ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-924/2022 от 09.11.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора <данные изъяты> прокуратуры Быхановой Е.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>/2022 по административному исковому заявлению Танурковой Н. Ю., Данилюк О. И., Левановой Г. Г., Леванова С. Г. к <данные изъяты> Думе, <данные изъяты> о признании недействующим с момента принятия <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в части,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты><данные изъяты>З «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» принят постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписан <данные изъяты> и опубликован в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - <данные изъяты><данные изъяты>).

В статье <данные изъяты><данные изъяты> было установлено:

«1. Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка.

2. За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего 3-летнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида размер вознаграждения, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 3 450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований – на 4 600 рублей.

3. Опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3 000 рублей. Выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета <данные изъяты>.

4. При временном назначении опекуна или попечителя, при назначении опекуна или попечителя по совместному заявлению родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан вознаграждение не выплачивается.

5. Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям устанавливается <данные изъяты>».

<данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», принятым постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписанным <данные изъяты> и опубликованным в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - <данные изъяты><данные изъяты>), в статью 2 были внесены изменения, часть 1 изложена в следующей редакции:

«1. Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:

9 200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

12 650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

25 000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Часть 2 признать утратившей силу».

<данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», принятым постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписанным <данные изъяты> и опубликованным на официальном Интернет-портале <данные изъяты> http://www.mosreg.ru, <данные изъяты>, официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - <данные изъяты><данные изъяты>) в статью 2 были внесены следующие изменения:

1) в части 1:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, выявленного органом опеки и попечительства <данные изъяты> и поставленного на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе ребенка, выявленного органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации, в отношении которого принято судом решение на территории <данные изъяты> об отмене усыновления или принят акт органа опеки и попечительства <данные изъяты> об освобождении (отстранении) опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:»

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, не относящегося к категории детей, указанной в абзаце первом настоящей части, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей».

2) в части 3 после слов «Опекунам или попечителям», дополнить словами «имеющим место жительство в <данные изъяты>».

Согласно части 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, настоящий Закон вступает в силу с <данные изъяты>.

С <данные изъяты> (с момента вступления в силу <данные изъяты><данные изъяты>) часть 1 статьи <данные изъяты><данные изъяты> действует в следующей редакции:

«1. Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, выявленного органом опеки и попечительства <данные изъяты> и поставленного на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе ребенка, выявленного органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации, в отношении которого принято судом решение на территории <данные изъяты> об отмене усыновления или принят акт органа опеки и попечительства <данные изъяты> об освобождении (отстранении) опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:

9 200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

12 650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

25 000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, не относящегося к категории детей, указанной в абзаце первом настоящей части, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3 000 рублей».

Административные истцы Тануркова Н.Ю., Данилюк О.И., Леванова Г.Г., Леванов С.Г. обратились в суд с исковыми требованиями о признании недействующим с момента принятия положения части 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в следующих частях:

абзац первый в части слов: «выявленного органом опеки и попечительства <данные изъяты> и поставленного на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе ребенка, выявленного органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации, в отношении которого принято судом решение на территории <данные изъяты> об отмене усыновления или принят акт органа опеки и попечительства <данные изъяты> об освобождении (отстранении) опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей»;

абзац пятый, как не соответствующий законодательству Российской Федерации, а именно: части 2 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-ФЗ «Об опеке и попечительстве», пункту 2 статьи 1531 Семейного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2, статьи 20 Конвенции о правах ребенка, пункту 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (пункты «а»,«i»), статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, части 1 статьи 14 Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации).

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что проживают в <данные изъяты>, являются опекунами несовершеннолетних детей на основании договоров о приемной семье на возмездных условиях. До передачи под опеку и заключения договора о приемной семье на возмездных условиях, несовершеннолетние были воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в других субъектах Российской Федерации

На основании договора <данные изъяты> от <данные изъяты> об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях – приемная семья, приемные родители Тануркова Н.Ю. и Данилюк О.И. несовершеннолетнего Лукьянчикова А.В.<данные изъяты> года рождения, получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере 3 000 рублей за выполнение обязанностей, предусмотренных договором, денежные средства на содержание несовершеннолетних, иные выплаты, согласно п. 1 ст. <данные изъяты><данные изъяты> (п. 2.2.2 договора).

При этом, денежные средства поступают на расчетный счет приемных родителей в установленном законом порядке, за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, не относящегося к категории детей, указанной в первом абзаце п. 1 ст. 2 данного закона.

В то же время, приемным родителям, имеющим место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка-инвалида, выявленного в <данные изъяты>, ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 25 000 рублей (в соответствии с абзацем первым и четвертом статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>).

На основании договора <данные изъяты> от <данные изъяты> о приемной семье, приемные родители Леванова Г.Г. и Леванов С.Г. несовершеннолетней Фрайле-Бернардо Я.В.<данные изъяты> года рождения, получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере 3 000 рублей ежемесячно (в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>) (п. 2.2.2 договора).

В то же время, приемным родителям, имеющим место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья, выявленного в <данные изъяты>, ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 9 200 рублей (в соответствии с абзацем первым и вторым статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>).

Полагают, что положения абзацев первого и пятого части 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, являются ограничительными и дискриминационными, нарушают права истцов как приемных родителей, имеющих место жительства в <данные изъяты>, на справедливое и равное вознаграждение за воспитание детей, выявленных органами опеки и попечительства за пределами <данные изъяты>, и принятых на воспитание в приемную семью, снижают уровень правовых гарантий приемных родителей, и не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, истцы указывают на то, что вознаграждение приемным семьям по своей сути является заработной платой, поскольку осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье является выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

Из указанных правовых норм следует, что федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать законами субъектов Российской Федерации только случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, при этом положениями Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-ФЗ «Об опеке и попечительстве» субъектам Российской Федерации не предоставлено право произвольно определять категории детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в приемную семью (в том числе, по критерию в каком субъекте Российской Федерации выявлен ребенок), и в зависимости от отнесения к этим произвольно выбранным категориям, устанавливать какие-либо ограничения в размере вознаграждения приемным родителям за воспитание подопечных, принятых в приемную семью.

Поскольку каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд, то дифференцированный размер вознаграждения приемным родителям, имеющим место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, в зависимости от места выявления такого ребенка и постановке на учет, нарушает право на равное вознаграждение за равнозначную работу, которая применительно к приемным родителям заключается в содержании, воспитании, обучении, защите прав и интересов подопечных.

Представители административных истцов по доверенности Головань А.И., Венников К.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили административный иск удовлетворить.

Представители административных ответчиков – <данные изъяты> Думы по доверенности Степанова Н.Н., <данные изъяты> по доверенности Перьминова А.М. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили отказать административным истцам в удовлетворении заявленных ими требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указали на то, что <данные изъяты><данные изъяты>З в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № <данные изъяты>-ФЗ устанавливает размер вознаграждения приемным родителям, опекунам, попечителям, случаи выплаты вознаграждения, а также устанавливает меры социальной поддержки приемной семье, проживающей на территории <данные изъяты>; принят в пределах полномочий <данные изъяты> Думы - законодательного (представительного) органа государственной власти <данные изъяты>, который осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения <данные изъяты> и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий <данные изъяты> в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», п.п. «б» пункта 1 статьи <данные изъяты>; не противоречит федеральным законам, на соответствие которым истцы просят суд проверить оспариваемые нормы, поскольку в силу пункта 2 статьи 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, финансирование расходов, связанных с реализацией Закона <данные изъяты>З, осуществляется за счет средств бюджета <данные изъяты>, тем самым оспариваемым законом установлены случаи выплаты вознаграждения приемным родителям, а не категории детей и меры социальной поддержке для них.

Представители заинтересованного лица – Министерства социального развития <данные изъяты> по доверенности Романова Д.В., Гуркина М.В., Грачева М.А., в судебное заседание явились, исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражениях на иск. Показали, что оспариваемый <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ принят в пределах полномочий органом, который вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением, установленной в <данные изъяты> процедуры принятия нормативных правовых актов, а также в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Дополнили, что в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также СК РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 48-ФЗ). Принятие ребенка под опеку, в свою семью, его воспитание и уход за ним не поставлены в зависимость от получения за это материальной выгоды, поскольку существом этих отношений является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Договор о приемной семье заключается исключительно в интересах несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем вознаграждение опекунам не является заработной платой, а носит поощрительный характер.

Представитель заинтересованного лица – Министерства экономики и финансов <данные изъяты> по доверенности Колесников И.А., в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск. Показал, что оспариваемый <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ принят в пределах полномочий органом, который вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением, установленной в <данные изъяты> процедуры принятия нормативных правовых актов, а также в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований не имеется, суд приходит к следующему.

