ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-92/17 от 17.11.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2017 г. г. Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи областного суда

Науменко Б.И.,

при секретаре Корженко И.А.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Балтийского городского Совета депутатов от 30.10.2012 № 95 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Город Балтийск»,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в Калининградский областной суд с иском о признании недействующим решения Балтийского городского Совета депутатов от 30.10.2012 № 95 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков: <...> Западного участкового лесничества Калининградского лесничества Калининградской области общей площадью 2705 га, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

В обоснование своих требований ссылается на то, что оспариваемым Генеральным планом установлены границы муниципального образования городское поселение «Город Балтийск».

Вместе с тем по результатам выполненного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» картографического наложения материалов лесоустройства на границы, определенные основным чертежом генерального плана, в соответствии с письмами ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 24.04.2017 , от 13.07.2017 , установлено включение в границы населенных пунктов поселения лесных участков: <...> Балтийского лесничества Балтийского лесхоза (в настоящий момент переименовано в Западное участковое лесничество Калининградского лесничества) Калининградской области общей площадью 2705 га.

Проект генерального плана муниципального образования муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» Калининградской области на рассмотрение в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступал.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Федеральное агентство лесного хозяйства считает указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям статей 8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 8, 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пп. 1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, пп. 2.1-2.4 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 года № 69.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Балтийского городского Совета депутатов МО «Город Балтийск» ФИО2, представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» ФИО3 против заявленных требований возражали, представив соответствующие письменные возражения и письменные доказательства.

Представитель заинтересованного лица – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области ФИО4 поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме, также представив письменные объяснения и доказательства.

Представители заинтересованных лиц – Правительства Калининградской области в первом судебном заседании ФИО5 и представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области ФИО6 в принятии решения по заявленным требованиям полагались на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон и заинтересованных лиц, а также прокурора Маркеловой Г.И. об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Балтийского городского Совета депутатов (далее - Совет) от 30.10.2012 № 95 утвержден Генеральный план (далее - Генеральный план) муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» Калининградской области в границах территории муниципального образования «Город Балтийск», установленных Законом Калининградской области № 274 от 03.07.2008 г., который оспаривается административным истцом в части.

Генеральным планом в границы территории муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» включены земельные участки с кадастровыми номерами 39:14:010142:1, 39:14:010211:3, 39:14:010246:5, 39:14:010213:6, 39:14:010140:4, 39:14:010120:1, 39:14:010110:1, 39:14:010248:4, 39:14:010359:2, 39:14:010121:2, 39:14:010141:2, 39:14:010111:1, 39:14:030116:56.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемым Генеральным планом установлены границы территории муниципального образования «Город Балтийск», в которые включены земли лесного фонда – лесные кварталы Западного участкового лесничества Калининградского лесничества с 1 по 57 с соответствующими выделами, без согласования, в нарушение действующего законодательства, с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Суд не может согласиться с такими доводами по следующим основаниям.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 7 этого кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В пункте 2 статьи 8 ЛК РФ указано, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 6 ЛК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из изложенного следует, что поскольку спорные земельные участки был образованы из земельного участка неразграниченной государственной собственности, отнесенному к землям населенных пунктов, то он сохранил свое целевое назначение и разрешенное использование, установленное для исходного земельного участка, образованного из участков квартала, отнесенного к землям населенных пунктов.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установлено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Согласно части 5 указанной статьи земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 15 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (05 января 2005 года), осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков; в иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно представленных в материалы дела заинтересованными лицами доказательств, также из сведений государственного кадастра недвижимости усматривается, что спорные участки зарегистрированы на праве собственности за муниципальным образованием – городское поселение «Город Балтийск» относятся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под лесами.

Административный истец не представил в материалы дела доказательства тому, что данные участки входят в состав земель иных категорий.

Доводы административного истца о том, что согласно материалам лесоустройства, которое неоднократно проводилось на территории, отнесенной Генеральным планом к городу Балтийск, спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда на территории Калининградской области и относится к Западному участковому лесничеству Калининградского лесничества и включены в государственный лесной реестр, что подтверждает отнесение указанного участка к федеральной собственности, не являются обоснованными в силу того, что спорный земельный участок до проведения лесоустройства был отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», указанный земельный участок не мог быть включен при инвентаризации в состав земель лесного фонда.

