УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2022 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-923/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ангарскхлебопродукт» к Правительству Иркутской области, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
общество с ограниченной ответственностью «Ангарскхлебопродукт» (далее по тексту – ООО «Ангарскхлебопродукт»), действуя через своего представителя по доверенности Б, обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В обоснование уточненных административных исковых требований указывает, что является собственником объектов недвижимости:
- с кадастровым Номер изъят вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: производственное здание с пекарней, кондитерским цехом, магазином и кафе, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3 в том числе подземных -, площадью 896,8 кв.м., расположен по адресу:
Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 723-пп в размере 24 079 824,34 руб. по состоянию на 15.12.2015.
- с кадастровым Номер изъят, вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: здание предприятия общественного питания с пекарней и магазином, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, площадью 669, 9 кв.м., расположен по адресу:
Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 723-пп в размере 17 017 583,58 руб. по состоянию на 15.12.2015.
Согласно отчетам ООО «ПроБизнесЭксперт», рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 15.12.2015 составляет:
- с кадастровым Номер изъят - 12 886 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят - 11 682 000,00 руб.
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым Номер изъят вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: производственное здание с пекарней, кондитерским цехом, магазином и кафе, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3 в том числе подземных -, площадью 896,8 кв.м., расположен по адресу: , равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.12.2015, в размере 12 886 000,00 руб.
- с кадастровым Номер изъят, вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: здание предприятия общественного питания с пекарней и магазином, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, площадью 669, 9 кв.м., расположен по адресу: равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.12.2015, в размере 11 682 000,00 руб.
Административный истец ООО «Ангарскхлебопродукт», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представителем административного истца Б, действующей на основании доверенности, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный дополнительный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что отчеты об оценке в уточненной редакции, представленные административным истцом, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость объектов недвижимости рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, следовательно, оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости объекта недвижимости, с которой административный истец не согласен.
Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области поступил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного административного дела, не имеет материально-правового интереса.
Заинтересованное лицо администрация Ангарского городского округа, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь ст. 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2015 № 500-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в едином государственном реестре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области» принято решение, что Министерство имущественных отношений Иркутской области обеспечивает в установленном законодательством порядке проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, согласно Перечню объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 723-пп.
Судом установлено, что ООО «Ангарскхлебопродукт» являлся собственником объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.07.2022.
Данные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет Дата изъята .
03.12.2016 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 723-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят в размере 24 079 824,34 руб., по состоянию на 15.12.2015, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.06.2022.
03.12.2016 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 723-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят в размере 17 017 583,58 руб., по состоянию на 15.12.2015, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.06.2022.
Административный истец, являясь собственником объектов недвижимости, является в соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиком налога на имущество.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 403 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 403 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут повлиять на права и обязанности ООО «Ангарскхлебопродукт» как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекты недвижимости с кадастровыми Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости Дата изъята .
С настоящим иском ООО «Ангарскхлебопродукт» обратилось в суд Дата изъята (согласно штампу Службы доставки корреспонденции), то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца Б заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском.
Пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Таким образом, на момент обращения с настоящим административным иском в суд, административным истцом пропущен незначительный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, но как установлено судом затрагивает права и законные интересы административного истца, в связи, с чем суд признает причины пропуска уважительными и считает необходимым восстановить данный срок.
Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчеты об оценке Номер изъят от 01.08.2022, Номер изъят от 01.08.2022 - ООО «ПроБизнесЭксперт».
В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно отчетам Номер изъят от 01.08.2022, Номер изъят от 01.08.2022 - ООО «ПроБизнесЭксперт», рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 15.12.2015 составляют:
- с кадастровым Номер изъят - 12 886 000,00 руб.;
- с кадастровым Номер изъят - 11 682 000,00 руб.
Оценивая представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости объектов оценки, суд, приходит к выводу, что они соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Отчеты содержат точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объектов недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчетов об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.
Полномочия оценщика Ч на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно свидетельству о членстве в саморегулируемой организации оценщиков Номер изъят от Дата изъята Ч является членом ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «СОЮЗ». Статус данного оценщика действительный. Кроме того, к отчету приложены квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от Дата изъята Номер изъят, сроком действия до Дата изъята и полис страхования ответственности оценщика.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчеты об оценке мотивированы, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.
Лица, участвующие в деле, отчеты не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной отчетами, не заявили. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетами сведений о величине рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Правительства Иркутской области, указал на то, что представленные отчеты соответствует действующему законодательству и федеральным стандартам оценки.
На основании изложенного, суд признает отчет рыночной стоимости объекта оценки, составленный оценщиком ООО «ПроБизнесЭксперт» Ч, надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ООО «Ангарскхлебопродукт» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- с кадастровым Номер изъят вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: производственное здание с пекарней, кондитерским цехом, магазином и кафе, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3 в том числе подземных -, площадью 896,8 кв.м., расположен по адресу: равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.12.2015, в размере 12 886 000,00 (двенадцать миллионов восемьсот восемьдесят шесть тысяч) руб.
- с кадастровым Номер изъят, вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: здание предприятия общественного питания с пекарней и магазином, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, площадью 669, 9 кв.м., расположен по адресу: , равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.12.2015, в размере 11 682 000,00 (одиннадцать миллионов шестьсот восемьдесят две тысячи) руб.
В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «Ангарскхлебопродукт» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости – Дата изъята .
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ангарскхлебопродукт» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.
Восстановить срок обществу с ограниченной ответственностью «Ангарскхлебопродукт» для обращения в суд с административным исковым заявлением по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят в размере их рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: производственное здание с пекарней, кондитерским цехом, магазином и кафе, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3 в том числе подземных -, площадью 896,8 кв.м., расположен по адресу: , равной его рыночной стоимости, в размере 12 886 000,00 (двенадцать миллионов восемьсот восемьдесят шесть тысяч) руб., определенной по состоянию на 15 декабря 2015 г.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят, вид объекта недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: здание предприятия общественного питания с пекарней и магазином, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 1, площадью 669, 9 кв.м., расположен по адресу: , равной его рыночной стоимости, в размере 11 682 000,00 (одиннадцать миллионов шестьсот восемьдесят две тысячи) руб., определенной по состоянию на 15 декабря 2015 г.
Установить, что датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Ангарскхлебопродукт» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости является Дата изъята
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята