принадлежащий на праве собственности М.Н.А. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ….., площадью 623+/-9 кв.м., на котором расположено спорное нежилое здание, имеет вид разрешенного использования - обеспечение занятий спортом в помещениях.

Доказательств фактического использования спорного здания в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется. Фактическое использование нежилого здания на предмет нахождения в нем помещений, используемых в целях размещения торговых объектов на день утверждения Перечня, уполномоченным органом не установлено.

Со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому указанное здание не подлежало включению в оспариваемый Перечень на 2021 год.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание подлежит исключению из Перечня, поскольку на период рассмотрения судом настоящего административного иска, находящийся в собственности административного истца объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень на 2021 год спорного объекта недвижимости подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведены в целях налогообложения на 2021 год, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на один год – 2021), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования М.Н.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим в части нормативного правового акта – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года №1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в пункт 972 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ….., расположенного по адресу: …….

Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.12.2021 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко