ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-924/2022 от 20.05.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием прокурора Скажутиной Н.О.,

представителя административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-924/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «РН-Сервис» обратилось в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением о признании недействующими пунктов 11943, 7554, 17212, 7198, 7345 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, пунктов 11529, 16749, 17807, 7366, 16748, 16747, 7012, 7157 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, пунктов 12751, 19650, 7979, 18412, 7577, 7740 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201, со дня их принятия, указывая, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (здание конторы ЦКРС Лит.А13), адрес: <адрес>, нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (административное) здание базы производственного обслуживания)Литера Аа, адрес: <адрес>, нежилое здание с кадастровым номером , наименование: Нежилое здание (здание конторы с пристроем) Литера АА1аа1, адрес: <адрес>, нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание - здание конторы Литера Б, адрес: <адрес>,нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (контора) Литера ММ1, адрес: <адрес>, нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (павильон столовой) Литера ГГ1Г2Г3Г4Г5, адрес: <адрес>, нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание административное здание Литера Д, адрес: <адрес>, нежилое здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (здание конторы), адрес: <адрес>. Включение указанных зданий в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просило заявленные требования удовлетворить, а также взыскать в счет возврата уплаченной государственной пошлины 13 500 рублей.

Представитель административного истца по доверенности от 01.01.2022 года № 1 ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером имеющим вид разрешенного использования «под нежилым административным зданием базы производственного обслуживания, таким образом вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем офисных зданий делового назначения, что указывает на правомерное нахождение спорного объекта в перечнях в соответствии с п.3 ст.378.2 НК РФ. По состоянию на 02.08.2018 года был проведен осмотр и определен вид фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером как объекта, более 20% которого используется под офисы, о чем принято соответствующее решение от 22.08.2018 года № 12/8014. В рамках рассмотрения заявления административного истца об исключении из Перечня на 2019 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , было принято соответствующее решение об отказе в исключении указанных объектов из Перечня. В рамках рассмотрения заявления административного истца об исключении из Перечня на 2020 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , , , , было принято соответствующее решение об отказе в исключении указанных объектов из Перечня. В рамках рассмотрения заявления административного истца об исключении из Перечня на 2021 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , , , было принято соответствующее решение об отказе в исключении указанных объектов из Перечня.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.

Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.

В вышеуказанные перечни под пунктом 11943 (на 2018 год), под пунктом 11529 (на 2019 год), под пунктом 12751 (на 2020 год) включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (здание конторы ЦКРС лит. А13)), адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности административному истцу на основании договора купли-продажи от 21.11.2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2004 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 7554 (на 2018 год), под пунктом 7366 (на 2019 год), под пунктом 7979 (на 2020 год) в Перечни включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание литера Б (здание конторы), адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 17212 (на 2018 год), под пунктом 16748 (на 2019 год), под пунктом 18412 (на 2020 год) в Перечни включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание конторы, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 7198 (на 2018 год), под пунктом 7012 (на 2019 год), под пунктом 7577 (на 2020 год) в Перечни включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: административное здание, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 7345 (на 2018 год), под пунктом 7157 (на 2019 год), под пунктом 7740 (на 2020 год) в Перечни включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание Литера Г (здание конторы), адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 16749 (на 2019 год) в Перечень включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание. Административное здание базы производственного обслуживания, адрес: Самарская <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 17807 (на 2019 год), под пунктом 19650 (на 2020 год) в Перечни включен объект – здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание (здание конторы с пристроем), адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под пунктом 16747 (на 2019 год) в Перечень включено здание с кадастровым номером , наименование: нежилое здание. Павильон столовой, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п.3 ст.378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание (здание конторы ЦКРС лит.А13)), назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В техническом паспорте назначение помещений здания отсутствуют.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Из пояснений представителя административного истца следует, что здание расположено на огороженной территории с пропускным режимом, фактически не используется, находится в консервации. В подтверждение указанного представлены фотографии здания, распоряжения ООО «РН-Сервис» от 29.11.2019 года № 107/1-Р, от 29.06.2018 года № 25/2-Р, от 29.12.2018 года № 52-Р, от 29.12.2017 года № 55-Р.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание литера Б (здание конторы), назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом, составленным на 15.01.2002 года, здание включает в себя: 1 этаж: тамбуры, коридор, конторы, шкафы, туалет, 2 этаж: холл, камн. отд, кабинеты, шкафы, тамбур.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования: для размещения производственной базы.