<данные изъяты><данные изъяты>З «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» принят постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписан <данные изъяты> и опубликован в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - <данные изъяты><данные изъяты>).

В статье <данные изъяты><данные изъяты> было установлено:

«1. Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка.

2. За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего 3-летнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида размер вознаграждения, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 3 450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований – на 4 600 рублей.

3. Опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3 000 рублей. Выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета <данные изъяты>.

4. При временном назначении опекуна или попечителя, при назначении опекуна или попечителя по совместному заявлению родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан вознаграждение не выплачивается.

5. Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям устанавливается <данные изъяты>».

<данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», принятым постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписанным <данные изъяты> и опубликованным в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - <данные изъяты><данные изъяты>), в статью 2 были внесены изменения, часть 1 изложена в следующей редакции:

«1. Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:

9 200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

12 650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

25 000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Часть 2 признать утратившей силу».

<данные изъяты><данные изъяты> «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», принятым постановлением <данные изъяты> Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П, подписанным <данные изъяты> и опубликованным на официальном Интернет-портале <данные изъяты> http://www.mosreg.ru, <данные изъяты>, официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - <данные изъяты><данные изъяты>) в статью 2 были внесены следующие изменения:

1) в части 1:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, выявленного органом опеки и попечительства <данные изъяты> и поставленного на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе ребенка, выявленного органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации, в отношении которого принято судом решение на территории <данные изъяты> об отмене усыновления или принят акт органа опеки и попечительства <данные изъяты> об освобождении (отстранении) опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:»

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, не относящегося к категории детей, указанной в абзаце первом настоящей части, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей».

2) в части 3 после слов «Опекунам или попечителям», дополнить словами «имеющим место жительство в <данные изъяты>».

Согласно части 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, настоящий Закон вступает в силу с <данные изъяты>.

С <данные изъяты> (с момента вступления в силу <данные изъяты><данные изъяты>) часть 1 статьи <данные изъяты><данные изъяты> действует в следующей редакции:

«1. Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, выявленного органом опеки и попечительства <данные изъяты> и поставленного на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе ребенка, выявленного органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации, в отношении которого принято судом решение на территории <данные изъяты> об отмене усыновления или принят акт органа опеки и попечительства <данные изъяты> об освобождении (отстранении) опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:

9 200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

12 650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

25 000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, не относящегося к категории детей, указанной в абзаце первом настоящей части, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3 000 рублей».

С учетом приведенных в отношении названных законов <данные изъяты> сведений, судом проверен и признаётся соблюденным установленный статьей <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения <данные изъяты> и законов <данные изъяты>» порядок принятия, обнародования, вступления в силу Закона «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям».

Указанные законы <данные изъяты> приняты в пределах полномочий <данные изъяты> Думы - законодательного (представительного) органа государственной власти <данные изъяты>, который осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения <данные изъяты> и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий <данные изъяты> в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», п.п. «б» пункта 1 статьи <данные изъяты>.

Порядок принятия и обнародования указанных <данные изъяты> лицами, участвующими в административном деле, не оспаривается.

Судом установлено, что Тануркова Н.Ю., зарегистрированная и проживающая по адресу: <данные изъяты>, постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> назначена опекуном несовершеннолетнего Лукьянчикова А. В., <данные изъяты> года рождения, на возмездной основе.

Лукьянчиков А.В. родился в городе <данные изъяты>, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего сведения о родителях отсутствуют. Лукьянчиков А.В. является ребенком-инвалидом с детства, инвалидность <данные изъяты> установлена повторно на срок до <данные изъяты>.

Распоряжение Управления опеки и попечительства по Дмитровскому городскому округу Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р, несовершеннолетний Лукьянчиков А.В., <данные изъяты> года рождения, принят на регистрационный учет (пункт 1); Данилюк О.И., проживающий по адресу: <данные изъяты>, назначен вторым опекуном на возмездной основе над несовершеннолетним Лукьянчиковым А.В. (пункт 2); постановлено заключить с Танурковой Н.Ю. и Данилюком О.И. договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях - приемная семья и назначить с <данные изъяты>Танурковой Н.Ю. и Данилюку О.И. ежемесячное вознаграждение в соответствии (пункты 3, 5); определить место жительства подопечного ребенка с опекунами по адресу: <данные изъяты> (пункт 4).

