<данные изъяты>а-<данные изъяты>
<данные изъяты>
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,
с участием прокурора <данные изъяты> прокуратуры
Быхановой Е.В.,
при секретаре Овсянниковой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-<данные изъяты> по административному исковому заявлению Кобяковой Л. Е. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> об оспаривании пункта 651 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632; пункта 796 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947; пункта 817 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607; пункта 873 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199,
установил:
Министерством имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты> издано распоряжение <данные изъяты> утвердившее перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов на 2019 год).
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Министерством имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты> издано распоряжение <данные изъяты> утвердившее перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Министерством имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты> издано распоряжение <данные изъяты> утвердившее перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов на 2021 год).
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Министерством имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты> издано распоряжение <данные изъяты> утвердившее перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов на 2022 год).
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
В Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год за <данные изъяты>, на 2020 год за <данные изъяты>, на 2021 за <данные изъяты>, на 2022 за <данные изъяты> был включен объект недвижимости здание с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - нежилое, наименование – здание автоцентра и мойки, общей площадью 1 352,9 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>, р-н Красногорский, рп Нахабино, <данные изъяты>. Данное здание на праве собственности принадлежит административному истцу Кобяковой Л.Е.
Административный истец Кобякова Л.Е. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункт 651 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632; пункт 796 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947; пункт 817 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607; пункт 873 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что с 2004 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - нежилое, наименование – здание автоцентра и мойки, общей площадью 1 352,9 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Красногорский, рп Нахабино, <данные изъяты>. Данный объект включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, что, по мнению административного истца, является неправомерным, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Как следует из административного искового заявления, в соответствии с выпиской из ЕГРН, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 2 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мойки и станции технического обслуживания автомобилей, по адресу: <данные изъяты>, городской округ Красногорск, рабочий <данные изъяты>, земельный участок 88.
По утверждению административного истца, вышеназванный объект фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание, также не предполагает размещение на них офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В указанной ситуации отсутствуют основания для включения здания в Перечни, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>». Включение данного здания в перечни объектов неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Административный истец также указал, что автосервис и мойка фактически используются для оказания услуг юридическим лицам, в связи с чем здание не может быть отнесено к объектам бытового обслуживания, при этом, здание включено в перечень на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год без соблюдения процедуры по определению фактического использования здания, расположенного на земельных участках, которая перед принятием оспариваемого нормативного акта не проводилась.
С учетом изложенного, отнести нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, однозначно не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни наименование здания, ни его фактическое использование.
При таких обстоятельствах, оснований для включения здания в оспариваемые перечни не имелось.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Аксельрод А.В. заявленные административные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности Круглова М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Показала, что оспариваемые Перечни объектов на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год утверждены уполномоченным органом государственной власти <данные изъяты>, размещены на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и действующему законодательству не противоречат. Объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> был включен в соответствующий Перечень, исходя из его наименования, а также вида разрешенного использования земельного участка, при этом было учтено, что более 20% от общей площади объекта используется для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения по делу, согласно которым оспариваемые Перечни объектов на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год утверждены уполномоченным органом государственной власти <данные изъяты>, размещены на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и действующему законодательству не противоречат. Просил в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (здесь и далее по тексту законы и иные нормативные акты приведены в их редакции, действующей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно предписаниям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
В свою очередь пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4 упомянутой статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты>, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 842/27 Министерство имущественных отношений <данные изъяты> (далее - министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, государственных органов <данные изъяты> и государственных учреждений <данные изъяты>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <данные изъяты> (далее Положение).
В силу пункта 13.5.1 Положения, в <данные изъяты> уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.
Анализ названных норм свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие. Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632, Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947, Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607, Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 опубликованы на официальном портале <данные изъяты> - http://www.mosreg.ru, на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты>, а также в официальном печатном издании - газете Ежедневные новости. «Подмосковье». Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов административным истцом не оспаривается.
Материалами дела установлено, что с 2004 года Кобякова Л.Е. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - нежилое, наименование – здание автоцентра и мойки, общей площадью 1 352,9 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>.
Согласно ответу ГБУ <данные изъяты> «МОБТИ» от <данные изъяты>, площадь здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> – 1 359,2 кв.м., с учетом изменений за счет возведения тамбура и уточнения размеров при проведении инвентаризации.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 651 Приложения) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 796 Приложения) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 817 Приложения) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 873 Приложения) объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru, <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты>, опубликовано в официальном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 225, <данные изъяты>.
Анализ названных норм свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом государственной власти с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов административным истцом не оспаривается.
Вместе с тем, по мнению суда, включение спорного объекта недвижимости в Перечни объектов на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год произведено с соблюдением требований действующего законодательства, а именно.