Из пояснений представителя административного истца, здание расположен6о на огороженной территории со строгим пропускным режимом. Фактически здание не используется, находится в консервации. В подтверждение представлены фотографии здания, распоряжения ООО «РН-Сервис» от 01.11.2017 года № 41/3-Р, от 28.04.2018 года № 17/2-Р, от 01.11.2018 года № 43-Р, от 31.05.2019 года № 48/1-Р, от 30.04.2020 года № 38-Р.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание. Контора, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на здание, составленного по состоянию на 01.04.2002 года, здание включает в себя: 1 этаж: коридоры, производств. пом., сан.узлы, тамбур входа, лестница, 2 этаж: произв. помещ., коридоры, шкаф.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственной базой.

Из пояснений представителя административного истца, здание находится на закрытой территории со строгим пропускным контролем. Здание используется административным истцом в производственных целях для размещения сотрудников.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: административное здание, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на здание, составленного по состоянию на 05.05.2002 года, здание включает в себя: подвальное помещен., узел управления, 1 этаж: бытовое помещение, кабинеты, тамбур, лестница, склады, раздевалка, душевая, умывальная, кладовая,, туалет, 2 этаж: кабинеты, секретарь, лестница, коридор, актовый зал.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной деятельности.

Из пояснений представителя административного истца, здание используется <данные изъяты>», ответственного за сохранность имущества, в аренду не сдано, находится на огороженной территории с пропускным режимом. В подтверждение указанного, представлен договор на оказание охранных услуг частной охранной организации от 29.12.2017 года № 14РН.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание литера Г (здание конторы), назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на здание, здание включает в себя: бытовки, кабинеты, диспетчерская, шкаф, тамбур, общий отдел, коридоры, касса.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения.

Из пояснений представителя административного истца, здание находится на огороженной территории с пропускным режимом. В 2018 году здание было передано в аренду для производственной деятельности – добыча нефти и природного газа. В 2019 году здание было законсервировано и не использовалось. С 2020 года здание используется административным истцом в производственных целях. В подтверждение указанного представлены договор аренды недвижимости от 01.11.2017 года № 282/Н/89-УРИ, заключенный с ООО «<данные изъяты>», выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «<данные изъяты>», распоряжение ООО «РН-Сервис» от 29.12.2018 года № 52-Р.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание. Административное здание базы производственного обслуживания, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на здание, выполненным по состоянию на 10.07.2002 года, здание включает в себя: 1 этаж литер А: кабинеты, складск. пом., приемная площадью 7,6 кв.м., лестн.марш, зал заседан., коридор, склад, санузел, туалет, бытовка, щитовая, трансформ., 2 этаж литер А: кабинеты, лестница, архив, коридор, приемная площадью 10,7 кв.м., бытовая комн., туалеты, 1 этаж литер а: тамбур.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилым Административным зданием базы производственного обслуживания.

Из пояснений представителя административного истца, здание находится на огороженной территории с пропускным режимом, используется административным истцом в производственных целях.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание (Здание конторы с пристроем), назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на здание, здание включает в себя: 1 этаж: кабинеты, архив, касса, подс.помещ, коридоры, сан.узлы, тамбур, лест. площ., 2 этаж: кабинеты, архив, приемная площадью 16,6 кв.м., сан.узлы, тамбур, склад, коридор, лестн. площ.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под территорию производственной базы Серноводского управления разведочного бурения.

Из пояснений представителя административного истца, здание находится на огороженной территории с пропускным режимом. В 2019-2020 гг. здание было передано в аренду <данные изъяты>», основным видом деятельности которого является предоставление услуг по бурение, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата. В настоящее время здание используется административным истцом в производственных целях. В подтверждение указанного представлены договоры аренды недвижимости от 28.12.2017 года № 237/Н/120-УРИ, от 01.12.2018 года № 237/Н/63-УРИ, от 06.12.2019 года № 237/Н/58-УКС, от 01.10.2020 года № 237/11/91-УКС, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении <данные изъяты>», договор на оказание охранных услуг частной охранной организации от 29.12.2017 года № 14РН.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , здание имеет наименование: нежилое здание. Павильон столовой, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на здание, здание включает в себя: 1 этаж: производств. пом., вспомог. помещ., подсобное помещ., сан.узел, тамбур входа.

Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственной базой.

Из пояснений представителя административного истца, здание находится на огороженной территории с пропускным режимом, передано в аренду ФИО1 С.А. и используется арендатором в целях стирки и химической чистки текстильных и меховых изделий. В подтверждение указанного представлены договоры аренды недвижимости от 01.08.2018 года № 226/Н/39-УРИ, от 01.07.2019 года № 226/Н/36-УКС, выпиской из ЕГРИП в отношении арендатора, договор на оказание охранных услуг частной охранной организации от 29.12.2017 года № 14РН.

Суд полагает, что наименования зданий как «здание конторы», «административное здание» без учета их технических характеристик не могут быть безусловно отнесены к административно-деловому центру и офисному зданию, назначение помещений «кабинеты» не является равным по значению с термином «офисы», а соответственно не свидетельствует об их предназначении для размещения сопутствующей офисной инфраструктуры. Общая площадь помещений, поименованных в технической документации зданий: касса, актовый зал, приемное помещение, составляет менее 20% от общей площади зданий.

Здание с наименованием «Павильон столовой» без учета его технических характеристик также не может быть отнесен к объектам общественного питания.

Согласно термину и определению 1 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (термин и определение 3 ГОСТ 31985-2013).

В соответствии с термином и определением 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Из термина и определения 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно термину и определению 3.1 ГОСТ 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», под предприятием (объектом) общественного питания (предприятием (объектом) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что наименование здания не тождественно наименованию «объект общественного питания». В техническом паспорте отсутствуют помещения, позволяющие использовать объект недвижимости как объект общественного питания. Здание расположено на охраняемой территории с пропускным режимом, доказательств использования его в качестве объекта общественного питания как самостоятельного вида предпринимательской деятельности не имеется.

Из материалов дела следует, что мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения зданий в оспариваемые Перечни не проводились. Министерством имущественных отношений Самарской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие рассматриваемых объектов недвижимости критериям, установленным ст.378.2 НК РФ и необходимым для включения их в Перечни на дату их утверждения не представлено.

Наименование зданий без учета их технических характеристик, а также виды разрешенного использования земельных участков без учета фактического использования зданий и отсутствие определения фактического использования зданий на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не предусматривает безусловное отнесение к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, зданиям общественного питания или бытовых услуг.

Суд критически относится к акту осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером от 02.08.2018 года, составленного <данные изъяты>», в котором определено фактическое использование здания под офисы более 20% от общей площади здания, так как здание расположено на огороженной территории с действующим пропускным режимом, используется арендатором <данные изъяты>» по его назначению в составе производственного комплекс, в том числе в целях размещения сотрудников общества. Иных доказательств использования указанных в акте помещений именно в качестве офисов административным ответчиком не представлено.

Суд не принимает во внимание заключения кадастрового инженера Самарского отделения Средне-Волжского филиала АО «<данные изъяты>» от 26.10.2020 года, поскольку заключения составлены после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2018, 2019, 2020 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

На основании ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.

В том случае, если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.

В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче административного иска административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 13 500 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 10.12.2021 года № 479531, от 11.01.2022 года № 486747.

В связи с тем, что оспоренные заявителем нормативные правовые акты были приняты министерством имущественных отношений Самарской области, суд полагает, что судебные расходы подлежат взысканию с министерства имущественных отношений Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215, 111 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, в части включения в него

под пунктом 11943 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7554 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 17212 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7198 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7345 нежилого здания с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него

под пунктом 11529 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 16749 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 17807 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7366 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 16748 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 16747 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7012 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7157 нежилого здания с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 в части включения в него

под пунктом 12751 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 19650 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7979 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 18412 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7577 нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом 7740 нежилого здания с кадастровым номером ,со дня его принятия.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Сервис» в счет возврата уплаченной государственной пошлины 13 500 рублей.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.06.2022 года.

Судья: М.А.Панкова