В пункте 2.2.2 Договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях – приемная семья от <данные изъяты>, заключенным между Управлением опеки и попечительства по Дмитровскому городскому округу Министерства социального развития <данные изъяты> и гражданами Танурковой Н.Ю. и Данилюком О.И. установлено, что Управление обязано своевременно и в полном объеме ежемесячно производить приемным родителям выплату вознаграждения за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в размере, предусмотренном п. 1 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» на расчетный счет приемных родителей в установленном законом порядке, за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, не относящегося к категории детей, указанной в первом абзаце п. 1 ст. 2 данного закона.

Таким образом, Танурковой Н.Ю. и Данилюку О.И. с <данные изъяты> ежемесячно выплачивается вознаграждение за выполнение обязанностей приемных родителей в отношении несовершеннолетнего ребенка-инвалида Лукьянчикова А.В. в размере 3 000 рублей ежемесячно (в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>).

Леванова Г.Г. и Леванов С.Г., зарегистрированные по месту жительства и фактически проживающие по адресу: <данные изъяты>, мкр. Кучино, <данные изъяты>, распоряжением Отдела социальной защиты населения района Отрадное Северо-Восточного административного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОП, назначены опекунами малолетней Фрайле-Бернардо Я. В., <данные изъяты> года рождения; проживание подопечной Фрайле-Бернардо Я. В. определено совместно с опекунами по адресу проживания опекунов.

Фрайле-Бернардо Я.В. родилась в городе Москве, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку одинокая мать малолетней – Фрайле-Бернардо Н.Р. ограничена в родительских правах решением Бабушкинского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, вступившим в законную силу <данные изъяты>.

Распоряжением Управления опеки и попечительства по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О постановке на учет и об осуществлении опеки над несовершеннолетней Фрайле-Бернардо Я.В. на возмездных условиях по договору от приемной семье», несовершеннолетняя Фрайле-Бернардо Я.В. поставлена на учет подопечных в Управлении опеки и попечительства по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <данные изъяты> (пункт 1); Леванов С.Г. и Леванова Г.Г. назначены опекунами несовершеннолетней Фрайле-Бернардо Я.В. на возмездной основе по договору о приемной семье (пункт 3); постановлено заключить с Левановым С.Г. и Левановой Г.Г. договор о приемной семье, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества несовершеннолетней и назначить приемным родителям вознаграждение за воспитание несовершеннолетней Фрайле-Бернардо Я.В. (пункты 4, 5).

<данные изъяты> между Управлением опеки и попечительства по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <данные изъяты> и приемными родителями Левановым С.Г., Левановой Г.Г. заключен договор о приемной семье <данные изъяты>, согласно которому приемные родители принимают на возмездных условиях на воспитание несовершеннолетнюю Фрайле-Бернардо Я. В., <данные изъяты> года рождения.

Пунктом 2.2.2. договора о приемной семье управление обязано своевременно и в полном объеме ежемесячно производить приемному родителю выплату вознаграждения за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, с момента подписания договора на расчетный счет приемного родителя в установленном законом размере и порядке.

Таким образом, Леванову С.Г. и Левановой Г.Г. с <данные изъяты> ежемесячно выплачивается вознаграждение за выполнение обязанностей приемных родителей в отношении несовершеннолетнего ребенка Фрайле-Бернардо Я.В. в размере 3 000 рублей ежемесячно (в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>).

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации семейное законодательство, вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, защиты прав и свобод человека и гражданина, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от <данные изъяты><данные изъяты>-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом указанные отношения регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Федеральным законом № <данные изъяты>-ФЗ (части 1 и 3 статьи 3).

В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Приемной семьей согласно статье 152 Семейного кодекса Российской Федерации признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации об опеке и попечительстве над детьми.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 Федерального закона <данные изъяты>-ФЗ, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

Случаи возмездного исполнения обязанности по опеке и попечительству установлены в части 2 статьи 16 Федерального закона <данные изъяты>, согласно которой орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Содержание договора о приемной семье установлено статьей 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой договор о приемной семье должен содержать определяемый в соответствии с законами субъектов Российской Федерации размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей.

Таким образом, случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям, а также размер вознаграждения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с указанными положениями Закона <данные изъяты><данные изъяты> вправе осуществлять собственное правовое регулирование как по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и по предметам ведения непосредственно субъекта Российской Федерации, в том числе своими актами определять условия предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В рамках указанных полномочий в <данные изъяты> был принят <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» (в ред. законов <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>).

<данные изъяты><данные изъяты> в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 48-ФЗ устанавливает размер вознаграждения приемным родителям, опекунам, попечителям, случаи выплаты вознаграждения, а также устанавливает меры социальной поддержки приемной семье, проживающей на территории <данные изъяты>.