Указанная правовая позиция, но в отношении одного из спорных земельных участков, расположенного в черте города Балтийска, также изложена и подтверждена вступившими в законную силу решением Балтийского городского суда от 06.06.2012 по делу №2-238/2012, а также решением Арбитражного суда Калининградской области по делу А21-3388/2015, которые имеют преюдициальное значение для разрешения данного дела.

Делая вывод о необоснованности заявленных требований, суд исходит из того, что в соответствии с Решением Исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся №380 от 17 мая 1948 года «О черте города Балтийска и преобразовании населенного пункта Светлое в рабочий поселок», а также Решением №790 от 09.08.1949 года утверждена граница города Балтийска, в том числе с включением в ее границы спорных территорий как по южной части (вся территория Балтийской (Вислинской) косы, так и по восточному направлению до бухты залива Фишхаузен, в настоящее время Приморск.

Кроме того, как следует из ответа Федерального Агентства лесного хозяйства от от 14.11.2005 года согласно статьям 7 и 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях поселений, в том числе и городских, в лесной фонд не входят. Следовательно леса, независимо к какой группе лесов и категории защищенности они относятся, расположенные в пределах черты поселения, установленной до вступления в силу Лесного Кодекса РФ (-3 февраля 1997 года) подлежат исключению из состава лесного фонда и передаче в состав земель поселений путем оформления акта приема —передачи между лесхозом и органами местного самоуправления и внесения соответствующих изменений в материалы лесоустройства и учета лесного фонда. Для этого не требуется дополнительных распорядительных документов. Аналогичная позиция изложена также в ответе Рослесхоза от 24.05.2005 года.

Таким образом, черта города Балтийска была установлена компетентным государственным органом до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до 05 января 2005 года и границы спорных земельных участков, расположенных в черте данного города, при постановке на государственный кадастровый учет правомерно были отнесены к категории земель поселений.

Границы территории муниципального образования «Город Балтийск», установлены также Законом Калининградской области № 274 от 03.07.2008 г.

В последующем границы указанных территорий не менялись.

Никаких достоверных доказательств, подтверждающих, что изначально вышеуказанные земельные участки были в установленном порядке отнесёны к категории земель лесного фонда, стороной истца суду не представлено, а из материалов дела указывающих на это обстоятельств не усматривается.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Генеральный план принят Балтийским городским Советом депутатов в пределах своих полномочий и с соблюдением процедуры принятия, не противоречит вышестоящим законам и нормативным правовым актам.

Доводы административного истца по обязанности Балтийского городского Совета депутатов согласования проекта Генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не нашли своего подтверждения.

Что касается Генерального плана муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков: кварталы 53 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:01012:1) и 57 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010121:2), то в этой части суд его не может признать законным и обоснованным, поскольку вступившим в законную силу решением Балтийского городского суда Калининградской области от 30 мая 2017 г. признаны недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ на местности земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:010120:1 и 39:14:010121:2, и признано отсутствующим право собственности муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» на земельный участок с кадастровыми номерами 39:14:010120:1 общей площадью 181046 кв.м, и с кадастровыми номерами 39:14:010121:2 общей площадью 148777 кв.м, расположенных в границах города Балтийска.

Указанное решение суда имеет преюдициальное значение для разрешения заявленных требований, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства подлежит удовлетворению в части признания недействующим решения Балтийского городского Совета депутатов от 30.10.2012 № 95 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков: кварталы 53 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:01012:1) и 57 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010121:2)

В остальной части заявленных административным истцом требований следует отказать.

Руководствуясь ст.175, 177, 178,180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить частично.

Признать недействующим решение Балтийского городского Совета депутатов от 30.10.2012 № 95 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» в части включения в границы населенных пунктов поселения лесных участков: кварталы 53 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:01012:1) и 57 (земельный участок с кадастровым номером 39:14:010121:2) со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства в остальной части – отказать.

В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать резолютивную часть решения в официальном печатном издании Балтийского городского Совета депутатов МО городское поселение «Город Балтийск» - муниципальной газете «Вестник Балтийска».

Решение в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 21 ноября 2017 года.

Судья: Науменко Б.И.