Из материалов дела, отзыва Министерства имущественных отношений <данные изъяты> следует, что здание включено в оспариваемые Перечни на основании пункта 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>», то есть исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, а также с учетом того, что более 20% от общей площади объекта используется для размещения объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из ЕГРН, нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет назначение - нежилое, наименование – здание автоцентра и мойки, общей площадью 1 359,2 кв.м., с учетом изменений за счет возведения тамбура и уточнения размеров при проведении инвентаризации, расположено по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 2 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения мойки и станции технического обслуживания автомобилей, по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, земельный участок 88.
По мнению суда, недостаточно указание в расположении спорного здания на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения мойки и станции технического обслуживания автомобилей», поскольку, исходя из наименования земельного участка, нельзя сделать вывод, что такой вид предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При этом суд учитывает положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
На момент принятия Перечней на 2019, 2020 и 2021 годы действовал Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> (далее – Классификатор 2014 года).
На момент принятия Перечня на 2022 год действовал классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от <данные изъяты> № П/0412 (далее – Классификатор 2020 года).
Из наименования видов разрешенного использования земельных участков усматривается, что они соответствует видам разрешенного использования по Классификаторам как 2014 года, так и 2020 года, 4.9.1.3 «автомобильные мойки» (размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли), 4.9.1.4 «ремонт автомобилей» (размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли), которые не относятся к объектам бытового обслуживания (код 3.3), а относятся к объектам дорожного сервиса (4.9.1).
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков является смешанным, обладающим признаками множественности, допускающим использование объекта в целях, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту здания по состоянию на <данные изъяты>, спорное помещение состоит из одного объекта – здания автоцентра и мойки, площадь которого составляет 1 359,2 кв.м.
Из экспликации к поэтажному плану следует, что в данном здании имеются помещения с наименованием «рем.зона» площадью 722,3 кв.м., «приемка» площадью 108,9 кв.м., «касса» площадью 3,2 кв.м., «мойка» площадью 102,0 кв.м., что составляет 936,4 кв.м. от 1 359,2 кв.м., то есть более 20 % от общей площади здания.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> (лист 3 раздела 2), а также договоров аренды следует, что в указанный период времени объект предоставлен в аренду ИП Миллеру П.А. и ИП Нечаеву О.В. для оказания услуг по ремонту и (или) техническому обслуживанию транспортных средств.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП Нечаева О.В. является ОКВЭД 45.20: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; основным видом деятельности ИП Миллера П.А. является также ОКВЭД 45.20: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Наименование здания и расположенных в нем помещений соответствует коду ОКВЭД 45.20 «техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Госстандарта от <данные изъяты> N 14-ст, установлен код 45.20 для такого вида деятельности как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (в том числе мойка и полировка), который распоряжением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 2496-р включен в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
Эта группировка включает:
- ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел;
- шиномонтаж и все виды связанных с ним работ;
- антикоррозийную обработку;
- установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу;
- предпродажную подготовку;
- техническую помощь на дорогах;
- транспортирование неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки.
Таким образом, изложенное свидетельствует, что здание под наименованием «здание автоцентра и мойки» относится к объектам бытового обслуживания.
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 2 ГОСТ Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от <данные изъяты> N 1356-ст, помимо физических лиц потребителями бытовых услуг могут быть юридические лица, например таких, как услуги промышленных прачечных, клининговых услуги, услуги химической чистки и прочих.
Таким образом, доводы административного истца об отсутствии доказательств оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств исключительно физическим лицам не свидетельствуют о том, что им не оказываются услуги по бытовому обслуживанию.
Помимо указанного, в материалы дела представлены сведения из информационно-телекоммуникационной сети Интернет о размещении в здании автомойки для неограниченного круга лиц, что подтверждается скриншотами поисково-информационной картографической службы Яндекс-Карты.
С учетом представленных в материалы дела сведений об адресах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, указанные данные относятся к общедоступной и проверяемой информацией, в связи с чем признаются допустимыми и относимыми доказательствами, которые подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <данные изъяты> N 1176-О, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье.
Оспаривая включение здания с кадастровым номером <данные изъяты> оспариваемые перечни, административный истец, не представил доказательства, свидетельствующие либо опровергающие факт использования здания в спорный налоговый период для размещения офисов, объектов общественного питания, торговли и бытового обслуживания в помещениях, составляющих менее 20% общей площади здания.
При данных обстоятельствах, имеются достаточные основания для вывода о том, что спорное здание с кадастровым номером <данные изъяты> предназначено для размещения объектов бытового обслуживания, в связи с чем у административного ответчика имелись основания для включения его в оспариваемые Перечни.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Кобяковой Л.Е. административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кобяковой Л. Е. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> об оспаривании пункта 651 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632; пункта 796 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947; пункта 817 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607; пункта 873 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 – отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е. Невейкина
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.