Часть 1 статьи <данные изъяты><данные изъяты> с учетом изменений, внесенных Законом <данные изъяты>, вступившим в силу с <данные изъяты>, имеет следующую редакцию:

«1. Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, выявленного органом опеки и попечительства <данные изъяты> и поставленного на учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе ребенка, выявленного органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации, в отношении которого принято судом решение на территории <данные изъяты> об отмене усыновления или принят акт органа опеки и попечительства <данные изъяты> об освобождении (отстранении) опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:

9 200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

12 650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

25 000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

Каждому приемному родителю, имеющему место жительства в <данные изъяты>, за воспитание ребенка, не относящегося к категории детей, указанной в абзаце первом настоящей части, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3 000 рублей».

При этом, положения абзаца первого части 1 статьи <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Закона <данные изъяты>) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, обратившимся за их получением до дня вступления в силу <данные изъяты><данные изъяты> (статья 2).

Финансирование расходов, связанных с реализацией <данные изъяты><данные изъяты>, осуществляется за счет средств бюджета <данные изъяты> (статья 2).

Обращая внимание на тот факт, что административными истцами оспаривается положения редакции Закона от <данные изъяты><данные изъяты>, суд учитывает, что данная редакция Закона лишь конкретизирует случаи и порядок выплаты ежемесячного вознаграждения опекунами, и принят уполномоченным органом в установленном порядке в пределах предоставленных полномочий.

При этом, административные истцы должны были учитывать последствия заключения договоров об осуществлении опеки на возмездных условиях, учитывая тот факт, что указанный Закон находится в отрытом доступе, а административные истцы заключили указанные договоры в период 2022 года, при том, что оспариваемые пункты редакции Закона от <данные изъяты><данные изъяты> начали действовать с <данные изъяты>.

Доводы истцов о подразделении детей, находящихся под опекой, оспариваемым законом, на категории, а именно жители <данные изъяты> и не жители <данные изъяты>, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из вышеизложенного, оспариваемым законом установлены случаи выплаты вознаграждения приемным родителям, а не категории детей и меры социальной поддержке для них.

Касательно доводов истцов о том, что вознаграждение приемным семьям это по своей сути заработная плата, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона № <данные изъяты> обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

При этом, Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона № 48-ФЗ).

Исходя из нормы федерального законодательства, следует, что принятие ребенка под опеку, в свою семью, его воспитание и уход за ним не поставлены в зависимость от получения за это материальной выгоды.

Существом этих отношений является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Договор о приемной семье заключается исключительно в интересах несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

По своей сути, вознаграждение опекунам не является заработной платой, что подтверждается нормами действующего законодательства, а носит поощрительный характер.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В соответствии пунктом 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным Кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Из содержания ст. 152 СК РФ не следует, что договор о приемной семье тождественен гражданско-правовому договору о возмездном оказании услуг. Законодатель указывает лишь на применение правил гражданского законодательства к данному договору в той части, которая не урегулирована СК РФ, поэтому договор о приемной семье, предусматривающий выплату вознаграждения приемным родителям, не имеет одинаковую правовую природу с договором о возмездном оказании услуг.

Таким образом, вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

Поскольку административные истцы не являются работающими лицами, осуществляющими трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившими гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение ими дохода от осуществления какой-либо деятельности, постольку к спорным правоотношениям не применяются нормы, регулирующие условия и порядок оплаты труда.

Кроме того, оспариваемый закон утратил силу, в связи с принятием <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О вознаграждении и мерах социальной поддержки опекунам, попечителям и приемным родителям в <данные изъяты>», которым предусмотрен единый размер ежемесячного вознаграждения для опекунов или попечителей, имеющих место жительства в <данные изъяты>, заключившим договор на возмездных условиях, в размере 3 000 рублей.

Ссылки в административном исковом заявлении на противоречие оспариваемого закона положениям Конституции Российской Федерации, а также Конвенциям, Международным пактам не могут быть приняты судом во внимание, поскольку проверка конституционности нормативных правовых актов и соответствия их Конвенциям и Международным пактам отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый Закон принят уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Танурковой Н. Ю., Данилюк О. И., Левановой Г. Г., Леванова С. Г. к <данные изъяты> Думе, <данные изъяты> о признании недействующим с момента принятия <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О внесении изменений в <данные изъяты> «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в части - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Дата изготовления мотивированного решения – <данные изъяты> года